Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО в 1 классе на тему "Букет"»
Открытый урок по рисованию «Букет». «Техника штампа».
Цель урока:
Повторить с детьми виды произведений изобразительного искусства - портрет, натюрморт, пейзаж.
Познакомить со способом рисования "техника штампа".
Воспитание чуткого, бережного отношения к природе.
Оборудование:
картины (портрет, натюрморт, пейзаж в изображениях великих художников),
краски,
кисти,
салфетка,
три листа бумаги,
рисунки диких животных (лиса, медведь, волк, зайчик),
плакат (формат А3) чистый,
плакат с рисунком в цвете и надписью «Берегите лес от пожара!»
эпиграф к уроку
Ход урока.
Организационный момент: работа с эпиграфом, постановка цели.
Ну вот, ребята, мы начнем урок. Живем мы с вами в 21 веке. Пора определиться, как нам жить: Поговорим мы о природе и о человеке.
Повторение изученного. Жанры изобразительного искусства.
--На уроках рисования мы знакомились с разными жанрами живописи.
--Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства мы знаем. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».
1. Игра «Доскажи словечко». Сообщения учителя о жанрах изобр. искусства.
Учитель демонстрирует картину-натюрморт.
Если видишь на картине чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, или все предметы сразу - Знай, что это … (НАТЮРМОРТ).
Сообщениеучителя. Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.
Демонстрируем картину-портрет:
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, Летчик или балерина, или Колька - твой сосед - Обязательно картина называется … (ПОРТРЕТ).
Сообщение учителя. Русская живопись началась с иконы. Слова "икона" и "иконостас" мы воспринимаем как истинно русские, на самом же деле они пришли к нам из Греции - вместе с христианской религией. Портрет же является одним из главных жанров изобразительного искусства. Зародилось искусство портрета в глубокой древности. В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. У мумий на месте лиц были вставлены портреты людей. Ученые считают, что эти портреты писались еще при жизни, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты.
В музее А.С.Пушкина хранится портрет фараона Аменхотепа II, созданный в XIX веке до нашей эры. Искусство портрета безгранично, однако, чаще всего, опыт портретиста художник приобретает рисуя самого себя, т.е. автопортрет.
Демонстрируем картину-пейзаж.
Если видишь, на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш - Обязательно картина называется … (ПЕЙЗАЖ).
Сообщение учителя. Слово «пейзаж» в переводе с французского означает «местность, страна». Одни художники рисуют виды природы. Другие – виды городов и сел. Третьи – море. Все эти картины называются пейзажами. Художники-пейзажисты дают нам возможность увидеть красоту и разнообразие мира.
- Остановимся на пейзаже - поскольку тема нашего урока "Природа и человек".
Работа по теме урока.
Выполняется набросок - рисунок в карандаше. (учитель на доске, дети на альбомных листах)
--Ребята, положите перед собой альбомный лист горизонтально. Работать будем одновременно, я на доске, вы – на альбомных листах. Но сначала приготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Карандаш»
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
2) Мы с линии горизонта картину начнем, чтоб не были в небе ни ёлка, ни дом.
3) Нам в дождь и в зной поможет друг - зеленый и хороший. Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. Что это? (Дерево).
4) Ну и платье - сплошь иголки Его носят вечно: (Ёлки).
За рекой они росли, их на праздник принесли. На веточках иголки, мы рисуем елки.
5) Гриб стоит среди дорожки, Голова на тонкой ножке.
6) Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет. Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет! (Солнышко)
7) Ветерок – пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (облака)
8) На полянке, в нашем лесу, мы построим домик-красу.
Мы построили домик и вот: Кто, кто в теремочке живет?
-- Кто может жить в нашем теремочке? (предположения детей, прикрепить на доску картинки всех названных зверей).
- Какие звери живут в лесу?
На опушке на лесной
Виден домик расписной
Он не Белкин и не Мишкин,
Этот домик - домик Мышкин.
У Мышонка день рожденья
Будут танцы, угощенье.
На крылечке у дверей
Мышка ждёт своих гостей.
-И позвал мышонок в гости всех зверей, которые живут в лесу.
-И стали думать звери, что можно подарить мышонку на день рождения.
-А как вы думаете, что можно подарить мышонку на день рождения? А ещё что? А ещё?
-Ребята, я по секрету узнала, что мышонку очень нравятся красивые цветы, давайте подарим мышонку букеты цветов. Вы согласны?
Физминутка “Вышла мышка”.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы “трубочкой” перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышка дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – “дернули за гири”).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежала мышка вон (бег на месте или к своему месту).
Знакомство с техникой рисования "техникой штампа". (Учитель переходит к работе с выполненным эскизом). Заранее должен быть подготовлен точно такой рисунок, но уже выполненный в красках. Законченный рисунок прикладываю с другой стороны эскиза.
А что же случится, если в наш тихий дол, Вдруг, человек нехороший вошел? Он - царь природы, его не тронь! Он веселился, разжег огонь. Весь день отдыхал, к ночи не было сил, Домой уходя - он огонь не гасил.
(Во время демонстрации стихотворении на чистом альбомном листе учитель рисует треугольники. Желтый, его обводим красным, красный - черным. Получились трехцветные треугольники. Это - штамп).
(Краски накладываются густо и быстро, чтобы они не успели высохнуть. Треугольники прикладываем к пейзажу, крепко прижимаем и разглаживаем от нижней части рисунка к верхней. Снимаем штамп с рисунка, получилось яркое пламя. Пейзаж полыхает в огне).
Ой, поглядите, что за кошмар! На нашей картине пожар! Выгнал огонь и ежа и лису И уничтожило пламя красу! Искру туши - до пожара! Беду отводи - до удара! Нет! Нет! Нет! Пусть будет так:
("Сожженный" пейзаж быстро снимаем, под ним выполненный заранее рисунок с надписью: "Береги лес от пожара!").
Нужно, чтоб в наш тихий солнечный дол Человек аккуратный и добрый вошел! Он елку еще одну посадил. Вот дело, так дело! Он не вредил! С домом остались и волк и лиса, И заяц с медведем, и крот: Ну вот:
Мы скажем всему честному народу: "Будьте ЛЮДЬМИ, берегите природу!
--Техника рисования, с помощью которой я рисовала огонь, называется "техникой штампа". При помощи этой техники я попрошу вас нарисовать букет цветов для мышонка, в котором вы постараетесь выразить свое настроение.
IV. Практическая работа.
--Возьмите чистый листок для штампа. И выполните в центре листа семь кругов. Цвета должны соответствовать вашему настроению.
(Если у вас хорошее настроение - круги красные, желтые, голубые.
Черный и коричневый – вам немного грустно.)
Приложите штамп на чистый лист и крепко прижмите. Если мы дорисуем полученным кругам стебельки и листья, то получится замечательный букет цветов, который я предлагаю подарить нашему имениннику.
-- Подарите мышонку свой букет. Подумайте, что бы вы хотели ему пожелать?
Заключение. Ю Коринец. "Там вдали у реки". "Подарки под подушкой".
--Считается, что подарки - пустяки, дело детское! Но это совсем не пустяки! Подарки украшают жизнь, это очень хорошее дело, серьезное дело, не забывайте об этом, ребята, когда станете взрослыми. Ходите друг к другу с подарками. Если вам с ними некуда сходить, дарите их соседям. Ничего плохого в этом нет. Необходимо одно: чтобы все взялись за это дело дружно, чтобы никто не остался в стороне. Тогда все у нас будет в порядке.
--А мой вам подарок - наш пейзаж в ярких цветах и красках - живой и невредимый! Я надеюсь, что к следующему уроку вы так же красиво закончите свои пейзажи. И не забудьте подобрать к своему рисунку добрые слова в защиту богатства нашей планеты - нашей природы!
VI. Итог урока.
-- С помощью какой новой техники мы выполняли свои работы?
-- Как мы выполняли?
-- Для чего надо беречь и охранять природу?
VII. Рефлексия.
-- А сейчас, давайте подарим мышонку голубые облака и яркие солнышки.
Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.
Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком.
Если вам не понравилась ваша работа, вы работали с помощью, поднимите облачко.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16 р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан