Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру на тему : "Насекомые"»
МБОУ СОШ №3 г. Осташков Тверской области
172730, Тверская область, г. Осташков
Конспект урока окружающего мира
во 2 классе на тему: «В мире насекомых».
Педагог: Учитель начальных классов Ефремова Юлия Викторовна.
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи деятельности учителя: создать условия для повторения отличительных признаков насекомых, формирования представления о растительноядных, хищных и всеядных насекомых; развивать умения анализировать и обобщать; содействовать воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся называть характерные признаки насекомых, группировать виды насекомых.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают необходимость существования насекомых для других живых организмов.
Оборудование: учебник; хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; компьютер; проектор; экран; фотографии; рисунки с изображением насекомых; схема «Насекомые»; карточки с представленными заданиями.
Ход урока
Сообщение темы урока.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мы работать начинаем ,
Ни минутки не теряем!
Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. Давайте вспомним какую тему мы изучаем? (животные)
Послушайте стихотворение (аудиозапись, читает под музыку)
В лесу, на опушке
Стрекозы-подружки
Знакомых позвали на бал.
Букашки с былинкой
Танцуют в обнимку
Осу подхватил мотылёк.
Поёт им комарик,
И синий фонарик
Зажёг в темноте светлячок.
– О каких животных здесь говорится? Перечислите их. К какой группе можно отнести стрекозу, кузнечика, мотылька?
Сформулируйте тему нашего урока. О ком мы будем говорить?
– Тема нашего урока – «Насекомые».(слайд)Какую цель мы перед собой поставим?
Чтобы достичь цели урока необходимо составить план изучения насекомых.
Что вы бы сегодня хотели узнать о насекомых?(слайд)
1. Почему этих животных называют насекомыми?
2.Особенноси строения
3.Среда обитания.
4.Питание.
5.Размножение
6 .Значение
Вы разделились по группам.
-Вспомните правила работы в группе.(Работаем тихо, слушаем друг друга, не перекрикиваем друг друга, называем по именам).
-Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки насекомых.
(На партах у каждой группы иллюстрации с изображениями насекомых и задания к ним).
Учитель: Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы.
- Распределение действий между членами группы.
1 группа
Задания:
Прочитайте тест.
Расскажите, что нового узнали о насекомых.
Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки).
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары. Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день.
Только представьте себе, насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. Некоторые учёные утверждает, что именно насекомые – цари Природы. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насекомых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не обладают.
Наука о насекомых называется “энтомология”.
Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.
Вывод: Название группа животных получила из-за полосок, похожих на насечки. Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.
2 группа
1.Рассмотрите внимательно этих насекомых. Чем они похожи? Что есть у них, и нет у других животных
2. Посчитайте сколько частей тела у насекомого?
3. Подпишите части тела.
4. Проверьте по учебнику с. 9
Вывод: Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко. Только насекомые имеют 6 ног
3 группа
Рассмотрите иллюстрации в учебнике с. 9 – 11 .Где могу обитать насекомые?
Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй. (Медведка, муравьи).
Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. (Водомерка, жук-плавунец).
Кто из насекомых летает? (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела)
Вывод: Насекомые живут везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе: от жарких стран до границ льдов на севере.
Группа выбирает отвечающего, он обобщает ответы детей и демонстрирует иллюстрации.
- Ребята, оцените работу своей группы.
Во время ответов идет демонстрация слайдов
Выводы: (слайды)
1 группа: Название группа животных получила из-за полосок, похожих на насечки. Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.
2 группа:Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко; есть чувствительные усики»У насекомых 6 ног.
3 группа: Насекомые живут везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе.
Учитель. - Ребята, что помогает передвижению насекомых? (крылья) - У животных, какой группы тоже есть крылья? (У птиц)
- А что помогает насекомым находить пищу, ведь у них нет носа, чтобы улавливать запах? (Усики) - Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?
Вывод: У насекомых 6 ног, тело разделено на 3 части
Первичное закрепление. «Узнай насекомое» ( Р.т. с. 4 № 5)
Физкульминутка (под музыку)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
На четыре- полетела.
У реки остановилась,
Над рекою закружилась.
Учитель:
Насекомые –существа удивительные. Вот, например , в пчелином улье
каждая пчела имеет свою "профессию". Посмотрите фильм о жизни пчел.(видео)
Какие «профессии» имеют пчелы? Еще в улье есть « пчелы- няньки», «пчелы-уборщицы»
Кто теперь сможет объяснить выражение « трудиться как пчелка?»
РАЗМНОЖЕНИЕ
Отгадайте загадку: Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
Послушайте, как происходит развитие бабочки )
Слайды
Когда бабочка-мама хочет, чтобы у нее появились детки, она откладывает на листиках растений маленькие яички.
-Когда приходит время, из яичка вылупляется маленькая гусеница.
Для того чтобы гусенице стать бабочкой, ей нужно подрасти. А чтобы вырасти, ей нужно кушать . Гусеница очень любит есть вкусные листики растений.
Когда гусеница вырастает, она заворачивается в кокон – тоненький мешочек, который покрывает ее с ног до головы. Пока гусеница сидит в своем коконе, у нее вырастают красивые крылья.
Когда приходит время, гусеница прорывает кокон и из него вылезает красивая бабочка!
Вот она какая красавица!
( Бабочки: яичко, гусеница, куколка, из которой выходит бабочка.)
Как размножаются насекомые?
Подумайте: как кусачки, губка и шприц связаны с питанием насекомых. (показ предметов).
Оказывается(слайд)
Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки.
Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.
Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка.
На какие группы можно разделить насекомых по типу питания?
ПИТАНИЕ
Составьте схему «Группы насекомых по способу питания» (Слайд ).
Работа в группах:
-Откройте следующую страницу в учебнике. Стр.10-11.Прочитайте текст о том, как питаются насекомые. Получить дополнительную информацию о питании вы можете из хрестоматии С. 71)
Работаем в группах: 1-я группа: Как питаются растительноядные насекомые? (Только растительной пищей, частями растений: гусеницы, колорадский жук. бабочки. шмели, пчелы, саранча, тля)
2-я группа :Как питаются хищные насекомые? (Они охотятся на других насекомых или пьют кровь животных : комары, стрекозы, жужелица, божья коровка)
3-я группа :Как питаются всеядные насекомые? (Они питаются как растениями, так и животными: муха, комар, медведка)
Стрекоза охотится на комаров. Шмель и бабочка, сидящие на цветках, пьют цветочный нектар и питаются цветочной пыльцой. Муравьи тянут гусеницу. Божья коровка охотится за тлей. Тля питается соками листьев растений.)
А вот у комаров питание «раздельное». Самцы комаров предпочитают соки
растений, а самки – кровь животных
Я вам сейчас расскажу сказку. Но в ней нет конца. Закончить ее поможете вы
Сказка «Спор животных»
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… -Что же решили животные? - Придумайте продолжение этой сказки. Почему у вас получилось похожее продолжение?
Какую роль играют насекомые в природе и жизни человека?
1-я группа расскажет о пользе , которую приносят насекомые. Опираясь на свой опыт приведите еще примеры. Почему садоводы считают хищных жужелиц своими друзьями? (Жужелицы поедают мелких гусениц и слизней, которые вредят культурным растениям.)
2-я группа расскажет о насекомых –вредителях .О Какие насекомых-вредителях вы еще знаете? (тля, медведки, иногда прилетает саранча)Слайд
3-я группа ответит на вопрос «Что будет, если исчезнут насекомые?».
Вывод: насекомые все нужны.
Почему надо оберегать насекомых? Опыляют растения, дают людям мёд и ценные лекарства, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных, да и просто радуют глаз)
Рефлексия.Игра «Хлоп-хлоп, топ-топ»
-все насекомые умеют летать-
все насекомые откладывают яйца+
-к насекомым относится паук -
-насекомые имеют 3 пары ног+
- насекомые могут жить везде, кроме морских глубин+
-насекомые имеют цветное зрение+
-в Ростовской области насекомых нет -
Какие насекомые обитают в нашей местности?
Что такое красная книга?
Всего в список насекомых Красной книги Ростовской области включено 109 видов. Вот некоторые из них: богомол, дыбка, жук-олень, шмель-степной. Они относятся к редким видам и очень редким видам. (слайд)
-божья коровка – хищное насекомое +
Творческое задание: работа в группах
Что мы можем сделать для того чтобы сохранить этих удивительных животных? Сформулируйте
Правила поведения в природе. -Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. -Не уничтожай насекомых. Не разоряй жилища.
Не шуми, убирай мусор
I Итог урока.
Вернемся к нашему плану. Остались вопросы, на которые сегодня мы не ответили?
Почему мы смогли за урок узнать так много? Что помогло? (Работали в группе, помогали друг другу.)
Поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.
Слайд
-Домой я предлагаю вам, ребята, задание по выбору
Учебник, с. 9-11, ответить на вопросы. Приготовить мини – доклад или презентацию о насекомом нашего края.
Нарисовать условные обозначения, которые помогут сохранить нам эту группу животных
Закончить урок я бы хотела обращением к вам, ребята:
Наблюдайте и восхищайтесь природой, изучайте и берегите ее!