- воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, бережное отношение к ней;
Оборудование: компьютеры, презентация, запись музыки Ф. Шопена «Весенний вальс», плакаты, раздаточные карточки для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сейчас урок чтения. Для начала урока давайте создадим хорошее настроение друг другу. Повернитесь к друг другу и повторите игру «Привет, сосед».
(Дети хором говорят)
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил
Всем улыбки сегодня дарил.
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она
Улыбнитесь тем, кто слева.
Улыбнитесь тем, кто справа.
Улыбнитесь тем, кто сзади.
Все мы дружная семья.
Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать и, чтобы наша совместная работа была успешной, давайте вспомним законы урока. Я вывешиваю эти законы, а вы хором, пожалуйста, сейчас читайте.
- Вести себя спокойно
- Не выкрикивать
- Дать возможность высказываться своим товарищам
- Быть терпеливыми
- Уважать друг друга
Я надеюсь, мы будем все эти законы выполнять.
Сегодня на уроке я приглашаю вас в волшебный, сказочный мир поэзии. Догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке нам поможет загадка.
(Ученица у доски загадывает загадку)
Загадка о весне:
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Отступает непогода,
Это к нам идет…
Правильно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о весне.
II. Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке вы получили необычное домашнее задание. Это было творческое задание. Кто хочет выйти со своим творчеством к доске?
(Учитель вешает рисунок, а ученик читает свое стихотворение)
- Какое настроение у стихотворения?
- А какое настроение передает рисунок?
- Соответствует ли настроение стихотворения рисунку?
Даша была и художником и поэтом.
(К доске выходит следующий ученик)
Что необычного в стихотворении Миши?
Какое настроение от этого рисунка?
Как на душе, когда приходит весна?
А совпадает ли настроение у рисунка и стихотворения?
А как мы узнаем, что птицы тоже радуются приходу весны?
(Весело поют, моются в появившихся лужах)
Какое настроение было у тебя, когда ты сочинял это стихотворение?
Ты сам рад приходу весны?
III. Сообщение темы и цели урока.
Мы с вами продолжим на следующем уроке говорить о вашем творчестве, о том, как вы написали о весне и что вы нарисовали о весне. Сейчас вы были и в роли художника, и в роли поэта. А сегодня мы будем читать стихотворения о весне, которые написали известные поэты.
Кто-то любит лето, кто-то зиму, кто-то осень, а кто-то весну. У каждого свое любимое время года. Каждое время года прекрасно по-своему. И эта красота всегда вдохновляла поэтов и писателей, художников и композиторов на создание прекрасных произведений. Надо уметь не просто видеть, а наблюдать. Замечать большое в малом, выражать свои чувства и радоваться всему прекрасному, что нас окружает. Этому мы и будем сегодня учиться.
IV. Изучение нового материала.
1. Сегодня мы будем изучать стихотворение А.Блока. В этом стихотворении он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны. Сейчас это стихотворение прозвучит на фоне музыки «Весенний вальс» гениального польского композитора Фредерика Шопена . Этот композитор обладал редким мелодическим даром. Его музыка словно бы идёт « от сердца к сердцу». Закройте глаза и попробуйте нарисовать картины в вашем воображении.
(Звучит музыка Ф. Шопена «Весенний вальс», учитель читает стихотворение А.Блока «На лугу»)
- Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
Сейчас мы познакомимся поближе с поэтом и композитором, произведения которых вы сейчас прослушали. Берите с собой учебники и садитесь за компьютеры. Мы будем работать по презентации к уроку.
- Даша, прочитай название презентации.
(Работа на компьютерах, презентация «Весна в стихах, музыке и картинах»)
Словарная работа.
Уточним значение некоторых слов и выражений.
Пашня –вспаханное поле.
Чу – чувствовать.
2. Анализ стихотворения А.Блока.
- Как вы считаете, какое настроение у автора?
- Вы может с первого взгляда не почувствовали настроения поэта, сами глазками почитайте стихотворение. Откройте учебники на закладках, переверните на с.114.
(Учащиеся читают стихотворение)
Кто бы хотел нам показать свою версию чтение этого стихотворения?
Передал ли Миша радостное настроение при чтении?
Какими словами автор дает нам понять, что его настроение такое, а не другое?
(Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…)
Найдите в стихотворении рифмующиеся строки.
(Небеса - полоса, виднее - чернее)
Любое из слов стиха нельзя заменить. Во-первых, это авторское. И если заменить, то даже смысл изменится. Во-вторых, настроение будет другое.
- Как вы понимаете выражение « весна идет сторонкой», «слышен голос звонкий»?
3. Выборочное чтение.
Что увидел поэт, что услышал? (Прочитайте)
Можно ли услышать песенку ручья?
Как это удалось поэту? (Звуки ж, з, ч)
4. Второе стихотворение, которое мы будем изучать на этом уроке, тоже о весне. Это стихотворение из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». С творчеством этого поэта мы уже знакомились на предыдущих уроках.
(Чтение учителем стихотворения наизусть)
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- Какими словами поэт описал таяние снега? («Уже не тот потемнел»)
- Как он сообщил о ледоломе? (треснул, будто раскололи)
- Как передал чистоту воздуха, прозрачность? (небо стало выше)
- Какими словами передана радость оживания природы? (зачирикал воробей)
- Какими словами он назвал тропинки? (стежки – просторечье)
Дети, сегодня утром некто, хорошо вам известный, попросил меня поздравить вас с приходом весны и передать вам кое-что.
- Хотите узнать кто это был? Отгадайте загадку.
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом.
Огороду, полю врач
Глянцеватый, черный… (грач)
- Верно, это был грач. Он очень обрадовался, что сможет попасть на наш урок. И пришел он на урок не с пустыми руками. Грач принес вам задание.
(Два конверта с пословицами)
В этих конвертах пословицы. Потому, что в устном народном творчестве тоже отражена любовь к весне. Все пословицы во время полета перепутались и мы сейчас должны помочь грачу в них разобраться.
Пословицы о весне.
Весенний день год кормит.
Увидел грача – весну встречай.
Матушка весна всем красна.
Март – не весна, а предвесенье.
Весна отмыкает ключи и воды.
Весна и червяка оживит.
Одна ласточка весны не делает.
Пришла весна, так уж не до сна.
Не ленись с плужком – будешь с пирожком.
Птица радуется весне, а младенец матери.
- Еще одно задание от грача.
Выбрать слова
Какие слова связаны с темой «Весна»? (Подчеркнуть)