Сквозная тема: | Окружающая среда |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: Голованова В.И. |
Класс: 2 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Лексическая тема: | Пернатые друзья. |
Тема урока: | В. Чаплина «Лесная кормушка» |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/ инсценированы. 2.2.7.1 определять изменения в поступках героя/в пейзаже в процессе развития сюжета с помощью учителя. 2.3.1.1 составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части с помощью вопросов учителя. |
Развитие навыков: | 1.2 Пересказывание произведения. 2.7 Сравнение элементов художественного произведения. 3.1 Составление плана. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: Составлять план на основе деления текста на части, выявления последовательности событий с помощью вопросов учителя. Большинство учащихся смогут: Пересказывать подробно содержание произведения. Определять изменения в поступках героя в процессе развития сюжета без помощи учителя. Отвечать на вопросы по тексту. Восстановить последовательную цепочку поступков героя. Исследовать характер литературного героя. Развивать речь и мышление на основе рекомендуемой литературы для дополнительного внеклассного чтения. Некоторые учащиеся смогут: Подготовить вопросы для интервью и провести интервьюирование. Участвовать в мини-проекте по созданию кормушки для птиц. |
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: характер литературного героя, поступки героя, развитие сюжета. Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский. Вопросы для обсуждения: - Кого называют пернатыми друзьями? - Ты умеешь изготавливать кормушки для птиц? - В какое время года нужны кормушки? - Кто может позаботиться о птицах зимой? |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся не используют ИКТ |
Предварительные знания | Самостоятельное воспроизведение текста (пересказ), используя выразительные средства языка. Научно-познавательный рассказ. Тема произведений. Основная мысль. План текста. Художественные и научно-познавательные тексты. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Составление постера, заметки. |
Ход урока |
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока Орг.момент 0-0,5 мин | Начинаем урок литературного чтения. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и читать! А теперь тихонько сели и соседа не задели! | |
Актуализация жизненного опыта. 1-2 мин | (К) Вспомните, какой раздел мы читаем? Что такое окружающая среда? Посмотрите на портреты и назовите авторов, с которыми мы уже познакомились в этом разделе? Назовите их произведения. Вы внимательно читали произведения и уже хорошо запомнили многих авторов, которые писали о природе. | портреты |
Целеполагание. Критерии успеха | А сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Веры Чаплиной и продолжим развивать наши учебные умения. Цель нашего урока – научиться: - пересказывать подробно эпизод из произведения; - определять изменения в поступках героя в процессе развития сюжета; - составлять план, выявляя последовательность событий. Каждый сегодня должен постараться достичь этих целей. | |
3-7 мин Подготовка к восприятию | На уроке мы работаем над сквозной темой раздела «Пернатые друзья». Скажите, ребята, кого называют пернатыми друзьями? Сегодня мы прочитаем рассказ В.Чаплиной «Лесная кормушка» Как вы думаете, почему он так называется? Что такое кормушка? Для чего она нужна? (окоченевшие остатки пищи). О чем еще можно сказать «окоченевшие»? Как можно смастерить кормушку? Рассмотрите рисунок на с.30, упр.8 и определите, из чего сделаны эти кормушки? Вы можете тоже сделать с родителями кормушки и повесить их во дворе, чтоб помочь птицам в это трудное для них время. | Картинка на тему «Кормушки для птиц» |
8-11 мин Первичное восприятие текста и проверка | А теперь познакомимся с новым рассказом о птицах. Я прочитаю текст, а вы послушайте и догадайтесь, кто в нем главный герой? | Учебники у детей закрыты |
Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Кто же главный герой рассказа? Чем любил заниматься Слава? Какая история с ним однажды произошла? | |
Работа над планом. 11-13 мин | Теперь мы попробуем разделить текст на части и составить план, выявляя последовательность событий. Вспомним, что изменилось в жизни Славы в начале рассказа? (он переехал в новый дом возле леса) Как можно назвать эту часть рассказа? Слава переехал в новый дом. Какие события происходили в жизни мальчика после переезда на новое место? (он полюбил прогулки в лес, наблюдал за птицами и сделал для них кормушку.) Как можно озаглавить вторую часть текста? Мальчик сделал для птиц кормушку. Что случилось в конце рассказа? Как можно озаглавить эту часть? Маленький герой спас пернатого друга. Откройте свои тетради по чтению и запишите план, который у нас получился. | План записать на доске. |
14-19 мин Повторное чтение Проблемный вопрос | Дальше мы будем читать текст по частям и учиться пересказывать эпизоды. Читаем первую часть цепочкой. При чтении все подумаем над вопросом: Почему ребята называли Славу «тихоходом»? | Учебник |
Анализ причин и следствий | -А теперь скажите, как вы поняли, почему ребята называли Славу «тихоходом»? | |
Работа над выразительными средствами | - Найдите описание, как он ходил на лыжах. Зачитайте этот отрывок. (приглядывался, прислушивался) Что значит: приглядывался, прислушивался? | |
Работа над образом | - Каким словом можно назвать такого человека, который любит за всем наблюдать? (наблюдательный, внимательный) - А почему Слава не обижался на ребят, которые его дразнили? - Каким же человеком был Слава? (Наблюдательный, внимательный, любящий природу, трудолюбивый, целеустремленный) | |
Подробный пересказ эпизода. | - А теперь подробно перескажите эпизод, о котором мы прочитали в первой части. | |
Физминутка 19-20 мин. | Вы хорошо пересказали 1 часть, а теперь нужно отдохнуть, чтобы набраться сил для дальнейшей работы. Встали, хором произносим слова и выполняем упражнения. Ну-ка спросим у ребят: Что за птички к нам летят? То крыльями помашут, То на ветках посидят, Завертелись как волчок, Прыг - скок, прыг - скок. Прилетели пообедать, Хлебной крошки бы отведать, Или маленькую мушку! Но кругом лишь белый снег. Хорошо, что им кормушку, Сделал добрый человек! Садитесь! Молодцы! Мы хорошо отдохнули! Теперь можно продолжать работу. | |
Чтение и анализ второй части 20-25 мин. | Прочитаем цепочкой вторую часть рассказа и подумаем: – Почему птицы не боялись мальчика? | |
Анализ причин и следствий Работа над выр.средствами | – Скажите, почему птицы не боялись мальчика? – Каких друзей приобрел мальчик в лесу? Назовите их. - Рассмотрите картинки на с.30, упр.7 - Скажите, как автор называет поползня в тексте? любимец - Что значит это слово? - Чем Славе так понравился поползень? | |
Работа над образом | - Почему Слава так заботился о птицах? - Какие трудности были у птиц зимой, прочитайте. -О каких добрых поступках Славы мы узнали из 1 части рассказа? (Слава был очень добрым, заботливым) | |
Подробный пересказ эпизода. | - А теперь расскажите подробно эпизод, о котором мы прочитали во второй части, как Слава угощал птиц. | |
Чтение и анализ 3 части рассказа. 26- 31 мин. | Прочитаем цепочкой третью часть рассказа и подумаем: – Почему однажды птицы не встретили своего друга? – Как автор говорит о необычной тишине в лесу? Зачитайте отрывок. Что значит: вымерло все живое? - Почему Слав так торопился вернуться домой? - Что значит слово: распластался - Дадим Славе характеристику. Каким мы видим Славу в этой части? (отважный, смелый) | |
Подробный пересказ эпизода. | - А теперь расскажите подробно эпизод, о котором мы прочитали в третьей части, как Слава спасал птиц. Вот как можно подробно рассказать текст тому человеку, который его не читал. Попробуйте дома также подробно рассказать эту историю своим родным и посмотрите, все ли они хорошо поймут. | |
Обобщающая беседа 32-34 мин | – Подведем итог нашей работы над текстом. Какой рассказ мы читали? - Кто автор рассказа? - Кто главный герой? - Как вы думаете, ребята, чему сегодня научил нас этот рассказ? (Этот рассказ учит заботиться о птицах, любить природу и все живое) – Ребята, а какие птицы зимуют в наших краях? – Как вы заботитесь о птицах зимой? | |
Самостоятельная работа учеников резерв 35-36 | А теперь закрепим, что мы узнали из рассказа В.Чаплиной. Проведем соревнование и посмотрим, кто быстрее выполнит задания. Сейчас будем работать в парах. - рассмотрите рисунок на с.29 упр.3. прочитайте предложения в круге. Какие поступки мальчика описываются в рассказе, поставьте предложения в нужном порядке. Время работы 1 минута. Проверяем, что у вас получилось? Наблюдал за природой. Тихо ходил на лыжах… | Рабочая тетрадь Наблюдение изменения в поступках героя в процессе развития сюжета |
37-38 мин резерв | Задание второе. Будем работать в тетради. В группах исследуйте характер литературного героя. У нас будет 5 групп. Время работы 1 минута! Тяните свои задания: Описание внешности героя. Поведение, поступки героя. Чувства, переживания, мысли героя. Речь- о чем и как говорит герой. Отношение к окружающему миру. Запишите в группах результаты исследования характера литературного героя. Проверяем, что у вас получилось… | |
Итог урока. 38-39 мин. | А теперь подведем итог всей нашей работы на уроке. Посмотрим, достигнута ли наша цель? Кто скажет, глядя на таблицу? Верно, мы пересказывали подробно эпизоды из произведения; - определяли изменения в поступках героя в процессе развития сюжета; - составляли план, выявляя последовательность событий. Как вы думаете? Достигли мы цели? Проверим по критериям оценки: Доскажите фразы, как вы поняли: Чтобы оценить поступок героя, нужно ... . Произведение можно разделить на части с помощью ... . | |
Конец урока 40 мин | (И) Оцените свою работу на уроке, используя дорожку успеха (Ф.О.) | |
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся отвечать на простые вопросы, исправляет произношение при чтении вслух стихотворения, совместно разрабатывают план рассказа. Учитель стимулирует способных учащихся отвечать на вопросы и определять настроение автора стихотворения и подбирать ассоциации к словам, писать творческую работу, используя литературные приемы. | Формативное оценивание. Самооценивание по дорожке успеха в тетради «Что я знаю и умею». Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). | Если нет проектора: Физминутка для глаз. «Стрекоза» Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз.) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.) |