Конспект по русскому языку: "Звонкие и глухие согласные на конце слов"
Конспект по русскому языку: "Звонкие и глухие согласные на конце слов"
Создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку: "Звонкие и глухие согласные на конце слов"»
Конспект по русскому языку 1 класс
ТЕМА:ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ
Цели: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.
А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.
II. Чистописание.
– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.
б – ? т – д ? – ш з – с г – ? ? – ф
– Что это за буквы? (Парные согласные) – Назовите пропущенную букву. – Запишите парные согласные в тетрадь.
3. Словарная работа
- Запишите отгадки. (ученик на доске)
Серый Ивашка
Деревянная рубашка,
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт (карандаш)
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной - … (медведь)
- Разделить на слоги, поставить ударение. (самостоятельно)
- Посмотрите внимательно на слова-отгадки, выделите лишнее слово, объясните, по какому признаку оно лишнее. А какое правило объединяет эти слова?
III. Введение в тему.
– Мы отправляемся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.
− Сколько букв в русском языке?
− Какие буквы не обозначают звуков?
− Сколько гласных звуков? (6.)
− Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)
IV. Сообщение темы урока, постановка целей.
− Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных.
− Послушайте сказку.
ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные − с согласными. Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс. Им было весело!
Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были звонкие буквы.
А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнером. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
− Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости – звонкости в начале и на конце слова.
V. Изучение нового материала.
1. Работа в тетради.
Запишите пары слов: сок - зонт, волк - фон, дом - том, шип - жил, бант - пол, гиря - кот.
Вывод: парные согласные в начале слов − в сильной позиции.
2. Работа по учебнику
− Прочитайте пары слов.
− Ответьте на вопросы учебника.
Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.
3. Игра «Парный звонкий согласный заболел».
Один ученик называет «здоровый» парный согласный (с голосом, звонкий), второй − «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с.)
Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 41, с. 76.
− Сейчас я предлагаю вам провести исследование на тему «Правописание парных согласных на конце слов». Но для этого нам предстоит отправиться… Угадайте, куда?
9
16
16
17
1
18
12
(Зоопарк.)
− Кто был в зоопарке?
− Закройте глаза и вспомните, что вы интересного видели в зоопарке.
− Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.)
Учитель зачитывает по толковому словарю В. И. Даля, что означает слово «зоопарк».
− А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи.
− На территории сказочного королевства есть зоопарк. (Учебник, с. 77.)
− Прочитайте названия животных под рисунком.
− Что заметили? (Последние звуки произносятся одинаково.)
− Определите, какую букву надо написать на конце каждого слова.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Запись пар слов.
Физкультминутка
- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный – подпрыгиваете, глухой – приседаете.