kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе " Богатыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект и презентацию урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Богатыри"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе " Богатыри"»







Конспект урока
по изобразительному искусству





Студент Головчук Е. В.

Группа 40

Класс 4 «А»

Оценка













Курган 2021





Паспорт урока


УМК: Школа России, программа «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Б.М.Неменский, 4 класс.

Тема урока: Древнерусские воины-защитники.Богатыри.

Тип: Урок усвоения новых знаний.

Вид: Беседа – практикум.

Цель: Организация деятельности обучающихся по расширению знаний о сюжетной композиции. Изображение образов древнерусских воинов-защитников на русском поле в живописи.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования умения создавать сюжетную композицию; раскрытия образа человека в искусстве с использованием выразительных средств создания образа воина-защитника, прославления воинской доблести;

Развивающие: способствовать развитию графического и кистевого навыка, восприятия мира; умения отражать воинов в полном боевом снаряжении; развитие практических умений и навыков.

Воспитательные: создать условия для воспитания аккуратности при работе; уважительного отношения к Родине.

Оборудование: Презентация, репродукции картины

Основные понятия: Сюжетная композиция, особенности композиции, портрет, фронтиспис.

Технология: личностно-ориентированная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, наглядный.

Личностные:

  1. - Освоение личностного смысла учения, желания учиться;

  2. - Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные:

Регулятивные: 

  1. - Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

  2. - Следовать режиму организации учебной деятельности;

  3. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  4. - Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя;

  5. - Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

  6. - Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы;

  7. - Корректировать выполнение задания в дальнейшем;

  8. - Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные:

  1. - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  2. - Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные:

  1. - Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

  2. -Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

  3. - Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Предметные:

Пр1- расширять представление о построении художественных произведений; продолжать знакомство с правилами, приемами и средствами композиции;

Пр2-анализировать произведения искусства, знать снаряжения воинов-защитников, применять их в построении художественных композиций;

Пр3- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания художественных образов.

Материальнотехническое оснащение урока:

Образовательные ресурсы:

Оформление доски

Презентация





Древнерусские воины-защитники. Богатыри.



Основные понятия

Сюжетная композиция

Особенности композиции

Портрет

Фронтиспис


  1. Теоретические основы композиции и тематическое рисование на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://5fan.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

  2. Неменская, Л.А., под редакцией НеменскогоБ.М. Изобразительное искусство. Каждый из нас-художник.4класс[Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.Неменская, под редакцией

  3. Б.М.Неменского – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. – 159с.

Информационная карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

-Начнём урок, друзья. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, у всех хорошее настроение и оно у вас таким останется на протяжении всего урока, ведь урок у нас сегодня необычный. Вы в этом убедитесь.


-Прежде чем начать наш урок, проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать следующие предметы: шаблон, краски, кисти, вода, карандаш, ластик, клей, клеёнка, салфетка, тряпочка.

Приветствуют учителя.




Проверяют готовность к уроку.

Л1-освоение личностного смысла учения, желания учиться;

Р1-Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р2-Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Актуализация знаний

-Для начала давайте вспомним то, что вы изучали ранее. Эти знания нам пригодятся сегодня на уроке.


-Скажите, что такое композиция?


-А что такое сюжетная композиция?





-Правильно. В первом классе вы изучали и рисовали портрет. Что это такое?


-Отлично, молодцы!


-Обратите внимание на слайд. (слайд 1) Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет.На том стояла, и стоять будет русская земля».Александр Невский

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?



-  Верно, сегодня мы будем с вами говорить о тех, кто защищает нашу Родину. О людях отважных, смелых, сильных духом. Тема нашего урока- «Древнерусские воины-защитники.Богатыри».


-Сегодня на урокемы узнаем, как жили древние славяне, побываем на княжеском дворе и на торговой площади, познакомимся с одеждой и оружием русских воинов- богатырей.





-Соединение частей в одно целое.

-Когда в одной композиции отображён какой-то сюжет или несколько сюжетов.


-Изображение какого-то человека.



Читают эпиграф к уроку.



-О защитниках русской земли.



Слушают учителя.



Р3-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

К1- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.



Л2-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

Р5-Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы;

Р6-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.


Изучение новых знаний

-Место, где жил князь с дружиной, огораживалось и охранялось. Посмотрите. (слайд 2)

-Это был городок внутри города. Для гонца открывали ворота. На дворе располагалась церковь и хозяйственные постройки: поварни, конюшни, избы для приближенных, а над ними возвышается двухэтажный княжеский дворец.


-От княжеских хором мы отправимся к мастерам-умельцам. Ремесленный люд жил в поселениях, построенных вокруг кремля. (слайд 3)

Жили ремесленники и торговые люди в избах. Во дворе мастерская: кузнецкая, гончарная, ювелирная. Кузнецы ковали оружия для защиты от врагов.


-Я предлагаю вам рассмотреть изображения древнерусских воинов. (слайд 4)



-Опишите, какая у них одежда?






-Верно. Назовите, какие вы видите оружия у древнерусских воинов?


-Правильно, молодцы!


-Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен, составленные из плотно кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного вида шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне, пристегнутым к поясу, а слева - лук в особом чехле-налуче. Колчан и налуч делались чаще всего из кожи и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.


-Посмотрите, как Николай Александрович Куландин в своей работе изобразил великого русского князя Александра Невского, которому славу принесли многочисленные победы над шведами и немецкими рыцарями Ливонского ордена. (слайд 5)

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом.


- Именно это событие в своей работе изобразила Тамара Михайловна Рукина. (слайд 6) Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли.


-Но большое внимание уделяли художники изображениям русских богатырей. Так, одно из самых известных это «Богатыри» Василия Михайловича Васнецова. Обратите внимание на репродукцию картины на доске.



-Дети, скажите, кто изображён на картине?


-Правильно, на картине изображены 3 богатыря.


-Назовите их имена?



-Верно, это главные герои русских былин. Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек.


-Ребята, а как вы думаете, куда направляются богатыри?


-Обратите внимание на небо. Какое оно?


-Правильно. Оно означает грозящую богатырям опасность.


-Ребята, не только художники и народные мастера росписи изображали богатырей в своих работах, но и художники – иллюстраторы. Владимир Андреевич Фаворский много работ создал к «Слову о полке Игореве» в технике фронтиспис. (слайд 7) ФРОНТИСПИС — страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей и само это изображение. Это может быть изображение героя или портрет автора.

Рассматривают место, где жил князь с дружиной.





Слушают учителя.







Рассматривают изображения древнерусских воинов.

-У воинов железные доспехи, под кольчугой рубаха, тряпичные штаны, кожаные сапоги.


-Меч, лук, щит, топор, копьё.








Слушают учителя.





















Рассматривают изображение Александра Невского.





Рассматривают иллюстрацию «Ледовое побоище».






Рассматривают картину «Богатыри».



-Русские богатыри.




-Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.



Слушают учителя.











-В дозор.


-Пасмурное и тревожное.





Рассматривают репродукцию картины.


Слушают учителя.


Пр1- расширять представление о построении художественных произведений; продолжать знакомство с правилами, приемами и средствами композиции;

Пр2-анализировать произведения искусства, знать снаряжения воинов-богатырей, применять их в построении художественных композиций;

Р2-Следовать режиму организации учебной деятельности;

Р4-Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя;


К1-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2-Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

П3-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

Л1-Освоение личностного смысла учения, желания учиться.




Этап практического применения знаний

-Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие – нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей можно использовать цветную бумагу, чтобы дополнить образ. Каждой паре дается задание о использовании какого-то одного приема работы, а потом нужно определить всем вместе эти приемы работы.

-Приступаем.

-Давайте посмотрим , что у вас получилось.

-Молодцы.


-Ребята, сегодня мы с вами создадим коллективное панно «Древнерусские воины-защитники. Богатыри.».


Выполняя работы, вы должны соблюдать следующие требования:

-готовый шаблон воина на коне или мечем прорисовать более детально;

-внимательно изучить на иллюстрациях цветовую гамму одежды и вооружения;

-передать выразительность, ритмичность и пропорциональность фигур;

-уметь работать линией, контуром, пятном, штрихом, владеть материалом, изобразительной техникой;

-цветовое решение должно быть в характере героев, в контрастных или близких цветах, «теплых» или «холодных». Цвет работает на образ героя;

-разместить свой рисунок на коллективном панно согласно замыслу.


-Сейчас вы должны применить все имеющиеся знания. Старайтесь аккуратно и внимательно выполнять свою работу. Я вам желаю удачи при выполнении.




Слушают учителя.





-Выполняют работу.


- Оценивают свои работы..







Выполняют творческую работу.

Пр3- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания художественных образов;

Р6-Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы.


Рефлексия

-Итак, ребята, творческая работа закончена. (оценивание работ)


-Кто считает, что он сегодня хорошо поработал на уроке? Поднимите руки.






Оценивают свою деятельность на уроке.

Р8-Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


Итог урока


-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?



-Что было особенно интересно?


-Посмотрите еще раз. Какое красивое коллективное панно у нас получилось. Мы с вами все вместе смогли показать богатырскую удаль, силу и храбрость русских воинов. Наш урок окончен. Приступаем к уборке рабочих мест.


-Как выглядели русские воины.


-Создавать коллективное панно.


Убирают свои рабочие места.


Р1-Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р1-Следовать режиму организации учебной деятельности.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе " Богатыри"

Автор: Головчук Елена Вадимовна

Дата: 17.01.2021

Номер свидетельства: 570301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока изобразительного искусства  "В осеннем лесу, парке""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-osienniem-liesu-parkie"
    ["file_id"] => string(6) "250666"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447100224"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131872"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416241275"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока "Наброски фигуры сидящего человека" (с методическими материалами для презентации) "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-nabroski-fighury-sidiashchiegho-chielovieka-s-mietodichieskimi-matierialami-dlia-priezientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "175064"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424206234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства