- повторение: на плакате напечатаны слова: снег, мороз, сугроб.
- Эти слова точно называют признаки одного из времён года. Назовите его. /для сравнения на доске картина «осень» «зима»/
Читают – зима
-Вспомните и назовите зимние месяцы.
На доске появляется плакат
На плакате: ЗИМА - СНЕГ, СУГРОБ, МОРОЗ;
ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ ;
- Мы прочитали слова. В каждом слове слышим звуки, звуки эти разные – гласные, согласные.
Классификация звуков и букв. Игра «СНЕЖИНКИ».
На доске 2 домика. Учитель показывает артикуляцию звуков: а, о, у, м, ш, х. Дети произносят звук, находят букву на «снежинке», и располагают её на крышу соответствующего домика.
- Что знаете о гласных звуках?
Ответы детей.
Ученик читает: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
-Что можете сказать о согласных звуках?
Ответы детей.
Ученик читает: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
II. Работа по теме урока.
- Послушайте небольшой рассказ о зиме, постарайтесь запомнить его содержание. Словарь: неожиданно
Текст сопровождается показом слайдов. Зима пришла неожиданно. Белые, пушистые снежинки медленно кружились в воздухе и тихо ложились на поля, деревья, крыши домов. Вся земля оказалась под тёплым снежным одеялом.
Какой новый звук услышали во всех словах? Произнесите его.
Характеристика звука «Ж ж»
Давайте ещё раз произнесем звук «Жж».
- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук «Жж»?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
- Какой звук «Жж»?
- Как вы определили, что он согласный?
- Давайте определим звук «Жж» по звонкости. Поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук «Ж», что слышите в наушниках?
Ответы детей.
Вывод: звук «ж» согласный, звонкий.
-Давайте, на несколько минут станем волшебниками и превратим звук «Жж» в букву «Жж».
Учитель:
Платье звуку надеваем, звук мы в букву превращаем.
Показ печатной буквы, анализ. Дети находят букву в кассе букв.
Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
- Давайте из палочек сложим букву «Жж». Кого напоминает нам буква?
Эта буква широка и похожа на жука.
Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.
Плакат: картинка жука на ромашке с буквой «Жж» .
Упражнение на развитие внимания. Работа с раздаточным материалом.
- Обрисуйте букву «ж» по контуру.
-Найдите спрятанные буквы «ж» и обведите их кружочком.
-Жучок нам показал только одну букву «ж» маленькую, но у неё есть пара –большая буква «Ж».Вспомните, какие слова начинаются с большой буквы? Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.
- Буква Ж собирается « убежать» из домика, но мы не можем этого допустить. Мы должны «догнать» её и «вернуть» в домик. 2. «Бег по цветным дорожкам» - чтение слогов в прямом и обратном направлении. Буква Ж убегает по оранжевой дорожке (Класс читает хором – ЖИ), по жёлтой дорожке (класс читает – ЖУ), по зелёной дорожке (ЖА), по красной дорожке ( ЖО), по синей (ЖЕ).
.
Автоматизация звука « Ж» в слогах и словах. ( слоги на ромашке)
- А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»: сопровождается показом слайдов.
Жа-жа-жа– прибежали два ежа
Жу-жу-жу – ежу кофточку вяжу
Жо-жо-жо– снежок, пирожок, творожок
Жи-жи-жи – ты снежинку удержи Внимание! Опасное сочетание!
Красавица снежинка нежная и мягкая.
Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый, согласный, звонкий. Жи –ши пиши с гласным «и»
Народная примета: По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.
Физминутка. Игра: «Снежинки»
Работа по букварю.
- Звукобуквенный анализ слов: жук
-Чтение столбиков букваря, выборочное чтение в соответствии со схемой слова.
Работа по картинке - «Жук».
Ребята, хотите узнать как зовут жука? Слайд: «жужелица»
- Это жужелица. В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц. Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу (или на улице) убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц, бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.
Самостоятельное чтение. У каждого ученика карточки с текстом. Вопрос по содержанию.???? (РАБОТА ПО БУКВАРЮ)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –«ик -ок»
Вам нужно превратить большие предметы в очень маленькие. Я буду говорить: «У великана –комар», а вы отвечаете: « у гнома – комарик.»