Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о ролях живых организмов | Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов; 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться: 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. | Ученик получит возможность формирования: 1. Умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | На какие две большие группы можно разделить все в природе? Я предлагаю вам поиграть в игру «Веселый мяч» Правила игры: я бросаю мяч, вы называете объекты живой или неживой природы Хорошо молодцы. Ребята. Природа таит в себе много тайн и загадок. Сегодня мы попробуем отгадать одну из них. Спрогнозируйте план урока Что произойдет с растениями в классе . если мы перестанем их поливать? Почему это произойдет? Поднимите руки, у кого есть домашние животные? Как вы за ними ухаживаете? Почему это нужно делать? Кто ухаживает за растениями и животными в природе? | Живое и неживое Дети ловят мяч и называют объекты живой или неживой природы Составляют план урока открытия нового по опорным словам на доске: План урока: -Засохнут. Погибнут -За комнатными растениями необходимо ухаживать -Домашние животные не могут сами добывать пищу. | *понимание взаимосвязи живой и неживой природы | *Выявлять сущность, особенности объектов; *На основе анализа объектов делать выводы. *Обобщать и классифицировать по признакам. *Находить ответы на вопросы в иллюстрации. *Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
3. Совместное открытие знаний 3.1 Работа с учебником. 3.2 Сообщение детей. | Почему в природе растения и животные чувствуют себя как дома? Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в парах. Перед вами набор картинок, разложите эти картинки по принципу Кто где живет? Работаем по плану. Какой можно сделать вывод? Учитель обобщает ответы детей Любой живой организм встречается в природе только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды. Это его место обитания Слайд Как связаны друг с другом эти растения и животные -что помогает гусеницам ползать по листьям дуба? -Какая окраска помогает им прятаться от синиц? -Почему у ястреба такие большие когти? Смогут ли синицы съесть всех гусениц? Почему? Какой можно сделать вывод? -Различные животные и растения объединены пищевыми связями Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы? -Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома вместе образуют экологическую систему или просто экосистему. -Экосистема-новое трудное слово. Наши ребята помогут нам понять значение этого слова. Главный секрет экосистемы в пищевых связях ее обитателей. -Главная роль в экосистеме принадлежит растениям. Об этом вы узнаете поработав с учебником. - Какое название получили растения в экосистеме? Почему? -Животных в экосистеме называют «едоками». Органические вещества растения в теле животного превращаются в органические вещества животного. Животные. Которые питаются растениями не съедают их целиком. Поэтому растения вырастают снова. -Материал для любопытных -Многие животные переносят семена и пыльцу растений -Если бы в экосистеме были только кормильцы и едоки. То в ней бы скопилось много мусора: прошлогодней листвы, травы, останков животных. Однако эти отходы не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, бактериями и мелкими животными, обитающими под опавшей листвой. Эту роль в экосистеме выполняют «мусорщики» | План работы в парах Определить место обитания. Выделить лишнего обитателя. Почему? Почему они чувствуют себя как дома? Дети рассматривают картинки на слайде -Ножки, лапки -Под цвет листьев, «покровительственная» -Чтобы схватить добычу - Синиц ест ястреб и их не может быть слишком много. -В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида - В лесу Дети читают лексическое значение слова. Определяют источник информации. С.5 дети самостоятельная работа с информацией учебника. «Кормильцы» Они снабжают органическими веществами всех обитателей экосистемы. - Дети работают со слайдом. Обобщают, делают выводы. – Три ученика выступают с сообщением. В африканской саванне вместе живут стада разных копытных животных. Все они – травоядные. Как же они умудряются не мешать друг другу питаться? Оказывается, природа мудро предоставила каждому из них своё место (экологическую нишу). Жирафы едят листву деревьев, антилопы скусывают нежные верхушки высоких кустарников и трав, а зебры довольствуются жёсткой травой, оставшейся после антилоп. Если бы не было разделения мест питания, то многие животные погибли бы от голода. -Дети работают со слайдом. Обобщают, делают выводы | Познакомить с понятиями: место обитания пищевые связи Экосистема «кормильцы» «едоки» «мусорщики» | *Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. *Ориентироваться на развороте учебника. *Выявлять сущность, особенности объектов; *На основе анализа объектов делать выводы. *Обобщать и классифицировать по признакам. *Находить ответы на вопросы в иллюстрации. *Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. *На основе анализа объектов делать выводы. * Обобщать и классифицировать по признакам |
4. Применение нового знания. 4.1.Составление кластера. 4.2. Работа в рабочей тетради | Работа в парах: -Возьмите в руки фиолетовый конверт, составьте пищевую цепь -Раздайте роли участникам цепи -Оцените работу в парах по алгоритму. -При помощи опорных слов составьте схему. - Обобщение изученного на уроке - Оцените работу группы (проводится одновременно с работой группы у доски) Послушайте всем знакомую детскую песенку и на ее основе выполните задание в рабочей тетради с.41 №2 . -Прочитайте задание -Распределите роли кто «кормильцы»? Кто «едоки»? -нарисуйте или впишите названия организмов | Дети составляют пищевую цепь, обозначают «кормильцев», «едоков», «мусорщиков», оценивают работу по алгоритму. -Группа учащихся на доске составляет схему Природа живая неживая экологическая система «кормильцы» «едоки» «мусорщики» пищевые связи -Представитель группы дает монологический ответ по схеме -Самооценка -Дети выполняют работу в тетради Трава кузнечик и лягушка «кормильцы» «едоки» | Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о ролях живых организмов в экосистеме | *Развивать умение слушать и понимать других. *Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. * Оформлять свои мысли в устной форме. *Умение работать в паре. *Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |