- выполнять композицию с опорой на рисунки или создавать свои;
Метапредметные:
- планировать и осуществлять работу на основе предоставленного плана учителем;
- последовательно (пошагово) выполнять работу по предоставленному плану, контролируя свою деятельность;
- устанавливать связи между качеством и результатом собственной деятельности;
- оценивать свою работу и работу товарищей;
- уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников;
- формирование умения взаимодействовать при самостоятельной работе.
Оборудование урока:
Наглядные пособия: образец изделия.
Материалы и инструменты: пластилин; набор стеков; зубочистки; доска для лепки; тряпочка для вытирания рук и стеков; клеенка для рабочего стола.
Организационный момент.
Ребята, у вас у каждого на столе лежит пластилин - искусственный
пластичный материал для лепки.
-Подумайте, Само слово «пластилин» о чём нам говорит? Какой это материал? (Пластичный).
Материал обладает свойствами пластичности, если он очень податливый,
изменяется под действием нагрузок. Мы можем его размять и получить какое-то изделие. А раз он мягкий, податливый, значит, из него можно лепить.
- Если можно лепить, как будет называться эта работа? (Лепка).
Чтобы отделить кусочек пластилина от одного брусочка можно его:
- открутить;
- отщипнуть;
- воспользоваться стекой.
С чего мы начинаем работу с пластилином? (его нужно разогреть)
Существуют приемы, которые помогут придать форму пластилину:
- скатывание
-прищипывание,
-отщипывание,
- вытягивание,
- раскатывание,
- сплющивание.
Как нам соединить детали?
- прижать
- примазать
Что же мы будем сегодня делать?
Это вы узнаете отгадав загадку.
Лежит мешок:
Глаза, и клюв,
И восемь ног.
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила.
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо …
В синеве морских пучин
Бродит он по дну один.
Все в присосках восемь ног
Кто же это?
Правильно! Это обитатель морских глубин – осьминог.
Существует около 300 видов осьминогов, обычно расположенных в тропических и умеренных водах океана . Они делятся на глубоководные осьминоги, обитающие на дне океана, и бескрайние мелководные сорта, встречающиеся у коралловых рифов.
Осьминоги имеют два глаза в форме головы (мантии) в форме шара, которые высовывают восемь длинных конечностей, называемых щупальцами, и имеют два ряда чувств присоски.
Осьминоги могут втиснуться в труднодоступные места, поскольку они беспозвоночные, что означает, что у них нет скелета (некоторые виды имеют защитную оболочку в мантии).
У осьминога есть твердый клюв, похожий на клюв попугая , который они используют, чтобы разбить и съесть свою добычу, такую как крабы и моллюски.
У осьминогов три сердца.
Считается, что самым крупным осьминогом является гигантский тихоокеанский осьминог, который весит около 15 кг (33 фунта) и имеет размах щупалец до 4,3 м (14 футов).
Считается, что осьминоги очень умны по сравнению с другими беспозвоночными.
Основная защита осьминога от хищников, таких как акулы, заключается в том, чтобы скрывать и маскировать себя, используя определенные клетки кожи, чтобы изменить свой цвет. Это также может быть использовано для разговора или предупреждения других осьминогов.
Еще одна защита - быстро сбежать. Осьминоги могут выбрасывать густые черноватые чернила в большое облако, чтобы отвлечь хищника, в то время как осьминог использует сифонную реактивную тягу, чтобы быстро уплыть головой, щупальцы позади.
Последняя защита для осьминога - сбросить щупальце, похожее на то, как геккон или ящерица могут отказаться от хвоста. Осьминог способен восстанавливать потерянное щупальце.
У осьминогов очень хорошее зрение и отличное чувство осязания.
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Осьминог»
- Ветер дует, задувает, (руки подняты вверх, раскачивают из стороны в сторону) Волны в стороны качает. Осьминог на дне сидит (топают ногами, руки на поясе) И ногами шевелит. Чайка над водой летает (имитируют движение крыльев) И за рыбками ныряет (приседание) Осьминог на дне сидит (топают ногами) И ногами шевелит. Под водой на глубине (движение «плавают брасом») Крокодил плывет в воде. Осьминог на дне сидит (топают ногами) И ногами шевелит.
Детям демонстрируются слайды и видеоролики рассказывающие о осьминогах. Учитель показывает детям отрывок из мультфильма « Осьминожки »
Ход работы
Перед началом работы повторим правила рабочего человека:
1. Содержать своё место в порядке.
2. Все необходимые инструменты и материалы держать на краю парты.
3. При необходимости обращаться за помощью к учителю.
4. Не мешать во время работы одноклассникам.
5. Закончил работу – убери рабочее место.
(Учащиеся проговаривают правила рабочего человека).
Мы вспомним - правила работы с пластилином:
Выбери для работы нужный цвет пластилина.
Отрежь стекой нужное количество пластилина на подкладной доске.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончанию работы используй влажную салфетку.
(Учащиеся проговаривают правила работы с пластилином).
Работа над изделием.
Отделяем от бруска цветного пластилина кусочек. Разогреваем его в ладонях и начинаем выполнение работы.
Делаем первоначальные заготовки , катаем шарики– одна большая туловище и 4 на щупальца.
Раскатываем 4 шарика в колбаски и соединяем их крестообразно
Не забывайте сделать на щупальцах присоски. Скатываем небольшие шарики оранжевого цвета прикрепляем к щупальцам и делает стеком дырочки.
Далее изготавливаем голову осьминога, придаем большому шару слегка овальную форму и соединяем со щупальцами.
Белым и черным пластилином выделяем глаза, стекой можно обозначить другие мелкие детали.
Фигурка осьминога готова.
Уборка рабочего места.
По окончанию работы убери свое рабочее место. Пластилин материал который оставляет следы. Необходимо знать как от них избавиться.
Удалить пластилин из волос поможет любое масло: столовое или косметическое. Голову потом нужно будет помыть, но портить прическу не придется.
Следы пластилина с одежды удаляются с помощью старой зубной щетки. Пострадавшую вещь помещают в морозилку или посыпают сухим льдом, затем отчищают остатки пластилина. Намыливают щетку и втирают раствор, подложив под пятно ткань с обратной стороны вещи. Оставляют раствор на 30 минут, затем смывают, а вещь сушат
Рефлексия.Подведение итогов урока
Учитель: Итак, ребята, мы закончили нашу фигурку. Какова была наша цель урока?
Ученики: Слепить фигурку осьминога.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Учитель: Какие правила работы на уроке повторили? Перечислите.
Ученики: Правила рабочего человека, правила работы с пластилином.