Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
На этом уроке учащиеся получат умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд, записывать операции сложения и вычитания без перехода через разряд столбиком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел».»
Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
2) Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
5) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
1) Сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд, записывать операции сложения и вычитания без перехода через разряд столбиком.
2) Тренировать умения анализировать и решать задачи на нахождение части, решать уравнения.
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны по курсу «Мир деятельности»
Д−26.1 Эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.
Д−26.2 Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик (из урока 2-1-5), который достраивается еще одним шагом.
Д−26.3 Алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.
Д−26.4 Подробный образец выполнения задания в парах.
Д−26.5 Подробный образец выполнения СР.
2) Презентация: слайды 1−4.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Сегодня вы продолжаете путешествовать по миру трёхзначных чисел. Что вы умеете делать с трёхзначными числами? (Читать, записывать, выкладывать с помощью графических моделей, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать.)
– Можете ли вы назвать себя знатоками трёхзначных чисел, или вам не хватает каких-то знаний? (Не умеем складывать и вычитать трёхзначные числа…)
– Так вот, этот торжественный момент настал. И сегодня вы займётесь … (Сложением и вычитанием трёхзначных чисел.)
– Это новый для вас материал, значит, как будет организован урок? (Сначала повторим необходимые знания, затем выполним задание для пробного действия, …)
– Итак, прежде чем узнать новое, нужно … (Повторить необходимые знания.)
– Зачем? (Они могут пригодиться при построении нового.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На доске вывешены пронумерованные эталоны: сложение и вычитание двузначных чисел по общему правилу и в столбик.
– Приступим?!
– Откройте рабочие тетради на стр. 46, № 1. Что вы должны сделать? (Надо найти сумму и разность двузначных чисел двумя способами: по общему правилу и в столбик.)
− Какие эталоны вам будут необходимы?
Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.
– Это всё, что вам необходимо сегодня повторить. Что я выбрала для повторения? (Способ сложения и вычитания двузначных чисел в столбик и по общему правилу.)
– Какой случай сложения и вычитания двузначных чисел в столбик вы повторили? (Когда нет перехода через разряд.)
– Что дальше? (Надо выполнить задание для пробного действия.)
− Выполните задание № 2 (а). Что нового в этих примерах? (Мы выполняли действия с двузначными числами, а теперь надо выполнить действия с трехзначными числами.)
– И что же вы предпримете? (Попробуем выполнить задание.)
– Послушайте задание внимательно. Надо записать примеры столбиком и решить их, но с условием: пользоваться можно только эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.
Дети, приступив к выполнению задания, должны остановиться на действии с разрядом сотен, что будет свидетельствовать о наличии у них способности видеть недостаточность эталона и шагов алгоритма.
– Вы выполнили задание до конца? (Нет, мы не выполнили задание до конца.)
– В чём же ваша трудность? Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры полностью, пользуясь эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.)
– Что делать дальше? (Подумать, почему возникло затруднение.)
3. Выявление причины затруднения.
– Какое задание вы должны были выполнить? (Записать примеры столбиком и решить их, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.)
– Почему же вы не смогли решить примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел полностью? (Алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел недостаточно для сложения и вычитания трёхзначных чисел; нет способа сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Узнать способ сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)
– Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)
Записать тему на доске.
– Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять? (Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел.)
– Решать поставленную вами цель вы будете в группах. Для реализации цели выполните № 2 (б) (РТ), стр. 46.
Раздать каждой группе по одному листу А–4.
– А теперь попробуйте уточнить известный вам эталон. Затем посмотрим, что у вас получилось, и обсудим.
– Выберите представителя от группы, который расскажет о результатах вашей работы.
Представитель одной из групп объясняет свой вариант эталона.
После согласования групп эталон приобретает такой вид (Д−26.1):
– Какое дополнение вы внесли в известный эталон? (Добавили сложение и вычитание единиц разряда сотен.)
Открыть на доске рядом с эталоном алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-5) (Д−26.2):
– Расскажите, как складывают и вычитают трёхзначные числа, а по ходу скажите, какой шаг следует добавить в алгоритм. (Пишем единицы под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.)
Учитель по ходу ответа добавляет шаг в алгоритм. В итоге он приобретает такой вид (Д−26.3):
– Проверьте полученный вывод по учебнику. Откройте его на стр. 50. Прочитайте правило в рамке. (При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.)
– Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)
– Способ вы построили. Молодцы! Чем предлагаете заняться дальше? (Будем учиться применять новый способ.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Начнем работать с № 2 (У), стр. 50.
Задание выполняется у доски с проговариванием.
№ 3 (У), стр. 50. Выполнить в парах по рядам. Проверка проводится по подробному образцу (Д−26.4, слайд 1−3), при необходимости провести коррекцию.
+
+
+
−
−
−
− Что интересного вы замечаете? (Второй пример проверяет правильность выполнения первого и наоборот.)
− Как можно проверить правильность выполнения сложения? (Вычитанием.)
− Как можно проверить правильность найденной разности? (Надо сложить разность с вычитаемым или из вычитаемого вычесть разность и должны получить уменьшаемое.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
Открыть на доске подробный образец для самопроверки (Д−26.5, слайд 4):
– Какие трудности возникли при решении примеров? (Вычислительные ошибки при сложении (вычитании) в пределах 10, …)
– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Как вы думаете, где вам пригодится знание способа сложения и вычитания трёхзначных чисел? (При решении задач, уравнений, …)
№ 5 (У), стр. 51.
Задание выполнить устно, фронтально.
– Выполним № 4 (У), стр. 50 (первое и второе уравнения). Прочитайте задание.
Один ученик у доски объясняет ход решения, остальные дети пишут в тетрадях.
– Выполним теперь № 7 (У) на стр. 51. Прочитайте задачу.
– Выполните анализ задачи.
– Расскажите план решения задачи.
– Как удобнее записывать каждое действие задачи? (В столбик.)
– Запишем решение задачи.
Один у доски, остальные – в тетрадях.
– Вот вы и убедились в том, что знание нового способа пригодится вам для выполнения многих заданий.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Подведём итог. Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
– Достигли цели? Докажите.
– Как складывают и вычитают трёхзначные числа в столбик? (…)
– Что помогло вам так легко построить новый способ и понять его? (Мы опирались на известный способ сложения и вычитания двузначных чисел.)
– Где вам могут пригодиться новые знания? (В решении задач, уравнений, в повседневной жизни, …)
– Кто сегодня может сказать, что учился по-настоящему? Почему? (…)
– Можете ли вы теперь назвать себя знатоками трёхзначных чисел? (…)
– Хорошо, я думаю, что мы это выясним на последующих уроках. У кого остались затруднения по новой теме? Что вы себе запланируете? (Отработать новый способ дома, повторив алгоритм.)
Домашнее задание: правило, № 6 (У), стр. 51, № 5* (РТ), стр. 46, по желанию №№ 9*, 10* − один по выбору.