Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Я - часть речи интересная"»
МКОУ «Телетлинская СОШ №2»
Открытый урок
« Я – часть речи интересная,
Миру широко известная»
Класс: 4
Учитель: Гираев М. Я.
Цели урока:
Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
- А сейчас послушайте стихотворение.
Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)
Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.
давайте представим, что мы в лесу и отдохнём. Встаньте так, чтобы вам было удобно.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – тихо помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Сядьте тихо, продолжим урок.
Упражнение в подборе синонимов и антонимов. Значение прилагательных.- Прочитайте словосочетания:
1. Теплая погода
2. Холодный ветер
3. Сладкая ягода
- В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).
-Измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении. Используйте слова для справок.
Слова для справок: кофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.
(Теплая беседа)
(Холодный разговор)
(Сладкая речь)
- Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).
- Замените прилагательное в словосочетании холодный разговор противоположным по смыслу (задушевный, приятный).
- Как называются слова близкие по смыслу? Противоположные по смыслу?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.
Самостоятельная работа по карточкам.
I вариант.
- Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.
________пенёк опрокидывает _______воз.
_______крючком_______рыбу не выудишь.
Даже самое ______дерево выросло из _______семени.
Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.
II вариант.
В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).
Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.
1. У короткого ума ____________язык.
2. Старый друг лучше ____________двух.
3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.
4. Горькая правда лучше____________лжи.
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
Самостоятельная работа
- Вставьте окончания, укажите падеж:
О весенн…погоде, к рыж… лисице, с ранн… пташкой,
в жарк.. летн.. ночь, поздн…вечером, о свеж… ветре,
до дальн…озера, возле свеж… пахуч…сена,
с неуклюж… медвежонком, в дремуч… лесу.
-Проверим, как вы справились с этой работой.
Игра «В каком магазине?»
На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.
Вывод:
Очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.
Последнее задание «ТЕСТ – ОПРОС»
1. Указать имена прилагательные:
а) бледнеть; б) бледноватый; в) бледнота
2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется –И?
а) к могуч…му б) летн…го в) с зимн…м г) по здешн…му
3. Имена прилагательные во множественном числе по родам:
а) изменяются б) не изменяются
4. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени; б) числа; в) рода.
5. В предложении имя прилагательное чаще всего является:
а) определением б) обстоятельством в) дополнением
Проверка.
Итог урока. Рефлексия. Что вам больше всего понравилось в уроке?