2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели; осознание построения речевого высказывания в устной форме. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него. | -Тема, которой мы посвятим наш урок очень актуальна, жизненно-важна для всего живого. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы и многие из вас по-иному посмотрят на окружающий мир. -Отгадайте загадку: Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. (Земля) (слайд 1) - Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира. -Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) (слайд 1) -Что такое атмосфера, гидросфера, литосфера? (Атмосфера – газообразная оболочка, окружающая Землю, гидросфера – совокупность всех вод земного шара, литосфера – внешняя сфера «твердой Земли», биосфера) - Ребята, в какой оболочке живёт большинство живых организмов? (Большинство живых организмов живёт на пересечении трёх сред: водной, воздушной, наземной; в биосфере) -Посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено? (леса, луга, озера) (слайд 2) -Как называется по-другому? -Лес, луг, озеро – это различные экосистемы.(слайд 2) -Что можно сказать о многообразии жизни экосистем? (В каждой экосистеме жизнь многообразна) -Приведите примеры живых организмов каждой экосистемы. -Какой у вас возникает вопрос? (слайд 3) (Где же все-таки живут растения и животные: в экосистемах или в биосфере?) -Сегодня мы будем искать ответ на этот вопрос. -Прочитайте вопросы в учебнике на с.40. 1.Где обитают живые организмы: в биосфере или экосистеме? 2.Что такое экосистема? 3.Какие «профессии» живых организмов ты знаешь? -Подумайте, какие знания понадобятся вам сегодня на уроке? -Попробуйте составить план урока по этим вопросам: План: 1.Связь биосферы и экосистемы. 2. Связь организмов в экосистеме. 3. Экосистема-понятие. -Что мы сейчас с вами делали? (Планировали свою деятельность на урок) -Посмотрите еще раз на план и скажите, о чем пойдет речь на уроке. (Какое слово часто встречается в плане?) (О экосистеме) -Тема нашего урока «Жизнь экосистемы» (слад 4) | -Анализируют содержание, выделяют главные признаки, называют отгадку. -Вспоминают и называют оболочки Земли. -Дают определения понятиям: атмосфера, гидросфера, литосфера. -Вспоминают и называют определение биосферы. -Анализируют иллюстрации, выделяют главные признаки. -Называют чем многообразны жизни экосистем. -Приводят примеры живых организмов каждой экосистемы. -Формулируют вопрос по возникшей проблеме. -Читают и анализируют вопросы в учебнике на с.40. -Исходя из вопросов продумывают, какие знания понадобятся на уроке. -Составляют план совместно с учителем по поставленным вопросам. -Осознают значимость проделанной работы и называют ее форму. -Анализируют содержание, выделяют главные признаки, называют слово. Определяют тему урока. |
3. Решение проблемы. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений; составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – коррекция, оценка его действий; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Знаково – символические УУД: преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта; преобразование модели в знаково-символическую запись; преобразование знаково-символической модели. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную область. | Связь биосферы и экосистемы -Какие части биосферы можно выделить на представленных рисунках экосистем? (Атмосфера, гидросфера, литосфера) (слайд 5) -Можно ли в биосфере выделить экосистемы? (Да, в биосфере можно выделить экосистемы. Экосистема озера, леса и поля.) (слайд 5) - Давайте узнаем, какая связь существует между экосистемами в биосфере? -Прочитайте диалог в учебнике на с.40. -Какая связь существует между экосистемами в биосфере? (Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосфере) -Как это происходит на примере с комаром? Расскажите. -Экосистемы связаны между собой большим круговоротом веществ в биосфере. Связь организмов в экосистеме -А сейчас давайте поиграем в игру «Что бы было, если бы не было…» (мышь, паук) -Сколько разных мнений вы представили! -Как вы думаете, можно ли организмы в экосистеме делить на вредные и полезные? Почему? Вспомните диалог Лены, Миши и Мамы. (Нет, т.к. в экосистеме все организмы взаимосвязаны большим круговоротом веществ в биосфере) -В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (Все обитатели приспособились жить совместно). -Конечно же, все обитающие в экосистемах живые организмы живут сообща, вместе. -Подумайте, как одним словом можно назвать живущих сообща обитателей экосистем? (Сообщество) -Посмотрите рисунок на с.41. Назовите «профессии» живых организмов. (Растение-производитель, кормилец – источник пищи для обитателей экосистемы; кузнечик и птицы-потребители, едоки – те, кто питаются производителями; жук-могильщик, бактерии-разрушители, мусорщики – переработчики природного мусора) (слайд 8) -Какие организмы изображены на рисунке? (Живые) -Подумайте, что обозначают стрелки зеленого и коричневого цвета? -Найдите ответ, прочитав текст на с.41. -Что обозначают стрелки зеленого и коричневого цвета? (Зеленые стрелки показывают кто чем питается, а коричневая стрелка показывает, что разрушители, поглощая погибшие организм, в результате своего обмена веществ оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения) -Как называются цепочки из живых организмов? (Цепи питания) (слайд 8) -Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются – цепями питания. -Прочитайте цепочку по стрелкам. Какая цепочка питания? (Замкнутая) -Посмотрите, кто необходим, чтобы цепь питания замкнулась? Какова их роль? (Разрушители. Они поглощают погибшие организмы, оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения). -Составьте цепочку питания в паре. (Желающие 3 человека у доски). Каждый расскажите, какие «профессии» имеют эти живые организмы. (1. Растение, гусеница, птица, рыба. 2. Растения, насекомые, ящерицы, хищные птицы. 3. Орехи - белка - волк - стервятник - бактерии). (Оценивание работы у доски) -Расскажите, какую цепочку питания составили. (Оценивание деятельности детей) Понятие «экосистема» -Поработаем в группах. Составим экосистему. Расположите недостающие элементы в схеме экосистемы. - Что в нее входит? (Проверка. По одному из каждой группы. Оценивание работы группы; в группе) (слайд 9) Живая природа: Производители, потребители, разрушители. Неживая природа (без нее не могут жить все перечисленные организмы): воздух, вода, почва, горные породы, солнце. -Давайте же сделаем вывод. Что такое экосистема? (Вывод по схеме). -Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных по «профессии» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. -Давайте сравним наше открытие с выводом по учебнику. Прочитайте про себя. -Что же такое экосистема? -Послушайте стих про экосистему: Ну что же, подведем баланс, Чтоб в стихотворном виде Экосистему юный глаз Отчетливый увидел. Она система потому, Что в ней по форме строгой Необходимый всем продукт Идет своей дорогой. И кто системе служит – Живет себе, не тужит. Вот на зеленый стебелек Садится пестрый мотылек, Попил нектар со всех цветов, Их опылил – и в путь готов. Но тут попался – Боже мой! – На завтрак птице луговой. А у нее гнездо в траве И куча птенчиков в гнезде. И уж, конечно, их поймет Питанье травушке дает. -Вот она какая, экосистема. | -Анализируют рисунки, выделяют главные признаки, называют части биосферы. -Анализируют схему, выделяют главные признаки, называют экосистемы. -Читают текст, анализируют содержание, ищут ответ на поставленный вопрос. -Рассказывают как комар участвует в круговороте веществ в биосфере. -Высказывают свои предположения. -Высказывают свои мнения. Приводят пример из диалога Лены, Миши и Мамы. -Высказывают свои мнения. -Рассуждают, как можно назвать одним словом живущих сообща живых организмов. -Анализируют рисунок. Называют «профессий» живых организмов, изображенных на рисунке. -Анализируют рисунок, выделяют главный признак и называют его. -Высказывают свои мнения. -Читают текст, анализируют содержание, находят ответ на вопрос. -Отвечают на поставленный вопрос. -Отвечают на вопрос, используя текст учебника. -Читают схему по стрелкам. Анализируют цепочку питания, делают вывод. -Находят и называют на схеме разрушителей. Рассказывают о их значении. -Работают в парах. Желающие работают у доски. -Анализ своей деятельности. -Работа в группах. -Выступление представителя из каждой группы. -Сравнивают получившийся результат с эталоном. Читают определение. -Дают понятие слова «экосистема». -Слушают стих про экосистему, анализируют его. |
4.Закрепление. Логические УУД: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | -Ребята, выполнили ли мы план работы, который составили в начале урока? (Работа с планом) -Чем экосистема похожа на биосферу, а чем отличается? (Экосистема обладает всеми элементами свойственными биосфере; в экосистеме происходит круговорот веществ) -Что такое сообщество живых организмов? (Организмы экосистемы, которые живут сообща, вместе, т.е. связаны между собой) -Из каких частей состоит экосистема? (Экосистема состоит из двух частей: живая природа и неживая природа) -Почему экосистема может сколь угодно долго существовать без посторонней помощи? (Потому, что в экосистеме все, что производится, полностью используется ее обитателями) | -Анализируют деятельность на уроке с планом работы. -Вспоминают, чем экосистема похожа и чем отличается от биосферы. -Вспоминают определение понятия «сообщество». -Вспоминают и называют части, из которых состоит экосистемы. -Вспоминают, что в экосистеме все взаимосвязано и соответственно отвечают на вопрос. |