Конспект урока математики на тему "Площадь прямоугольного треугольника
Конспект урока математики на тему "Площадь прямоугольного треугольника
Данный конспект предназначен для проведения урока математики в 4 классе, на котором учащиеся, под руководством учителя, выводят формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. На этом уроке они так же знакомятся с понятиями "катет" и "гипотенуза", учатсь находить площадь прямоугольного треугольника, закрепляют вычислительные навыки и умение решать задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2) Какое из них самое маленькое число? Самое большое?
3) Увеличьте числа на 1ед.
4)Назовите все известные геометрические фигуры. Дополните ответ.
5) Назовите формулу нахождения площади прямоугольника. S=
6) Назовите единицы измерения длины.
7)Продолжите запись 1 дм = … см, 1м= …см
8) Назовите единицы измерения площади фигур
9) Продолжите запись 1 дм2 = … см2, 1м2= …см2
Игра «Данетки» (работа с сигнальными карточками)
Прочитайте числа (на доске):
555, 7431, 3627, 440, 1330, 2212.
-На какие две группы можно разделить эти числа? (круглые – некруглые, трехзначные – четырёхзначные, чётные – нечётные)
- Задание парам:за 10 секунд запомнить все эти числа. Ночь.(легли на парты, закрыли глаза )
- Я переставлю числа, а вы должны назвать число, которое изменилось:
555 404
7431 1330
3627 2212
-Найдите сумму чисел в каждой строке, назовите только результат.
- Найдите разность чисел в каждой строке, назовите только результат.
-Умножьте числа первого столбика на 2, назовите только результат.
- Умножьте числа второго столбика на 3, назовите только результат
Назови лишнюю геометрическую фигуру. (Слайд 2)
- Какие фигуры остались? (прямоугольники)
-Какие свойства прямоугольников знаете? (все углы прямые, противолежащие стороны равны)
III. Постановка проблемы.
- Работа в парах: возьмите с парты прямоугольник и найдите его площадь. Что будете делать сначала? (сначала измерим стороны).
- Запишите размеры сторон у края внутри прямоугольников.
- Назовите результаты вычислений. (отвечают, называя стороны и площади своих фигур)
-Какая ещё фигура есть на столе у каждого? (треугольник)
- Почему эту фигуру так назвали? (у неё 3 угла)
- Какие виды углов вы знаете? (острые, тупые и прямые)
-Встаньте и покажите руками виды углов, которые я буду называть. (острый, тупой прямой)
- Вы показывали углы как будто, вырастали цветы. Предлагаю физкультминутку «Спал цветок …»
Физкультминутка
«Спал цветок …»
«Вверх и вниз ведём мы взгляд..»
«Сколько раз хлопну…»
- Итак мы вспомнили виды углов. (Слайд 3)
-От вида угла образуются названия треугольников, кто догадался, как будут называться эти треугольники? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные) (Слайд 4)
- Теперь определите, какой вид треугольников лежит на вашем столе? (прямоугольный)
- Как доказать? (С помощью линейки-угольника проверить прямой угол)
- До физкультминутки вы нашли площадь прямоугольника по формуле S=a*b. (Слайд 5)
А теперь найдите площадь этого прямоугольного треугольника,(Слайд 6)
- Смогли выполнить задание? (Нет)
-Почем не смогли решить эту задачу? (Задача другая, такие ещё не решали)
-Что нам надо знать для решения этой задачи? (Надо знать как вычисляют площадь прямоугольного треугольника)
- Поставьте перед собой цель. (Надо найти способ нахождения площади прямоугольного треугольника) (Цель урока - на доску)
- Как бы вы сформулировали тему урока? (Площадь прямоугольного треугольника) (Тему урока – на доску) (Слайд 7)
-Какие цели поставим на урок? Чему будем учиться? (Будем выводить формулу площади прямоугольного треугольника, учиться находить площади прямоугольных треугольников, чтобы потом применять в жизни). (Задачи урока – на доску)
Открытие нового.
Работа впаре
- Одинаковые или разные в паре треугольники? (одинаковые)
(Слайд 8)
-Как проверить (Наложением)
- Попробуйте в паре из двух одинаковых прямоугольных треугольников сложить новую фигуру, может это поможет. Чья пара готова, покажите мне свою готовность.
-Встаньте те пары, у которых получилась такая фигура.
(Слайд 9 /1)
-Как называется эта фигура? (Параллелепипед)
-Умеете находить её площадь? (Нет)
- Может эта фигура помочь найти площадь нашего прямоугольного треугольника) (Нет)
Встаньте те пары, у которых получилась такая фигура.
(Слайд 9 /2)
- -Как называется эта фигура? (Треугольник)
-Умеете находить её площадь? (Нет)
- Может эта фигура помочь найти площадь нашего прямоугольного треугольника) (Нет)
Встаньте те пары, у которых получилась такая фигура.
(Слайд 9 /3)
- -Как называется эта фигура? (Прямоугольник)
-Умеете находить её площадь? (Да)
- Может эта фигура помочь найти площадь нашего прямоугольного треугольника? (Может)
- Как получили прямоугольник? (Приложили острыми углами)
(Слайд 10)
-Приложите так все, постройте прямоугольник. А теперь сможете найти площадь прямоугольного треугольника? (Да)
-Как? (Сначала найти площадь прямоугольника, потом разделить её на 2)
- Почему разделить на 2? (Потому, что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников)
- Нужно проверить, всегда ли прямоугольник состоит из одинаковых треугольников. Приготовьте каждый свой произвольный прямоугольник, который вы вырезали дома на клетчатой бумаге. Покажите его мне. Проверьте с помощью опыта действительно ли наше утверждение верно? Как будете действовать?
(Проведём диагональ и разрежем прямоугольник по диагонали)
- Что понадобиться для работы? (Карандаш, линейка, ножницы)
-Напомните Правила техники безопасности при работе с ножницами.
-Приступайте к опыту. Как проверить равенство прямоугольных треугольников? (Наложением) Все закончили разрезать?
-Встаньте дети у которых прямоугольник разделился на два равных прямоугольных треугольника. Сделайте вывод (Любой прямоугольник по диагонали делится на 2 равных прямоугольных треугольника)
- Кто запомнил, как найти площадь прямоугольного треугольника? (Площадь прямоугольника разделить на 2)
- Попробуйте назвать эту формулу ( S= (a*b):2 ) (Слайд 11)
Работа в группе
- Сейчас мы разделимся на 3 группы.
- Сможете ли вы составить алгоритм действия по нахождению площади прямоугольного треугольника для ребят 4б класса, чтобы они точно поняли почему S= (a*b):2 , но у вас усложнённое задание.
Представьте что у вас нет ни готовых одинаковых треугольников, ни ножниц, но есть рисунок этого треугольника, линейка-угольник и простой карандаш. Каждая команда получает лист с заданием. На нём есть прямоугольный треугольник и часть незаполненного алгоритма действий. Дополните и чертёж и алгоритм действия. Время на выполнение работы -2 минуты.
-Время закончилось, что придумали команды? (Слайд 12)
Начнём с вопроса в алгоритме, чья команда отгадала, какой вопрос мы должны решить до начала поиска? (Треугольник прямоугольный?)
- Как изменили чертёж? (Дополнили до прямоугольника)
-Первая командакакая? (Дополни до прямоугольника)
-Назовите вторую команду (Найди площадь прямоугольника)
-Назовите третью команду (Раздели на 2)
-Какую формулу нахождения площади прямоугольного треугольника написаливнизу? Есть ли команда которая правильно выполнила задание.
-Предлагаю перейти к математической терминологии, то есть сформулировать открытую нами формулу математическим языком.
- У прямоугольного треугольника стороны а и b – это какие стороны? (Стороны, прилежащие к прямому углу).
В математике есть точное научное математическое название сторон прямоугольного треугольника. Посмотрите наследующий слайд и постарайтесь запомнить их название. (Слайд 13)
- Назовите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника, используя новые названия сторон прямоугольного треугольника.
- Сравните с эталоном. (Слайд 14)
(Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов)
-Что нужно сделать, чтобы найтиплощадь прямоугольного треугольника (Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин его катетов и разделить величину на два.)
Физкультминутка
«Цветик – семицветик»
«Сколько раз хлопну…»
«Меж еловых мягких лап»
«Я тетрадь свою открою»
Закрепление новых знаний.
Работа в тетради
-Выполним задания на использование новой формулы.
Задание 1. (Слайд 15)
Запись по ходу выполнения задания:
Задача 1.
а=4см; b=5см
S= (а*b):2
S=(4*5):2=10(см2)
Ответ: 10см2.
Задание 2 (устно) (Слайд 16)
а=4дм; b=4дм
S= (а*b):2
S=(4*4):2=8(дм2)
а=3м; b=6м
S= (а*b):2
S=(3*6):2=9(м2)
Задание3. (Слайд 17)
Запись по ходу выполнения задания:
а=9см; b=2см
S= (9x2):2= 9(см2)
Домашнее задание: (Слайд 18)
Домашнее задание: составить аппликацию из прямоугольных треугольников, найти её площадь.
Подведение итогов.(Слайд 19)
-Над какой темой мы работали на уроке?
-Какую цель ставили?
-Кто научился?
- Все ли поставленные задачи выполнили?
-Как найти площадь прямоугольного треугольника?
Рефлексия.
Продолжите высказывания:
Сегодня впервые я узнал…
На уроке мне понравилось …
Мне было легко…
Я бы хотел ещё…
Оцените свою работу на уроке с помощью разноцветных смайликов:
Красный цвет:
Я работал хорошо! Я все понял на уроке.
Синий цвет: Я работал, но не всё получилось.
Зелёный цвет: Я мало работал. Не всё понял. Нужно ещё позаниматься
Закрепите на схему выбранные смайлики соответствующего цвета.