Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия Конспект логопедического занятия 2 класс (с использованием здоровьесбергающих технологий) «Слово и слог»»
Конспект логопедического занятия 2 класс (ОНР)
(с использованием здоровьесбергающих технологий)
«Слово и слог»
Учитель-логопед Верижникова Анастасия Васильевна
Тема:Слово и слог
Цели: 1. Дать понятие «слога»;
2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»
задачи:
- обучающие:
1. Формировать у учащихся представлений о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении и чтении; развивать умение определять в слове количество слогов по количеству гласных звуков, в том числе и на слух;
2. Формировать навык анализа и синтеза слогового состава слова. Развивать умение:
а) делить слова на слоги;
б) составлять из слогов слова;
в) диктовать себе по слогам, четко представляя последовательность звуков в слове.
3. Продолжать формирование умений конструировать предложения адекватно замыслу.
4. Уточнять и обогащать словарный запас учащихся.
- развивающие:
1. Развивать логическое мышление учащихся, операции анализа и синтеза.
2. Развивать наблюдательность, слуховое, зрительное внимание и память.
3. Развивать навыки самоконтроля.
4. Развивать связное учебное высказывание.
- воспитательные:
1. Воспитывать хорошее отношение, интерес, любовь к природе.
2. Воспитывать навыки взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: картинки с изображением Фили и Степашки, предметные картинки, слоги, набор полосок разной длины, су- джок (по 2 на ученика), прищепки.
Ход занятия
I. Оргмомент
Учитель-логопед приветствует детей и предлагает сесть тем, в чьём полном имени 2 слога (дети садятся); 3 слога; 4 слога.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы с вами начнем необычно. Я предлагаю вам разделить свои имена на слоги при помощи хлопков. По очереди выполняют задание.
Молодцы! Все справились с заданием! Стоять никто не остался.
II. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
«Слонёнок»
Вытягивание сомкнутых губ вперёд
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
Руки складываем вместе, вытягиваем вперед.
«Улыбочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Тянем губки прямо к ушкам,
Как весёлая лягушка!
Руки показывают как широко мы улыбаемся (разводим руки в разные стороны)
«Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Складывать вытянутые перед собой руки в чашечку.
«Окошечко»
Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам.
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь закроем ротик,
Отдыхает бегемотик!
Руки опираются локтями о стол, ладони показывают как широко открывает рот бегемотик.
«Хомяк»
Сделать глубокий вдох и надуть щеки.
Я надую щёчки так,
Словно толстый я хомяк!
Ладони складываем вместе, раздвигаем, показывая какие толстые щёки у хомяка.
III. Введение в тему занятия.
Л. МЫ попали с вами на сказочную поляну.
Вот по ней шагает сказочный солдат. Какой первый звук стоит в слове СОЛДАТ? Запомните эту букву.
Из-за дерева ласточка взмыла вверх. Какой первый звук стоит в слове ЛАСТОЧКА? Запоминайте.
Из леса вышел олень – золотые рога. Какой первый звук стоит в слове ОЛЕНЬ? Продолжайте запоминать буквы.
В небе быстро мчаться Гуси – лебеди. Какой первый звук в слове ГУСИ?
А вот на гору поднялся Иван- Царевич. Какой звук начинает его имя?
Назовите буквы по порядку С, Л, О, Г.
Л. Назовите, пожалуйста, темы нашего занятия. (Слог)
Логопед: Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как апельсин на дольки. Эти дольки и называются СЛОГОМ. Сегодня вы будете учиться делить слова на слоги. Определять гласные звуки и буквы, считать количество слогов.Вы уже знаете, что СЛОГ – это часть слова. Каждое слово состоит из слогов.
1. Определение количества слогов в словах.
Логопед: А как узнать сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Логопед: А еще какие есть способы определения слогов?
Дети: надо хлопать в ладоши и говорить слово по частям или проговаривать слово положить руку на подбородок.
Логопед: Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах:
Задание 1
Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их и определяют количество слогов в словах- отгадках
Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и …
(ВОДА)
Хвост пушистый – краса
И зовут ее …
(ЛИСА)
Сапожник, сапожник!
Скорей помоги!
Совсем прохудились мои…
(САПОГИ)
Я расчищу снег, ребята,
Только мне нужна…
(ЛОПАТА)
Задание 2
Работа с карточками.
Догадайся, какой слог пропущен, запиши этот слог. (ша)рик, (ди)ван, ру(ба)шка, пана(ма) ДИ, ША, БА, МА - Какие знания необходимы нам были для выполнения этого задания? - Вспомнить написание этого слова и выделить пропущенный слог.
Дыхательная гимнастика.
«Подуй на свечку». Сесть, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Задание 3
Л. На доске закреплены картинки Филя и Степашка. Вам необходимо раздать карточки с картинками какому -то одному из героев.
Каждому ребенку дается карточка с иллюстрацией. Нужно подсчитать количество слогов и прикрепить под выбранным героем, объяснить свой выбор (яблоко, свеча, собака, усы, гнездо, дерево, лодка, снеговик, девочка, птицы)
2. Дифференциация слова и слога
1.Логопед вывешивает звук «ма».
- Ребята, что здесь написано?
- Что это такое?
- Есть ли смысл в слоге «ма»?
Аналогично разбираются слоги «ши», «на»
Логопед: Что получится, если мы соединим эти слоги?
Дети: Машина
Логопед: Значит, сам по себе слог не содержит смысл. А любое слово имеет определенный смысл .
Ребята, наши гости пришли к нам с интересным заданием. Они предлагают вам поиграть в разведчиков. Нужно собрать зашифрованные слова
2.Работа в группах
Составление слов и слогов, данных в беспорядке:
У КА ЛИТ ( улитка)
ТА КОН ФЕ (конфета)
ГА КНИ (книга)
ГА ЗИН МА (магазин)
РО ВО НА (ворона)
Проверка слов, запись в тетрадь.
Подчеркните гласные буквы, разделите слова на слоги.
Проверка.
3.Пальчиковая гимнастика с элементами массажа с применением су- джок
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
(Су- джок положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно)
(Су- джок положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп
-Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
-Катать два су- джока между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. -
Три ореха я возьму, между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
(Удерживать два (три) су - джока между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук)
Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает
(Два су - джока держать в одной руке и вращать одним вокруг другого)
3. Работа со схемами слов
1.Логопед: вы научились делить слова на слоги, а теперь мы научимся
работать со схемами слов. У каждого из вас набор полосок.
Длинная полоска обозначает слово, а короткая часть слова-
слог.
Логопед вывешивает картинку с изображением груши, один ученик выходит к доске, остальные работают на месте.
Логопед: Сколько слогов в слове «груша»?
Ученик: В слове «груша» 2 слога.
Логопед: Сколько коротких полосок надо положить?
Ребенок: Надо выложить 2 короткие полоски.
Аналогичная работа проводиться с другими словами: доска, собака, черепаха. Учащиеся по очереди меняются у доски.
2.Пальчиковая гимнастика (с использованием прищепок)
«Котенок кусается» Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается)
4. Работа с деформированными словами. Составление схем предложений.