I. Мотивация к учебной деятельности | 2 мин. | - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует учащихся на учебную деятельность. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. - Добрый день, юные мыслители! Раскройте свои ладошки, прикоснитесь ладошками и подарите чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится и мы с хорошим настроением, с новыми знаниями уйдем с урока. - А девиз нашего урока такой: (слайд 2) Сегодня мы откроем тайну Ведь в жизни нашей часты чудеса Секрет лесных чудес необычайных Узнаем мы сегодня неспроста. Орешек знаний твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хотим всё знать!» - Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать своё маленькое открытие? - Чтобы у нас получилось открыть тайну на уроке мы будем…КАКИМИ? | Приветствуют друг друга раскрытыми ладонями Ребята перечисляют качества личности -Внимательными Любознательными терпеливыми | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. (Актуализация знаний и постановка проблемы | 10 мин. | - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства | Создаёт проблемную ситуацию. Организует обобщение актуализированных знаний. Ситуация1.(слайд 3) - Сравните 2 фотографии города -Что изменилось? - Кто участвовал в этом процессе? - Люди каких профессий принимали участие? Ситуация 2. (слайд 4) - Сравните 2 фотографии леса. - Какие изменения произошли в лесу со временем? -Кто участвовал в этом процессе? -В городе, порядок поддерживают люди таких профессий, как… - Почему во второй ситуации не потребовалась помощь людей? -Какой возникает вопрос? - Что будем изучать на уроке? А в природе есть профессии? Какие вопросы вынесем для обсуждения? (на доске) (Слайд 5) Как животные и растения наводят порядок? Есть ли «профессии» у животных и растений? Игра «Верно ли, что…»(слайд 6) (эй ар гайд) - Достаточно ли ваших знаний, чтобы ответить на утверждения в игре «Верно ли, что…» В природе всё взаимосвязано. У каждого живого организма есть своё место обитания. Гусеница имеет отношение к ястребу. В природе живые организмы имеют разные профессии. Животные помогают растениям. - Есть минусы? Нужны новые знания? Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Чтобы ответить на вопросы, сначала поиграем в игру – лото «Кто лишний». У каждой группы есть набор картинок, на которых изображены животные. Нужно ответить на вопросы: - Кто лишний? - Что объединяет остальных? - Почему данные животные собраны вместе? вывод все животные встречаются только там, где находят все условия для жизни, им там комфортно¸ и они не приспособлены к жизни в другом месте. -Знаете ли вы, как называется эта система? - Название зашифровано на слайде. (слайд8) Расшифруйте. - Проверяем. - Изучение данной темы поможет нам ответить на вопросы урока. Организует постановку цели урока - Можете ли вы сформулировать тему урока? - Чему мы должны научиться на уроке? Изучение данной темы поможет нам ответить на вопросы урока. | Отвечают на вопросы учителя. -Город был грязным стал чистым. - Человек (Люди) - Дворники, садовники и т.д. - Деревьев стало больше, исчез природный мусор. - Природа… Пытаются сформулировать вопрос. Формулируют вопросы урока. Ребята заполняют таблицу: + верно - неверно Ребята расселяют животных, объясняют, почему расселили таким образом. ---Созданы условия для жизни: тепло, свет, защита от врагов, пища и вода. Дети отвечают на вопросы учителя. Под руководством учителя выявляют место затруднения Слайд с названием темы. Ставят цель урока. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций. (Познавательные УУД). Развиваем умение слушать и понимать других (Коммуникативное УУД). Развиваем умение прогнозировать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
III. Совместное открытие знаний, самостоятельное применение знаний. | 20 мин. | - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | -Чтобы ответить на вопросы урока, составьте цепочку питания – на доске слова: трава, кролик, волк, бактерии -Объяснить, почему составили такую последовательность. - заяц съедает траву, волк съедает зайца.) вывод – животные питаются друг другом или растениями. Как вы думаете зачем в цепи питания бактерии? обитатели леса приготовили для вас зарядку для отдыха. Повторяйте! Не зевайте! | Повторяют движения за учителем. | 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.(Коммуникативные УУД) 3. Выявлять сущность, особенности объектов; 4. На основе анализа объектов делать выводы. (Познавательные УУД) 5.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (Личностные результаты) |
| | - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | - Вернемся к нашим вопросам. (слайд 11) - Получили ответ на них? - Какова тема урока? - Помните о качествах, которыми должны обладать люди, которые хотят сделать открытие. не только у людей есть свои профессии, но и у живых организмов есть свои профессии. Посмотрите, что является первым звеном в цепочке? Да, это растения. - чем являются они для животных? Как можно назвать эти растения (кормильцы) - посмотрите, а на 2 и 3 месте в пищевых связях, кого мы видим? - - Как можно назвать животных, которые питаются растениями (едят растения)? (едоки) - а как вы думаете, что было бы, если в природе были только «кормильцы» и «едоки»? - послушайте сказку и объясните, куда исчез пень? кто в природе убирает мусор? как их назвали? (мусорщики) - ребята, настала пора проверить свои выводы с текстом учебника. Начинаем работу с учебником. Внимательно посмотрите и дайте более точные объяснения ваших выводов. - лена и Миша посадили семечко в разные горшки. Какое семечко прорастёт? Почему? Что нужно растению для роста? - сумели ли мы с вами ответить на наши вопросы, которые поставили в начале урока? | Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы. Читают нужный фрагмент, делаю пометы на полях. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Выявлять сущность, особенности объектов; На основе анализа объектов делать выводы. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Представлять информацию в виде схемы. (Познавательные УУД) |
4. Рефлексия. | 8мин. | - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; | Организует усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи. Организует фиксирование нового содержания - Вернемся к нашим вопросам. (слайд 16) -Проверим, изменились ли наши знания «Верно ли, что…» - На каких утверждениях возникла проблема? - Как ответили сейчас? - Что бы ещё хотели узнать по теме? - Самостоятельно выполните задание на зеленых карточках: Распределите данные живые организмы по их «Профессии». В нужной строке проставьте только номера. (Проверка по слайду 17). - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? Организует рефлексию Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Что узнали нового? Какое “открытие” сделали? - Чему вы научились сегодня на уроке? - Что такое Экосистема? - Какие профессии есть в экосистеме? Организует самооценку учебной деятельности. -Вырази своё отношение к уроку сигнальной карточкой-совёнком (зелёный – если ты доволен собой, у тебя всё получилось; жёлтый – если тебе на уроке временами было не просто, не всё понятно; красный – если на уроке было сложно, многое не понятно) сейчас я предлагаю вам билетик на выход – можете записать вопросы, которые бы вы хотели мне задать. . | Заполняют таблицу. Выполняют задание на карточках Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД). |