kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Экологическая система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 3     

Раздел: Экологическая система

Тема: Жизнь экосистемы

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Цель: формирование у обучающихся полного представления об экологической системе.

Задачи:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Экологическая система"»

Конспект урока по окружающему миру


Класс: 3

Раздел: Экологическая система

Тема: Жизнь экосистемы

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Цель: формирование у обучающихся полного представления об экологической системе.

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей о географических оболочках Земли, частях биосферы. Познакомить детей с понятием «экосистема»; доказать, что экосистемы являются частью биосферы; с ролью обитателей экосистемы для биосферы; с цепочками питания; со структурой экосистемы.

  2. Развивать познавательные логические УУД через умение анализировать оболочки Земли, цепочки питания, схему профессии «Живых организмов» делать выводы, устанавливать взаимосвязь в цепях питания, классифицировать живые организмы по «профессиям»; коммуникативные УУД через умение взаимодействовать в парах, группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативной задачей; знаково-символические УУД через умение работать со схемой «Экосистемы»; регулятивные УУД через умение формулировать учебную задачу; осуществлять самооценку, взаимооценку, сравнивать с эталоном схему «Экосистемы»

  3. Воспитывать бережное отношение к природе (личностные УУД) и привести детей к осознанию того, что в природе все взаимосвязано.

Планируемый результат:

  1. Дети узнают, что такое экосистема; что экосистемы являются частью биосферы; какую роль обитатели экосистемы имеют для биосферы; как образуются цепочки питания и какую роль имеют в круговороте биосферы; структуру экосистемы.

  2. Дети научаться анализировать оболочки Земли, цепочки питания, схему профессии «Живых организмов» делать выводы, устанавливать взаимосвязь в цепях питания, классифицировать живые организмы по «профессиям»; умение взаимодействовать в парах, группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с коммуникативной задачей; умение работать со схемой «Экосистемы»; формулировать учебную задачу; осуществлять самооценку, взаимооценку, сравнивать с эталоном схему «Экосистемы».

  3. Осознавать то, что в природе все взаимосвязано; роль жизни экосистемы для человека.

Средства обучения:


Ход урока

Этапы. Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Мотивация к учебной деятельности.

Личностные УУД: ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него.


-Здравствуйте, ребята!

Чтоб природе другом стать,

тайны все её узнать.

Все загадки разгадать,

научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

а поможет всё узнать наша любознательность.

-Приветствуют учителя. Настраиваются на познавательную деятельность.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели; осознание построения речевого высказывания в устной форме.

Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него.



-Тема, которой мы посвятим наш урок очень актуальна, жизненно-важна для всего живого. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы и многие из вас по-иному посмотрят на окружающий мир.

-Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

 Ни затылка, ни лица.

 Знают все: и млад, и стар,

 Что она – большущий шар. (Земля) (слайд 1)

- Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.

-Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) (слайд 1)

-Что такое атмосфера, гидросфера, литосфера? (Атмосфера – газообразная оболочка, окружающая Землю, гидросфера – совокупность всех вод земного шара, литосфера – внешняя сфера «твердой Земли», биосфера)

- Ребята, в какой оболочке живёт большинство живых организмов? (Большинство живых организмов живёт на пересечении трёх сред: водной, воздушной, наземной; в биосфере)

-Посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено?

(леса, луга, озера) (слайд 2)

-Как называется по-другому?

-Лес, луг, озеро – это различные экосистемы.(слайд 2)

-Что можно сказать о многообразии жизни экосистем? (В каждой экосистеме жизнь многообразна)

-Приведите примеры живых организмов каждой экосистемы.


-Какой у вас возникает вопрос? (слайд 3)

(Где же все-таки живут растения и животные: в экосистемах или в биосфере?)

-Сегодня мы будем искать ответ на этот вопрос.

-Прочитайте вопросы в учебнике на с.40.

1.Где обитают живые организмы: в биосфере или экосистеме?

2.Что такое экосистема?

3.Какие «профессии» живых организмов ты знаешь?

-Подумайте, какие знания понадобятся вам сегодня на уроке?

-Попробуйте составить план урока по этим вопросам:

План:

1.Связь биосферы и экосистемы.

2. Связь организмов в экосистеме.

3. Экосистема-понятие.

-Что мы сейчас с вами делали? (Планировали свою деятельность на урок)

-Посмотрите еще раз на план и скажите, о чем пойдет речь на уроке. (Какое слово часто встречается в плане?) (О экосистеме)

-Тема нашего урока «Жизнь экосистемы» (слад 4)









-Анализируют содержание, выделяют главные признаки, называют отгадку.








-Вспоминают и называют оболочки Земли.



-Дают определения понятиям: атмосфера, гидросфера, литосфера.






-Вспоминают и называют определение биосферы.






-Анализируют иллюстрации, выделяют главные признаки.





-Называют чем многообразны жизни экосистем.



-Приводят примеры живых организмов каждой экосистемы.

-Формулируют вопрос по возникшей проблеме.






-Читают и анализируют вопросы в учебнике на с.40.







-Исходя из вопросов продумывают, какие знания понадобятся на уроке.

-Составляют план совместно с учителем по поставленным вопросам.






-Осознают значимость проделанной работы и называют ее форму.

-Анализируют содержание, выделяют главные признаки, называют слово. Определяют тему урока.

3. Решение проблемы.

Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений; составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – коррекция, оценка его действий; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Знаково – символические УУД: преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта; преобразование модели в знаково-символическую запись; преобразование знаково-символической модели.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную область.

Связь биосферы и экосистемы

-Какие части биосферы можно выделить на представленных рисунках экосистем? (Атмосфера, гидросфера, литосфера) (слайд 5)

-Можно ли в биосфере выделить экосистемы? (Да, в биосфере можно выделить экосистемы. Экосистема озера, леса и поля.) (слайд 5)

- Давайте узнаем, какая связь существует между экосистемами в биосфере?

-Прочитайте диалог в учебнике на с.40.


-Какая связь существует между экосистемами в биосфере? (Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосфере)

-Как это происходит на примере с комаром? Расскажите.


-Экосистемы связаны между собой большим круговоротом веществ в биосфере.

Связь организмов в экосистеме

-А сейчас давайте поиграем в игру «Что бы было, если бы не было…» (мышь, паук)

-Сколько разных мнений вы представили!

-Как вы думаете, можно ли организмы в экосистеме делить на вредные и полезные? Почему? Вспомните диалог Лены, Миши и Мамы. (Нет, т.к. в экосистеме все организмы взаимосвязаны большим круговоротом веществ в биосфере)

-В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (Все обитатели приспособились жить совместно).

-Конечно же, все обитающие в экосистемах живые организмы живут сообща, вместе.

-Подумайте, как одним словом можно назвать живущих сообща обитателей экосистем? (Сообщество)

-Посмотрите рисунок на с.41. Назовите «профессии» живых организмов. (Растение-производитель, кормилец – источник пищи для обитателей экосистемы; кузнечик и птицы-потребители, едоки – те, кто питаются производителями; жук-могильщик, бактерии-разрушители, мусорщики – переработчики природного мусора) (слайд 8)

-Какие организмы изображены на рисунке? (Живые)


-Подумайте, что обозначают стрелки зеленого и коричневого цвета?

-Найдите ответ, прочитав текст на с.41.


-Что обозначают стрелки зеленого и коричневого цвета?

(Зеленые стрелки показывают кто чем питается, а коричневая стрелка показывает, что разрушители, поглощая погибшие организм, в результате своего обмена веществ оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения)

-Как называются цепочки из живых организмов? (Цепи питания) (слайд 8)

-Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются – цепями питания.

-Прочитайте цепочку по стрелкам. Какая цепочка питания? (Замкнутая)

-Посмотрите, кто необходим, чтобы цепь питания замкнулась? Какова их роль?

(Разрушители. Они поглощают погибшие организмы, оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения).

-Составьте цепочку питания в паре. (Желающие 3 человека у доски). Каждый расскажите, какие «профессии» имеют эти живые организмы. (1. Растение, гусеница, птица, рыба.

2. Растения, насекомые, ящерицы, хищные птицы.

3. Орехи - белка - волк - стервятник - бактерии).

(Оценивание работы у доски)

-Расскажите, какую цепочку питания составили. (Оценивание деятельности детей)


Понятие «экосистема»

-Поработаем в группах. Составим экосистему. Расположите недостающие элементы в схеме экосистемы.

- Что в нее входит? (Проверка. По одному из каждой группы. Оценивание работы группы; в группе) (слайд 9)

Живая природа:

Производители, потребители, разрушители.

Неживая природа (без нее не могут жить все перечисленные организмы): воздух, вода, почва, горные породы, солнце.

-Давайте же сделаем вывод. Что такое экосистема? (Вывод по схеме).

-Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных по «профессии» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

-Давайте сравним наше открытие с выводом по учебнику. Прочитайте про себя.

-Что же такое экосистема?


-Послушайте стих про экосистему:

Ну что же, подведем баланс,

Чтоб в стихотворном виде

Экосистему юный глаз

Отчетливый увидел.

Она система потому,

Что в ней по форме строгой

Необходимый всем продукт

Идет своей дорогой.

И кто системе служит –

Живет себе, не тужит.

Вот на зеленый стебелек

Садится пестрый мотылек,

Попил нектар со всех цветов,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! –

На завтрак птице луговой.

А у нее гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде.

И уж, конечно, их поймет

Питанье травушке дает.

-Вот она какая, экосистема.


-Анализируют рисунки, выделяют главные признаки, называют части биосферы.



-Анализируют схему, выделяют главные признаки, называют экосистемы.






-Читают текст, анализируют содержание, ищут ответ на поставленный вопрос.






-Рассказывают как комар участвует в круговороте веществ в биосфере.






-Высказывают свои предположения.




-Высказывают свои мнения. Приводят пример из диалога Лены, Миши и Мамы.













-Высказывают свои мнения.







-Рассуждают, как можно назвать одним словом живущих сообща живых организмов.

-Анализируют рисунок.

Называют «профессий» живых организмов, изображенных на рисунке.









-Анализируют рисунок, выделяют главный признак и называют его.

-Высказывают свои мнения.



-Читают текст, анализируют содержание, находят ответ на вопрос.

-Отвечают на поставленный вопрос.










-Отвечают на вопрос, используя текст учебника.





-Читают схему по стрелкам. Анализируют цепочку питания, делают вывод.

-Находят и называют на схеме разрушителей. Рассказывают о их значении.






-Работают в парах. Желающие работают у доски.









-Анализ своей деятельности.






-Работа в группах.




-Выступление представителя из каждой группы.




















-Сравнивают получившийся результат с эталоном. Читают определение.

-Дают понятие слова «экосистема».

-Слушают стих про экосистему, анализируют его.

4.Закрепление.

Логические УУД: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



-Ребята, выполнили ли мы план работы, который составили в начале урока? (Работа с планом)

-Чем экосистема похожа на биосферу, а чем отличается? (Экосистема обладает всеми элементами свойственными биосфере; в экосистеме происходит круговорот веществ)

-Что такое сообщество живых организмов? (Организмы экосистемы, которые живут сообща, вместе, т.е. связаны между собой)

-Из каких частей состоит экосистема? (Экосистема состоит из двух частей: живая природа и неживая природа)

-Почему экосистема может сколь угодно долго существовать без посторонней помощи? (Потому, что в экосистеме все, что производится, полностью используется ее обитателями)

-Анализируют деятельность на уроке с планом работы.


-Вспоминают, чем экосистема похожа и чем отличается от биосферы.





-Вспоминают определение понятия «сообщество».




-Вспоминают и называют части, из которых состоит экосистемы.


-Вспоминают, что в экосистеме все взаимосвязано и соответственно отвечают на вопрос.

5. Информация о домашнем задании.

С.40-43 читать

С.43 ответить на вопросы

РТ

(слайд 10)

-Записывают домашнее задание.

6. Рефлексия учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Ребята, мы все несем ответственность за то, что нас окружает. Человек должен быть мудрым и жить в добром содружестве с природой. Каждый может стать другом природе.

-Оцени свою деятельность на уроке, продолжив одно из предложений (слайд 11):

Я:

-повторил

-запомнил

-узнал

-удивился








-Оценивают свою деятельность на уроке.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Экологическая система"

Автор: Омелькова Галина Ивановна

Дата: 27.09.2017

Номер свидетельства: 429939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта урока "Экологические системы" 2 класс УМК "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ekologhichieskiie-sistiemy-2-klass-umk-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "205985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430067345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "конспект урока окружающего мира в 1 классе по тема: " Весна- природа пробуждается" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiema-viesna-priroda-probuzhdaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "112341"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408534689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: " Весна- природа пробуждается." "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-viesna-priroda-probuzhdaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "112342"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408535094"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Земля - планета солнечной системы" (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_ziemlia_planieta_solniechnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "398365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488913408"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока на тему "Реки России" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieki-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "122442"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414248631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства