kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект Петр Великий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомятся с жизнью Петра 1 и о растениях, которые были привезены в Россию 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Петр Великий»



урок в 4 классе по предмету «Окружающий мир»

«Пётр I»

Учитель: Комарова Екатерина Витальевна

Описание Данный материал можно использовать учителям начальной школы и среднего звена, воспитателям для проведения внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности для детей дошкольного, младшего школьного возраста.

Цель:

Сформировать представления у учащихся о времени правления Петра I и Знакомство с историей возникновения в России многих растений.

Задачи:

-Воспитывать нравственную культуру.
-Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
-Работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей.

Развитие познавательного интереса у учащихся к историческому прошлому своей страны;

Развивать познавательные способности и монологическую речь;

Развивать умение работать с дополнительной литературой;

Развивать умение обобщать и делать выводы;

Воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I активную гражданскую позицию.

Оборудование:

ПК; Интерактивная доска; Мультимедийный проектор; Презентация; Карточки; Выставка книг о Петре I


Учитель: царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя, строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

Учитель: Сформулируйте тему урока.


Дети: Мы будем говорить о царе Петре 1, его жизни

Учитель: Давайте начнём.

- о рождении

Учитель: Уже изначально появление Петра было таинственным. Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.


«Я, Пётр Первый, царь Руси,
Много стран исколесил.
Чудеса там повидал,
Много нового познал.


Учитель. Мы привыкли использовать в пищу многие растения и продукты и мало кто задумался о том, как они появились в нашей стране, благодаря кому мы имеем возможность их выращивать и употреблять в повседневной жизни. Сегодня мы расскажем о том, что Россия приобрела благодаря Петру Великому. Современникам Петра было сложно его понять: царь- плотник, царь - кузнец , царь - солдат , стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела . Образ “помазанника Божия “- царя-батюшки, царивший в сознании людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.

Учитель
Фрукт отведал необычный,
Для Руси он непривычный:

Там картофелем зовётся.
Я привез, пусть приживётся
Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.
На Руси без картошки – что гулянка без гармошки.
Картофель – второй хлеб.

Вот какие пословицы поговорки были придуманы русским народом об этом растении, которое появилось у нас благодаря Петру.. Пётр I, путешествуя по Голландии, отведал там картофельные блюда и решил отослать партию картофеля в Петербург одному из своих приближённых, графу Шереметеву. Граф был очень рад вниманию царя. Когда же в присутствии слуг и домочадцев открыл мешок и... сильно разочаровался. С большой брезгливостью, двумя пальцами, он вынул из мешка серый неказистый «плод» , откусил кусочек, но тут же выплюнул. Не знали тогда в России, что делать с картофелем!
Ты можешь представить себе, что такое обычный продукт на нашем столе, как картошка, обыкновенная картошка была когда-то редким лакомством!
Люди не умели его правильно выращивать, не знали даже что есть, и ели не клубни, а ягоды, которые ядовиты. Прошло более ста лет, прежде чем картофель стал привычными русским продуктом. Первое время это было редкое блюдо даже за царским столом. На парадном обеде в 1741 г. подали только 500 грамм для всего двора!
А родина картофеля - южноамериканские горы Анды. Там, на высоте от 500 метров и до 5 километров, растут в диком состоянии почти все известные виды картофеля.
Учитель: «Про картошку»
Калорийная картошка —
Хлебу русскому присошка.
Неказиста, мешковата,
Но вкусна она, ребята.
Пюре, драники, салат,
Угоститься каждый рад.
Для нормального развития,
Ешьте — Катя, Маня, Витя…


Учитель:ТЮЛЬПАНЫ
Рассеялись туманы,
Растаяла зима.
И расцвели тюльпаны -
В наш дом пришла весна!
Их лепестки трепещут,
Как крылья мотыльков.
А вдруг они все вместе
Взлетят до облаков?
И полетят, как стая
Весёлых мотыльков
До дальнего до края
Голландских берегов?!
Вот отчего так часто
В сад выбегаю я -
Мне с ними расставаться
Не хочется друзья!
Название растений, видимо, происходит от персидского слова toliban (тюрбан), данное тюльпану за сходство его цветков с головным убором восточных народов. Позже тюльпаны попали в Турцию, где стали излюбленными цветами и где их не только выращивали, но и занимались улучшением.
Луковицы тюльпанов появились в России только в 1702 году, Пётр I, посетив Голландию, был очарован растущими в дворцовых садах, цветами. И в результате учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов. Петр стал уделять особое внимание украшению дворцовых садов цветами. Луковицы стоили дорого, поэтому вплоть до 19 века тюльпаны выращивались только в садах состоятельных людей.

Ученик: Подсолнухи... Так маленький ребёнок
В простых явленьях видит чудо сказки...
И радостно, что поутру, спросонок
Всем улыбаются распахнутые глазки...

Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
Свои лучисто-жёлтые головки.
Заложена такая в них сноровка,
Как будто сами скоро солнышками станут...

Они отважны, тучи – не помеха,
К лучам стремятся взглядом прикоснуться...
Поля исправит лето детским смехом,
Там скоро вновь подсолнухи проснутся...
Учитель
Подсолнечник, подсолнух, по латыни «гелиантус», солнечный цветок, – не зря имя этого растения связано с солнцем. Благодаря интересной особенности – поворачивать венчик вслед за солнцем в течение дня, – подсолнечник обожествляли племена североамериканских индейцев еще 3 тысячи лет назад до н.э. С точки зрения современной науки эффект поворота соцветия в сторону источника света – «гелиотропизм», – не представляет особых тайн. Со стороны, освещаемой интенсивнее, происходит рост стебля, на миллиметры, за счет действия гормона ауксина, поэтому головка немного поворачивается, и так в течение дня.
Однако индейцы свято верили, что боги насыщают подсолнечник солнечной энергией, а потом это растение милостиво раздает ее людям через пищу и целебные зелья. И на самом деле, подсолнечник помогал им переносить тяготы жизни, насыщал маслянистой мукой, в состав которой входил и витамин E, весьма ценный для поддержания здоровья продукт. Эффектный вид цветка побудили Колумба привезти семена этого растения в Европу в начале XVI века. Почти 200 лет оно радовало взор любителей цветов.
И только в начале XVIII века в Англии впервые обратили внимание на возможность получения растительного масла из семян подсолнечника. С легкой руки Петра Первого подсолнух попал в Россию в начале XVIII века и только там, благодаря прозорливости и мастерству маслодела Д.С. Бокарева превратился в великолепное сырье для производства подсолнечного масла.
Ученик: Подсолнухи – спутники солнца, –
Лишь только займется рассвет,
Поднимут головки и молча
Кивают прохожему вслед.

В подсолнухах – отблески лета,
Июльского знойного дня
Подобны глазам твоим светлым,
Что нежно глядят на меня.


Ученик
Жарким пламенем горит ,
Оранжевый , как солнце ,
Сильным запахом манит
Сок под толстой кожицей .
Снимем цедру осторожно -
Здесь понадобится ножик .
Дольки нежные добудем ,
Наслаждаться вкусом будем .
- Это что за господин ?
- Яркий спелый апельсин !
Учитель:Апельсины довольно поздно появились в Европе, примерно в начале XV в. На своей родине, в Китае, их разводили задолго до начала нашей эры. Васко да Гама, возвратившись со своими спутниками в Европу, восторженно рассказывал о том, как в одной из гаваней восточного побережья Африки их угощали чудо-плодами — апельсинами. По другой версии, европейцы познакомились с апельсиновым деревом и его плодами благодаря крестоносцам, которые вывезли их из Палестины одновременно с лимонами. Кстати, само слово «апельсин» заимствовано у немцев и в переводе означает китайское яблоко («апфель» — яблоко, «сине» —Китай).
В начале XVIII в. слава об апельсинах дошла и до России. В 1714 г. князь А. Д. Меньшиков построил дворец с большими оранжереями, в которых стали выращивать эти плоды, и дал ему название в честь апельсина — Ораниенбаум (от немецкого — апельсиновое дерево). А спустя некоторое время Екатерина II приказала именовать этот дворец вместе со слободой городом Ораниенбаум и посвятила ему герб: оранжевое апельсиновое дерево на серебряном фоне. В народе говорят:
Знает толк, как свинья в апельсинах (о том, кто совершенно не разбирается, ничего не смыслит в чем-нибудь).
Апельсины не сравнивают с яблоками.
Нужно апельсины сравнивать с апельсинами, а яблоки с яблоками.
Полно тебе гнилым носом апельсины нюхать.
Скушаешь и яблочко, коль апельсина нет.
Не надо смешивать яблоки с апельсинами.


ученик: Он у нас такой один,
Милый вкусный мандарин!
На апельсин порой похож,
В расцветке также с ним он схож.
У нас в России не растет,
Лишь из-за границы кто-то привезет.
На Новый год всегда мы покупаем,
И вкус его мы обожаем.
Учитель:Родина мандарина – Юго-Восточная Азия. Так, в одной из китайских рукописей, датируемой 1178 годом, описывается 27 лучших сортов апельсинов и мандаринов. Кстати, это растение назвали так именно в Китае, потому что плоды его были доступны лишь самым богатым и родовитым жителям страны – мандаринам. Мандарин (португ. mandarim, от санскр. мантрин – советник), данное португальцами название чиновников (кит.- гуань) феодального Китая, перешедшее из португальского в русский и западно-европейские языки.
Традиция китайцев дарить хозяевам два мандарина, приходя в гости во время празднования Нового Года, а уходя из гостей получать от хозяев два других мандарина, зародилась примерно в 1000 году до нашей эры. Такая традиция возникла по простой причине, на китайском языке произносимое «пара мандарин» созвучно со словом «золото». Традиция дарить при встрече мандарины нашла свой отклик и в современном мире, поскольку помимо всего прочего китайцы верят в магию чисел способную привлечь счастье как к дарящему, так и к одаряемому человеку.
Что касается России, великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру Великому, который был восхищен привычкой европейцев встречать новый год с шумными фейерверками и подарками.


Ученик
Ах, чашка кофе поутру!
Ну, разве кто-нибудь не знает,
Как люба сонному нутру
Она, горячая, бывает?
Учитель:Не всем пришелся по вкусу ароматный черный напиток, придающий силы, лишающий сна, возбуждающий эмоции и чувства. Наверное, так происходит со всеми великими открытиями в мире.
Так произошло и с кофе, хоть и недолго, но в истории кофе была черная полоса неприятия и ненависти. В благословенной Мекке правил Хайр-бек, он был наместником султана и правоверным из правоверных почитателем Корана. А так как священная книга запрещала мусульманским верующим любые напитки, вызывающие возбуждение, то и кофе попало в черный список наравне с алкоголем. Хайр-бек решил подойти к вопросу радикально, как истинный владыка. Издал строжайший закон, запрещающий пить кофе, все запасы кофейных зерен были преданы огню и сожжены, кофейни закрыты, а тех, кто пил кофе, преследовали, как преступников.
А вот уже экстравагантный император Российский Петр I, в приказном порядке заставлял на своих знаменитых ассамблеях придворных пить кофе. Входящим в небезызвестную Кунсткамеру, при входе предлагалась чашечка кофе. Петр, пребывая в Голландии, так привык пить кофе, что решил всю свою дворцовую челядь заставить разделять пристрастия своего императора. Вот и правильно, если бы не он, то не скоро Россия получила в свое меню этот прекрасный напиток.



Учитель: Вот мы и узнали о растениях, которые пришли к нам в Россию благодаря Петру Великому.
Давайте проверим как вы узнаете эти растения, отгадав загадки:
Его родина Иран,
Он объездил много стран,
По природе он красив,
Но совсем не прихотлив!
Ответ: Тюльпан

Ароматом Новый Год,
Праздник им пропитан,
«Мячиками» оранжевыми,
Стол праздничный усыпан!
Ответ: Мандарин

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетой фабрики —
Из далёкой Африки.
(Ответ: апельсин)

Он черен, как дьявол. Горяч, как яд! Он чист, как ангел.
(Кофе)

Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)

Желтое солнышко стоит на ножке,
в нем много черненьких домов,
а сколько черненьких домов,
столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Учитель:А что в книгах ваших про Петра 1 ещё написано?


Учитель: Ребята! Поработаем с учебником. Откройте с. 95-96. Даю вам 2 минуты, чтобы вы познакомились с текстом, а потом расскажете Петру Алексеевичу.


(Дети знакомятся с текстом)


Учитель показывает слайды с нововведениями Царя Петра 1, а дети отвечают, что они видят.


Слайды:

Появление морского флота

1 января – Новый год

Первая печатная газета

Первый музей

Первая публичная библиотека

Открытие новых заводов

Возникли новые города

Мода, балы


Учитель:: Спасибо, юные мои друзья. Учитесь, познавайте всё новое. Любите свою Родину.


Подведение итогов.


Учитель: Итак, ответим на вопросы, которые вы получили в начале урока. За свой ответ вы будете получать оценки.


Вопросы:

• Какое прозвание получил Пётр Первый в истории России?

Пётр Великий

• Во сколько лет он был провозглашён царём?

В 10 лет

• Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?

Военные потехи

• Из кого набирался этот полк?

Из сверстников царя

• Чем отличался Пётр от других правителей?

Мог быть кем угодно, освоил 14 профессий

• Что нового появилось в России при Петре Первом?

Флот, газета, календарь, музей, библиотека

• Когда был заложен город на Неве?

1703

• Одна из главных улиц?

Невский проспект
Какие растения были привезены в Россию?

Подсолнух, кофе, апельсины, тюльпаны, картофель

Рефлексия.

Учитель: Кому понравился

Информация о домашнем задании

Изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с. 94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.

Подведение итогов.

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке, что вы узнали нового?

(Ученики отвечают)

- Спасибо всем вам, ребята, за урок, а особенно моим помощникам.

Учитель: Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект Петр Великий

Автор: Екатерина Витальевна Комарова

Дата: 01.11.2021

Номер свидетельства: 590213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК «Школа России» по теме : "Патриоты России», «Петр Великий», «М.В.Ломоносов», «Екатерина Великая»"
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_v_4_klassie_umk_shkola_rossii_po_tiemie_patrioty_rossii_pietr_vielikii_m_v_lomonosov_iekatierina_vielikaia"
    ["file_id"] => string(6) "349276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476473637"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока "Эпоха Петра Великого" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "105304"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402839915"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по окружающему миру "Петр Великий""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumirupietrvielikii"
    ["file_id"] => string(6) "323792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462189453"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Конспект урока литературы на тему: «М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. Стихотворение «К статуе Петра Великого» и «Ода на день восшествия.»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieratury_na_tiemu_m_v_lomonosov_zhizn_i_tvorchiestvo_stikhotv"
    ["file_id"] => string(6) "444311"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513244747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого урока по истории России  в 7 классе по теме «Северная война». "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-rossii-v-7-klassie-po-tiemie-sieviernaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "135857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416996647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства