Описание работы: комбинированный урок с презентациями на основе учебника УМК Н.И. Пономаревой « Биология.Человек» 8класс. Автор А.Г. Драгомилов. Цели урока: 1. познакомиться с нарушениями деятельности нервной системы человека, 2. выяснить причины и механизм появления вредных привычек, 3.Научиться предвидеть возможные последствия вредных привычек для человека и социума.4. пропаганда отказа от вредных привычек и ЗОЖ. 5. Дать оценку наличия вредных привычек в школе ( по результатам анкетирования). Презентации к уроку по темам « Здоровье и человек», « Влияние табака и алкоголя на организм человека» выполнили ученики в программе Power Point.
Конспект урока по теме: « Нарушение деятельности нервной системы и вредные привычки». 8класс.
Цели урока:
1. Учащиеся должны познакомиться с нарушениями деятельности нервной системы и выявить их причины и механизм воздействия неблагоприятных факторов на различные отделы нервной системы и другие системы органов человека.
2.Научиться «предвидеть» возможные последствия неблагоприятных последствий неблагоприятных факторов на организм человека, смоделировать самостоятельно возможные меры предупреждения вредных привычек.
3. Учиться оценивать с гражданской позиции современную ситуацию в социуме, пропагандировать отказ от вредных привычек и ЗОЖ.
Формы и методы урока ( методические приемы):
- частично-поисковый
- исследовательский
- индивидуальная работа
- групповая работа
- работа с таблицами и презентациями
Средства обучения:
- плакаты: « Строение головного мозга», « Мотивы побуждающие употреблять алкоголь», « Факторы риска для здоровья» ( презентация)
- для демонстрации опытов: пробирки, штатив, белок яйца, спирт, 20 мл соды с индикатором, сигарета, окурок.
- проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Постановка целей урока перед учащимися
Учитель. На уроке мы должны:
- познакомиться с нарушениями деятельности нервной системы и факторами, вредящими здоровью человека;
- выяснить причины появления вредных привычек, рассмотреть механизм наркотического влияния на организм; доказать экспериментальным путем губительность алкоголя и никотина на живые клетки и всего организма;
- научиться « предвидеть» возможные последствия вредных привычек для человека и социума;
- дать оценку наличия вредных привычек в школе.
II. Вступительное слово учителя.
Валеология утверждает, что факторы влияющие на уровень здоровья, делятся на группы. ( презентация)
1. Образ жизни, условия труда, привычки поведения -50%
2. Генетика -20%
3. Внешняя среда, экология -17-20%
4.Здравохранение-8-10%
Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но все-таки здоровье на 50%, зависит от нас, поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью, и как этому противостоять.
III. Работа с таблицей. (презентация)
Анализ таблицы «« Факторы риска для здоровья».
IV. Работа с учащимися по плану.
План урока ( презентация).
Учащиеся записывают пункты плана постепенно по мере изучения.
1. Здоровье и факторы риска, болезни.
2. Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами.
3. Вредные привычки.
Для работы учитель предварительно разбивает класс на 3 группы. Учащиеся предварительно готовят сообщения и презентации по пунктам плана.
Выступления учащихся:
Ученик 1: Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами.
Презентация « Здоровье и человек».
Ученик 2: Влияние алкоголя на организм человека.
Презентация « Вред алкоголя на организм человека».
Ученик 3: Анализ анкетирования в старших классах школы. По данным анкетирования все ученики считают алкоголь вредной привычкой, но тем не менее употребляют алкоголь по причинам:
1. самоутверждение: 52-65% ( нравится, скучно).
2. символическое участие сверстников : 18-31% (друзья, взрослые тоже пьют).
3. снятие психического напряжения: 12-15% (для смелости, спокойствия).
Ученик 4: Эксперимент по теме « Нарушение свойств белка при воздействии на него алкоголя».
Цель опыта: убедить учащихся, что спирт нарушает ( денатурирует) белок, разрушает их структуру и свойства.
Ход опыта: в 2 пробирки налить по 2мл. яичного белка, добавить в одну пробирку 8мл воды(Н2О), во вторую пробирку 8мл спирта( С2Н5ОН).
Результат: 1 пробирка- белок растворился.
2 пробирка- белок денатурировал.
Вывод: Алкоголь, воздействует на белки клеток организма, ведет к нарушению работы всех клеток органов. Следовательно, приводит к развитию заболеваний.
Выводы по влиянию алкоголя на организм человека ученики делают совместно и записывают в тетрадь.
Ученик 5: Вред табака на организм человека.
Презентация « Вред табака на организм человека».
Ученик6 : Анализ анкетирования среди учащихся старших классов школы. По данным анкетирования, все ученики считают табакокурение вредной привычкой, но курят по следующим причинам:
- Влияние сверстников, давление с их стороны.
- Удовольствие от того, что делаешь что-то запретное.
- Сигареты легко можно купить.
- Снятие стресса.
- Желание поступить наперекор.
- Курящие родители.
- Удовольствие от курения.
- Желание похудеть.
- Боязнь отстать от сверстников.
Ученик 7: Эксперимент по теме « Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина».
Цель: Дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, наличие в нем кислот, смол, никотина.
Ход опыта: Сравнить фильтры целой сигареты и окурка. В фильтре окурка осталась часть смол, никотина. Фильтры помещают в стаканы с окрашенной содовой водой.
Результат: Красная окраска в стакане с фильтром окурка исчезает под действием кислот( реакция нейтрализации).
Вывод: Никотин, воздействуя на организм, ведет к нарушению работы всех клеток органов. Следовательно, приводит к развитию заболеваний.
Выводы по влиянию никотина на организм человека ученики делают совместно и записывают в тетрадь.
V.Заключение: Подведение итогов урока.
Учащиеся записывают в тетрадь выводы, которые делают самостоятельно.
- Здоровый образ жизни.
- Благоприятная экологическая обстановка.
- Активная пропаганда отказа от вредных привычек.
Все это обеспечит уменьшение риска возникновения нарушений нервной системы и как следствие развитие заболеваний.