4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы; - понимать важность заботы о зимующих птицах; - повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
- Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях; - Правильно подбирать корм для птиц; - Уметь изготовить простейшую кормушку; - Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; - проговаривать в логической последовательности свои действия; - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: 1) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. 2) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. 3) Образцы кормушек.
Ход урока
1. Организационный момент
На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.
- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? - Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц)
- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?
-Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?
- А почему их так называют?
- Какую пользу приносят птицы?
- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.
- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.
На данном этапе используется фронтальная форма работы.
3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала
- Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать.
- Какие же птицы у нас зимуют?
На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной деятельности.
4.Работа над темой урока.
- Давайте представим, о чем говорят птицы зимой. Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему?
Они стараются держаться поближе к человеку, чтобы люди им помогли.
Или синички и поползни (показ иллюстрации), они почти круглый год живут в лесах, а когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д.
- Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом.
- Мы должны им помогать, подкармливать.
5. Физкультминутка
6. Практическая работа
-Трудно приходится зимой птицам поэтому нам нужно им помочь, а как это сделать?
- И теперь мы с вами попробуем рассмотреть разнообразные кормушки, которые вы изготовили дома.
- А чтобы кормушки получились прочные, и понравились птицам, их нужно сделать удобные по размеру (для маленьких и больших птиц)
Дети демонстрируют и комментируют свои готовые кормушки, из каких материалов они выполнены.
- Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет.
_ А куда мы будем вешать наши кормушки?
- Птички уже ждут кормушки. Их мы развесим на деревьях вокруг школы, а кто желает может повесить в своём дворе.
Но помните, кормушки и скворечники нужно привязывать к дереву. Нельзя прибивать! А почему?
Рассуждения детей.
Дети выставляют свои кормушки на столик.
7. Продолжение изучение материала.
- Конечно ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы не редко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, мороза.
-Что же должны делать люди, что бы помочь зимующим птицам?
-Кормушки у нас готовы? А чего же в них не хватает?
-Чем можно покормить птиц?
-Учитель показывает корм в мешочках и объясняет (семечки, просо, зерно, сало).
- Когда мы будем вешать кормушки на настоящее дерево, мы с вами насыпим корм.
8. Работа с учебником. Чтение правила в учебнике.
-Прочитайте текст на стр. 75.
-Как видите ребята, мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм.
А какой корм нужен для птиц?
Ответы детей.
9. Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
10. Итог урока. Выводы.
Спасибо за урок!
Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики.
Летом синица питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала. С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.
Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.
Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название. Гнездится в лиственных, хвойных лесах, а также садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами. Поползень- шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тцит» либо более протяжные «тци-ит», из-за которых их когда-то прозывали «ямщиками»