Тема | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу |
Педагогические цели | Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу; |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знания: узнают о правописании слов с сочетаниями жи–-ши, ча–ща, чу–щу. Умения: научатся находить в словах буквосочетания жи–-ши, ча–ща, чу–щу, объяснят, почему в этих сочетаниях написание гласных и, а, у надо запомнить. Навыки: приобретут умение приводить примеры слов на изученные орфограммы |
Личностные результаты | Нравственно-этическая ориентация: проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои действия |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
Основное содержание темы, понятия и термины | буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу |
Образовательные ресурсы | Учебник, запись на доске, компьютер, экран. |
№ этапа | Этап урока Цель | Деятельность | УУД |
учителя | учащихся |
1 | Организационный момент Цель: Эмоционально, психологически подготовить учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учащихся. – Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! – Проверим готовность к уроку | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе. |
2 | Самоопределение к деятельности. Цель: организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока детьми. | - Какой урок сейчас будет? - Что изучаем на уроках русского языка? Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости. -Как вы понимаете смысл пословицы? Желаю удачи на уроке, плодотворного сотрудничества, удовольствия от работы с друг другом. - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. - При написании каких букв встречаются эти элементы? - Какие звуки обозначают эти буквы? - Что общего у этих звуков? - Чем они отличаются? - Запишите буквы на следующей строчке | Составляют пословицу Называют ее значение Записывают 15 декабря. Классная работа. Пишут буквы ш щ ч ж | Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о группах растений; |
3 | Словарно-орфографическая работа. Цель: проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу. | - Что мы сейчас прописали? - Что можно получить из букв? - Из слогов? - Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Соседи объекта». Суть игры заключается в угадывании слова, по объектам, которые связаны с отгадкой. - Мне нужен помощник, который будет фиксировать ответы на доске, отмечая в словах необходимые орфограммы, а остальные будут работать в тетради. СОСЕДИ ОБЪЕКТА | стол | шкаф | диван | ОТВЕТ: мебель | СОСЕДИ ОБЪЕКТА | пальто | кофта | платье | ОТВЕТ: одежда | | СОСЕДИ ОБЪЕКТА | точилка | альбом | рисунок | ОТВЕТ: кариндаши | СОСЕДИ ОБЪЕКТА | скорость | дорога | светофор | ОТВЕТ: машина | СОСЕДИ ОБЪЕКТА | школа | парта | класс | ОТВЕТ: ученик или учитель | Проверим на сколько правильно написали слова. | | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста сочинения логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания |
4 | Постановка учебной задачи. | - Одно из записанных вами слов поможет определить тему урока. А какое оно вы определите с помощью игры «Да-нетка». Вы можете задавать наводящие вопросы о загаданном слове. Вопросы могут быть связаны со звуками и буквами …(карандаши) Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет». - Какая орфограмма встречается в слове? - Верно, в этом слове встречается буквосочетание ши. - Какие буквосочетания вам еще известны? (по ходу ответов прикрепить сочетания) - Сформулируйте тему урока. - Почему в этих сочетаниях возникает «ошибкоопасное» место? - Мы определили проблему, значит надо определить пути ее решения. - Поставим учебные задачи с помощью слов-помощников 1 Повторим... 3. Закрепим … | Задают вопросы. Определяют слово (карандаши) Определяют тему урока. Ставят перед собой задачи. | |
5 | Закрепление знаний и способов действий. Цель: закрепить полученные знания на данном уроке. | Работа по учебнику с.12 упр 16 (1 часть) Прочитайте задание. Измените слова по образцу. - Чем различаются слова? (ед. ч. – мн. ч.) Запишите слова, выделяя орфограммы. - Какое правило вы использовали , чтобы выполнить задание? Выполняют с.12 упр 17 (2 часть) - Какое правило вам поможет выполнить задание правильно? | Выполняют задания упр 16 Повторяют правило жи – ши – пиши с буквой и Выполняют задания упр 17 Повторяют правило ча –ша - пиши с буквой а Чу- щу – пиши с буквой у | |
6 | Физкультминутка Цель: снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; | презентация | Выполняют движения по музыку | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
7 | Закрепление знаний и способов действий. Цель: закрепить полученные знания на данном уроке. | - Скажите, какой литературный жанр устного народного творчества больше всего вас привлекает? - С какой целью сочиняли сказки для детей? - Верно, любая сказка учит и не зря есть всем известное выражение: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». - Какие сказки вы любите? Выполнение задания с.13 упр 18 -Отрывок из какой сказки написан? - Кто автор сказки? Работа в парах. На ваших партах лежат карточки. ! Спишите стихотворение, вставив пропущенные буквы. !! Восстановите текст стихотворения, вставляя пропущенные буквы в словах. - Ребята вспомните, какие учебные задачи ставили перед собой? - Удалось ли добиться цели проверим, выполнив следующее задание камышы | жираф | чумазый | площадь | щявель | тучя | чулан | чясы | мышы | жывот | чюлок | живой | часовщик | чайка | чяйник | машына | чюдеса | шыны | щавель | чясто | жызнь | стрижи | ландыши | ужин | жыраф | - Вернемся к задачам, поставленным в начале урока. 1. Повторим... 3. Закрепить … | Выставка сказок Выполняют задание по карточкам | |
8 | Итоги урока. Цель: зафиксировать знания содержания урока. Рефлексия. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | – Чем необычен и полезен был сегодняшний урок? – Что получилось хорошо? Почему? – Что не получилось? Почему? - Вспомните девиз нашего урока Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости. -Какую мудрость вы приобрели сегодня на уроке. – Как вы оцените свою работу на уроке? Игра «Продолжи предложение» | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя |