Организационный момент | -Начнём урок, друзья. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, у всех хорошее настроение и оно у вас таким останется на протяжении всего урока, ведь урок у нас сегодня необычный. Вы в этом убедитесь. -Прежде чем начать наш урок, проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать следующие предметы: шаблон, краски, кисти, вода, карандаш, ластик, клей, клеёнка, салфетка, тряпочка. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Л1-освоение личностного смысла учения, желания учиться; Р1-Самостоятельно организовывать свое рабочее место; Р2-Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. |
Актуализация знаний | -Для начала давайте вспомним то, что вы изучали ранее. Эти знания нам пригодятся сегодня на уроке. -Скажите, что такое композиция? -А что такое сюжетная композиция? -Правильно. В первом классе вы изучали и рисовали портрет. Что это такое? -Отлично, молодцы! -Обратите внимание на слайд. (слайд 1) Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет.На том стояла, и стоять будет русская земля».Александр Невский - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Верно, сегодня мы будем с вами говорить о тех, кто защищает нашу Родину. О людях отважных, смелых, сильных духом. Тема нашего урока- «Древнерусские воины-защитники.Богатыри». -Сегодня на урокемы узнаем, как жили древние славяне, побываем на княжеском дворе и на торговой площади, познакомимся с одеждой и оружием русских воинов- богатырей. | -Соединение частей в одно целое. -Когда в одной композиции отображён какой-то сюжет или несколько сюжетов. -Изображение какого-то человека. Читают эпиграф к уроку. -О защитниках русской земли. Слушают учителя. | Р3-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; К1- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Л2-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими; Р5-Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы; Р6-Корректировать выполнение задания в дальнейшем. |
Изучение новых знаний | -Место, где жил князь с дружиной, огораживалось и охранялось. Посмотрите. (слайд 2) -Это был городок внутри города. Для гонца открывали ворота. На дворе располагалась церковь и хозяйственные постройки: поварни, конюшни, избы для приближенных, а над ними возвышается двухэтажный княжеский дворец. -От княжеских хором мы отправимся к мастерам-умельцам. Ремесленный люд жил в поселениях, построенных вокруг кремля. (слайд 3) Жили ремесленники и торговые люди в избах. Во дворе мастерская: кузнецкая, гончарная, ювелирная. Кузнецы ковали оружия для защиты от врагов. -Я предлагаю вам рассмотреть изображения древнерусских воинов. (слайд 4) -Опишите, какая у них одежда? -Верно. Назовите, какие вы видите оружия у древнерусских воинов? -Правильно, молодцы! -Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен, составленные из плотно кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного вида шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне, пристегнутым к поясу, а слева - лук в особом чехле-налуче. Колчан и налуч делались чаще всего из кожи и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры. -Посмотрите, как Николай Александрович Куландин в своей работе изобразил великого русского князя Александра Невского, которому славу принесли многочисленные победы над шведами и немецкими рыцарями Ливонского ордена. (слайд 5) Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом. - Именно это событие в своей работе изобразила Тамара Михайловна Рукина. (слайд 6) Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли. -Но большое внимание уделяли художники изображениям русских богатырей. Так, одно из самых известных это «Богатыри» Василия Михайловича Васнецова. Обратите внимание на репродукцию картины на доске. -Дети, скажите, кто изображён на картине? -Правильно, на картине изображены 3 богатыря. -Назовите их имена? -Верно, это главные герои русских былин. Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. -Ребята, а как вы думаете, куда направляются богатыри? -Обратите внимание на небо. Какое оно? -Правильно. Оно означает грозящую богатырям опасность. -Ребята, не только художники и народные мастера росписи изображали богатырей в своих работах, но и художники – иллюстраторы. Владимир Андреевич Фаворский много работ создал к «Слову о полке Игореве» в технике фронтиспис. (слайд 7) ФРОНТИСПИС — страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей и само это изображение. Это может быть изображение героя или портрет автора. | Рассматривают место, где жил князь с дружиной. Слушают учителя. Рассматривают изображения древнерусских воинов. -У воинов железные доспехи, под кольчугой рубаха, тряпичные штаны, кожаные сапоги. -Меч, лук, щит, топор, копьё. Слушают учителя. Рассматривают изображение Александра Невского. Рассматривают иллюстрацию «Ледовое побоище». Рассматривают картину «Богатыри». -Русские богатыри. -Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Слушают учителя. -В дозор. -Пасмурное и тревожное. Рассматривают репродукцию картины. Слушают учителя. | Пр1- расширять представление о построении художественных произведений; продолжать знакомство с правилами, приемами и средствами композиции; Пр2-анализировать произведения искусства, знать снаряжения воинов-богатырей, применять их в построении художественных композиций; Р2-Следовать режиму организации учебной деятельности; Р4-Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя; К1-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; К2-Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); П3-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; Л1-Освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
Этап практического применения знаний | -Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие – нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей можно использовать цветную бумагу, чтобы дополнить образ. Каждой паре дается задание о использовании какого-то одного приема работы, а потом нужно определить всем вместе эти приемы работы. -Приступаем. -Давайте посмотрим , что у вас получилось. -Молодцы. -Ребята, сегодня мы с вами создадим коллективное панно «Древнерусские воины-защитники. Богатыри.». Выполняя работы, вы должны соблюдать следующие требования: -готовый шаблон воина на коне или мечем прорисовать более детально; -внимательно изучить на иллюстрациях цветовую гамму одежды и вооружения; -передать выразительность, ритмичность и пропорциональность фигур; -уметь работать линией, контуром, пятном, штрихом, владеть материалом, изобразительной техникой; -цветовое решение должно быть в характере героев, в контрастных или близких цветах, «теплых» или «холодных». Цвет работает на образ героя; -разместить свой рисунок на коллективном панно согласно замыслу. -Сейчас вы должны применить все имеющиеся знания. Старайтесь аккуратно и внимательно выполнять свою работу. Я вам желаю удачи при выполнении. | Слушают учителя. -Выполняют работу. - Оценивают свои работы.. Выполняют творческую работу. | Пр3- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания художественных образов; Р6-Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы. |