10. Продолжать учить согласованию притяжательных местоимений с
Существительными
11. Учить подбирать существительные к глаголам
12. Учить преобразовывать слова
13. Развивать мелкую и общую моторику
Оборудование: игрушка (собачка), загадка, конверт с письмом, бубен, карточки-символы для характеристики звука, картинки: сани, матрос, капуста, сапоги, слон, лиса, стол, кресло, ананас, абрикос, автобус, колесо, сон, сом, сок; дорожки, фишки для звукового анализа слова, буквы: С, А, О, У, Ы, Э, карточки с буквами С (правильными и неправильными), игра «Домик гласных».
Ход занятия.
Организационный момент
1. Развитие слухового внимания; логического мышления
- (Стук в дверь)
Ребята, кто же к нам стучится? Если вы отгадаете загадку, то узнаете об этом!
Лает, кусает
В дом не пускает
(собака)
- Давайте ее впустим!
(один из ребят открывает дверь – запускает собачку с конвертом)
- Ребята, здравствуйте! У меня для вас есть письмо. Только кто мне его передал, я пока не скажу. Прочитайте его!
- Ну что прочитаем?
- (Да!)
- Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я пока не скажу вам, кто Я. Но Я очень хочу пригласить Вас к себе в гости в Сказочную Страну. Там мы с вами и немножко отдохнем, и поиграем, а также Я попрошу Вас выполнить мои несложные задания.
Я думаю, Вам не составит труда с ними справиться!
А может быть, вы и сами по ходу занятия догадаетесь, КТО Я!!!!!!
2. Развитие слухового внимания; умения подбирать обобщающие слова
- Чтобы отправиться в путешествие вам предлагается поиграть в игру
« Четвертый лишний» и найти слова – подсказки:
Вы должны назвать лишнее слово, выбрать нужную картинку на столе и поставить на доску:
*диван, сани, шкаф, кровать
*шапка, пальто, капуста, шарф
*груша, сапоги, яблоко, банан
*матрос, чайка, воробей, голубь
- (Лишнее слово сани, потому что это то, на чем ездят.)
- Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы?
- (Диван, кровать, шкаф – это мебель)
( выполняют)
- Садитесь. Ребята, а теперь вам нужно узнать пароль, который поможет попасть в сказочную страну.
Скажите, какой один и тот же звук встречается во всех словах
- (Во всех словах встречается звук [С])
3. Характеристика звука
- Вот теперь мы можем отправиться в путь. Встали в круг,
Ребята, мы уже с вами знаем пароль. Давайте его все вместе произнесем: с-с-с-с-с-с
- Как мы произносим звук [C] длинно или коротко?
- (Звук [C] мы произносим коротко)
- Значит это какой звук?
- (Звук [C] согласный)
- Согласный, какой?
- (Твердый)
- Дима, выбери нужную карточку на полу и поставь на доску.
- Какое положение занимают наши губы и зубы, когда мы произносим звук [C]?
- (Когда мы произносим звук [C] губы слегка в улыбке, а зубы раскрыты)
- Влад, выбери карточку
- Какое положение занимает кончик языка?
- (Кончик языка направлен вверх)
- Артем, выбери карточку.
- Приложите руку ко рту. Какая струя воздуха теплая или холодная?
- (Струя воздуха холодная)
- Рома, выбери карточку.
- Садитесь. Артем, скажи нам, какой звук [C]?
- (перечисляет)
- Какой буквой обозначается звук [C]?
- (Звук [C] обозначается буквой С)
- Правильно! (показ буквы)
Ребята, скажите, в какую сторону открыты воротца буквы С?
- (Они открыты в правую сторону)
4. Развитие фонематического восприятия
- Молодцы! И вот мы с вами оказались в сказочной стране. Посмотрите, как здесь красиво!
- Я хочу проверить, как вы запомнили пароль. Встаньте около стола. Вы должны будете прыгнуть о хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [C]:
*м, р, с, ш, ф, с, з, н, с…..
*са, ло, му, су, ро, сы, да, со
5. Развитие слухового внимания и памяти
- А сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки».
Послушайте и повторите за мной.
са-са-са - хитрая лиса
со-со-со – катим колесо
су-су-су – я коня пасу
сы-сы-сы – длинные усы
- Ребята, вместе с письмом, которое передала собачка, лежали картинки.
6. Развитие звукового анализа; определение последовательности звука в
слове
- Для того чтобы идти дальше по сказочной стране, вам нужно выбрать по какой дороге мы пойдем.
Сейчас каждый из вас выйдет к доске, определит место звука [C] в своих словах и расставит картинки по дорожкам.
На 1 дорожку мы поставим картинки, в названии которых звук[C] стоит в начале слова. На 2 – в середине. На 3 – в конце.
Если вы это сделаете правильно, мы сможем пойти дальше.
- ( В слове слон звук [C] стоит в начале слова, поэтому ставим его на первую дорожку)
- (выполняют)
- Молодцы! Все картинки расставлены по своим дорожкам! Идем дальше!
7. Развитие слогового анализа; слухового внимания
- Ребята, а теперь найдите картинки, в названии которых вот столько слогов, частей – три удара в бубен.
- (перечисляют)
- А теперь Дима выйдет к доске и загадает нам слово, только пока не назовет его. А с помощью бубна «скажет» сколько в нем слогов. Ну а мы постараемся его отгадать.
- (выполняют)
8. Развитие зрительного внимания
- Артем подойди к доске и убери картинки, на которой изображены предметы мебели.