Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА"»
Урок русского языка ( 2 класс)
Тема: «Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА»
Цели: продолжить формирование навыков правописания гласных букв и в сочетаниях чу-щу, ча-ща.
Ход урока
Орг. момент.
Ну проверь скорей, дружок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
А еще карандаши и линейку положи!
Словарная работа. Постановка темы и целей урока.
Учитель читает загадки, дети хором отгадывают и записывают в тетради.
Каменные джунгли,
И земля в асфальте,
Люди, словно муравьи,
На проезжей части!
(Город)
Время раннее пришло,
Выехал он из депо,
Целый день с утра до ночи,
Бегает по рельсам звонким!
(Трамвай)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и порисовать.
Что такое я?
(Тетрадь)
Проверка. На доске открываются отгадки, но с пропущенными безударными гласными. Рядом сидит Лисичка.
(Гор*д, тр*мвай, медве*, тетра*, к*р*ндаш)
- Ребята, пробежала лисичка, своим хвостом заметала следы, буквы не заметила, снежком их укрыла (закрыты снежинками). Давайте восстановим их. Называют слово и безударную гласную.
(Нар*д, т*варищ, *рбуз, р*сунок, с*лдат)
-Какая еще орфограмма встретилась в этих словах?(Парная согласная на конце слова.)
-Что происходит с парными согласными на конце слова? (Оглушение)
-Как проверить парную согласную на конце слова? (Подобрать проверочное родственное слово)
-Подберите проверочные слова. Во всех ли словах встретилась эта орфограмма? (Её нет в слове товарищ, трамвай)
-Какой звук в конце мы произносим? ([Щ], [Й])
- Дайте им характеристику. (Эти звуки всегда мягкие)
- Какие еще звуки всегда мягкие? ([Ч])
- Какие правила с этими буквами вы знаете?
Вот сегодня мы будем работать над этими правилами.
Работа по теме.
Лисичка и здесь пробежала, хвостом все слова рассыпала.(На карточках прикреплены слоги рассыпанных слов: чай-ник, ща-вель, чук-ча, щуп-лый, чаш-ка, чу-гун, щу-рить).
Соберем эти слова.(2 человека у доски собирают слова.)
Какая орфограмма встретилась в этих словах? (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
Запишем слова, выделяя орфограмму ча-ща, чу-щу.
- Назовите двусложные слова. С любым из этих слов придумайте побудительное предложение.
-Попробуйте составить несколько предложений, используя слова, которые вы записали на правила ча-ща, чу-щу, чтобы у вас получился небольшой текст.
4.Физминутка.
Вечер зимний в небе синем встать из-за стола Звезды синие зажег встать на носки, потянуться Ветви сыплют синий иней потряхивая руками, потихоньку сесть На приснеженный снежок.
5. Продолжение работы по теме.
Лиса зашифровала слова, думала, что мы не отгадаем. (щюка, чяйка, чящя, йолочка)
Запишите в столбик эти зашифрованные слова, а рядом расшифровку.
Для лисы мы оставим тоже задание. Пусть теперь она подумает, какие слова мы зашифровали. Запишите слова моржи и уши, а рядом их шифр.
Работа по учебнику.
С. 72 Упр. 102.
Прочитайте предложение на ленточке: Верь своим глазам, а не чужим делам. Что мы прочитали? (Пословицу.) Объясните ее смысл.
- В каком слове встретилась орфограмма над которой сегодня работаем? (Чужим. ЧУ)
- В каком слове есть орфограмма, которую недавно изучали? Как она называется? Спишите пословицу, выделяя орфограмму зеленой ручкой.
- Есть ли здесь ещё пословицы на изучаемую орфограмму? (Есть: не делай никому зла и прощай обиду).