-закрепление умения использовать формулы для решения текстовых задач.
-развитие устанавливать и видеть причинно-следственные связи в решении задачи, строить логической цепи рассуждений;
-совершенствование умения выделять информацию в задаче.
-развитие умения контролировать свою деятельность (самопроверка задания, выполненного самостоятельно и работы на уроке);
-развитие умения с достаточной полнотой и точностью проговаривать свои действия.
1.Учебник.
2.Карточки с буквенными обозначениями величин.
3.Карточки с формулами.
4. Таблицы к задачам.
5.Мультимедийная презентация.
6. Цветные карандаши.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. (2 мин) | - Математика пришла, Занимай свои места. Найди для головы полезное занятье! Чтоб от безделья не зевать, Полезно “голову ломать”! - Ребята, как вы понимаете фразеологический оборот «ломать голову»? -Сегодня мы с вами будем «ломать голову». - Прочитайте слова на доске. - О чем они вам говорят? - Ребята, где встречаются величины скорость, время, расстояние, формула пути? -В каких задачах. - Определите тему нашего урока. (Слайд № 2) -Правильно, сегодня мы будем решать задачи на движение. (открывается на доске). -Зачем мы будем их решать? Какую цель поставим на уроке? - Сегодня мы будем решать задачи и выявлять свои затруднения. | - Думать, искать решение. Скорость. Время. Расстояние. Формула пути. Задача. Это величины -В задачах. -В задачах на движение. - Чтобы повторить и закрепить полученные знания на предыдущих уроках. |
2. Актуализация знаний. (10-12 мин) | 1) - Для этого сначала вспомним то, что знаем. - Какие величины обозначают эти буквы? (показываются на карточках) - Установите соответствие (с карточками, на доске) - Как найти расстояние? - Найдите карточку, показывающую формулу нахождения расстояния. (показывается на карточке: s = v * t) -Как еще называется это равенство, устанавливающее зависимость между этими величинами? – Какие еще формулы следуют из этой? (показываются на карточках: t = s : v, v = s : t) 2) – А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. - Открываем тетради. Пишем сегодняшнее число, классная работа. - Открываем учебник на стр. 118. Прочитайте задачу № 10. - У вас на партах есть таблица. Заполните таблицу, запишите решение задачи и ответ в тетрадь. 3) – Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, используя прием «Светофор», проверьте друг у друга решение. (Слайд № 3) | - Расстояние. Скорость. Время. - Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время. - Формулой пути. - Скорость равна расстоянию, деленному на время. Время равно расстоянию, деленному на скорость. Индивидуальная деятельность учащихся. 9*3=27 (км) Ответ: 27 км прошли лыжники. |
3. Локализация затруднений. (5 мин) | - Поднимите руки, кто справился с заданием – правильно оформил таблицу и решил задачу? - Кто допустил ошибки? Где? Какие затруднения возникли? - Кто допустил ошибку в выборе формулы? В записи условия? В таблице? В вычислениях? | |
4. Построение проекта преодоления затруднений. (2 мин) | - Если перед нами встретилось затруднение, то какая учебная задача в связи с этим перед нами встаёт? -Что для этого будем делать? | - Устранить эти затруднения. - Решать задачи, не допуская таких ошибок. |
5. Реализация построенного проекта. (5 мин) | - Выполним задание № 11. Заодно, кто-то уже будет предотвращать свои ошибки. - Прочитайте задачу и заполните таблицу, которая есть у вас на партах. - Что известно в задаче? - Что нужно найти? - Заполни таблицу, используя известные данные. - Какую формулу выберешь для решения задачи? - Проверяем. - Так ли заполнен у вас 1-ый столбик? 2-ой? 3-ий? - Кто допустил ошибки? Где? Почему? -Теперь проверяем решение. - Где затруднялись? Работа по решению задачи № 12 в парах. - Повторим правила работы в парах. - Как только вы в паре обсудите заполнение таблицы и решение, запишите в тетрадь. - Проверяем. | 1 ученик у доски работает над задачей (из числа тех, кто имеет затруднения) - расстояние и скорость - время t = s : v 300 : 100 = 3 (ч) Ответ: 3 ч едет экспресс. 80 : 4 = 20 (км/ч) Ответ: 20 км/ч скорость всадника. Выступает пара: один рассказывает заполнение таблицы, второй решение задачи и ответ. |
6. Обобщение затруднений во внешней речи. (2 мин) | - Кто уже учитывал свои ошибки? - Ребята, кто не допустил ни одной ошибки? | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин) | - Сейчас возьмите листы с заполненными таблицами. На них несколько задач. Используя формулы, решите задачи устно и вместо знака «?» вставьте правильный ответ. Скорость | Время | Расстояние | 5 км/ч | 2 ч | ? | 12 м/с | ? | 60 м | ? | 3 ч | 300 км | 60 км/ч | 4 ч | ? | ? | 4 ч | 880 км | (Слайд 4, 5) 2. Самопроверка. - Проверьте сами себя. - Поднимите руки, кто правильно решил? | 10 км 5 ч 100 км/ч 240 км 220 км/ч Поставить отметки |
8. Включение в систему знаний и повторение. (5 мин) | - А сейчас я предлагаю вам прочитать условие задачи. (Слайд № 6) В первый день туристы шли со скоростью 6 км/ч и были в пути 8 часов, во второй день они шли со скоростью 5 км/ч и были в пути 9 часов. Сколько км всего туристы прошли? - Какого вида задача? - Почему вы так решили? - Чем отличается эта задача от тех, которые мы решали на уроке? - Давайте решим эту задачу устно. (Слайд № 7) | 1 ученик читает Задача на движение В ней есть величины: скорость, время, расстояние В ней туристы шли 2 дня и надо найти общее расстояние 6*8=48 (км) – прошли в 1 день 5*9=45 (км) – прошли во 2 день 48+45=93 (км) Ответ: 93 км прошли туристы за 2 дня |
9.Рефлексия деятельности. (3 мин) | -Кто смог решить поставленные задачи? -Чему научились на уроке? -Мне было трудно… - Проведите самооценку своей работы на уроке и оцените свои знания. (Слайд № 8) | - Решали задачи и выявляли места затруднений. Устраняли ошибки. |