1. | Организационный момент | - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Проверяют готовность к уроку. |
2. | Актуализация знаний | На доске записаны буквы а, у, о, ы, и, э, ю, я, е, ё. – Что это за буквы? – Запишите их в тетрадь. – По какому признаку можно разделить эти буквы на две группы? – Какие гласные обозначают мягкость согласных? – Как в русском языке принято обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью цвета? | – Гласные. Записывают буквы в тетрадь. – Гласные, которые обозначают мягкость согласных и гласные, которые обозначают твердость согласных. – Гласные е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных. – Мягкость – зеленый цвет, твердость – синий цвет. |
3. | Самоопределение к деятельности | – Доскажите слово и узнаете тему нашего урока: Мягкий голос, Мягкий шаг, Это буква… – Какова же тема нашего урока? – Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласных звуков». – Чему же мы будем учиться на сегодняшнем уроке? – Вот она – буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь. – На что похожа буква мягкий знак? – Буква Р перевернулась – мягким знаком обернулась. На доске записано слово нить. – Прочитайте слово. Что вы заметили? Что можно сказать о согласных звуках в этом слове? – Как обозначена мягкость согласных звуков? – Сделайте вывод, какую роль играет мягкий знак, что он делает с согласными? | – Мягкий знак. – Буква мягкий знак. Предположения учащихся. – На перевернутую букву р. – Все согласные звуки в этом слове мягкие. – При помощи букв и, ь. – Мягкий знак смягчает согласные. |
4. | Работа по теме урока | -Называем эту букву ь- знак. Мягкий голос, мягкий шаг Это буква - мягкий знак. -Подставляем эту букву и читаем слово. -Как- то изменилась схема? -А слово? -А теперь прочитайте, что я буду показывать: ь, нь, ть, ь,пь,дь,ль. Слайд. -Все можно прочитать звуки? Почему? -Обозначает ли эта буква какой-нибудь « свой» звук? -Зачем же она нужна в русском языке? -Может быть без неё можно и в речи обойтись? Эту букву каждый знает: Звука не обозначает, Может только показать, Как нам букву прочитать. -Сделайте вывод, для чего нам нужен Ь. Мягкий знак-буква- помощник ,которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным звукам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный читается мягко. -На что похожа буква Ь? В. Степанов сказал: буква р перевернулась- мягким знаком обернулась. - Как вы думаете, почему нет большой буквы? – Откройте учебники на странице 87. Упражнение 1 (страница 87). – Прочитайте стихотворение. О каком растении идет речь? Почему его так назвали. – Найдите и прочитайте слова с выделенной буквой. Что вы о ней знаете? Упражнение 2 (страница 87). – Прочитайте слова. Сравните их по значению и по написанию. – Как обозначена мягкость согласных звуков? – Прочитайте последнее задание. – Выполните это задание самостоятельно. – Прочитайте сведения о языке на странице 88. – Скажите, как обозначается мягкость согласных звуков на письме? | Открывают учебники. – В стихотворении идет речь о подснежнике. Называют его так, потому что он растет из-под снега, первый весенний цветок. – Это слова (в) полутьме и маленький. Выделенная буква – мягкий знак. Она смягчает согласные. – Уголки – угольки, шест – шесть, банка – банька, мел – мель. Эти слова имеют разное значение и разное написание. – Мягкость согласных звуков обозначена мягким знаком. – Спиши. Подчеркни мягкий знак (ь) и букву перед ним. Выполняют задание. Читают сведения о языке. – На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь). |
6. | Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (страница 88). – Прочитайте слова. Произнесите звуки, которые выделены в словах. – Прочитайте последнее задание. – Найдите и прочитайте слова, в которых звуков меньше, чем букв. – Запишите эти слова в тетрадь. – Из-за чего в этих слова звуков меньше, чем букв? Упражнение 5 (страница 89). – Прочитайте. Как вы думаете, в каких словах пишется мягкий знак. Обоснуйте свой ответ. – Прочитайте последнее задание. – Выполните это задание. | – Словарь – [р’], доктор – [р], пенал – [л], учитель – [л’], пальто – [л’], палка – [л]. – Напиши слова, в которых звуков меньше, чем букв. – Словарь, учитель, пальто. Записывают. – Мягкий знак – «волшебная буква». Буква есть, а звука нет. – Мягкий знак пишется в слова дверь, тень и гусь, потому что в них он обозначает мягкость согласного звука. – Напиши слова правильно. Выполняют. |
7. | Рефлексия. Подведение итогов урока | На доске записаны слова деньки, конь, небо, лень. – Сравните слова. Чем они похожи? – Какое слово лишнее и почему? – Скажите еще раз, что может обозначать мягкий знак на письме? – Оцените свою работу на уроке. Возникли ли какие-то сложности, все ли было понятно, понравился ли вам наш урок? | – Во всех словах звук [н’] – мягкий. – Лишнее слово – небо. Во всех остальных словах мягкость согласного звука [н’] обозначена мягким знаком. – На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь). Ученики оценивают свою деятельность на уроке. |