Итоговая комплексная работа состоит из двух частей — основной и дополнительной.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов учебных действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Этими заданиями преимущественно охватываются русский язык, чтение, математика. В основную часть итоговой работы для 2 класса включено также задание по курсу окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексная контрольная работа 2 класс»
Комплексная контрольная работа
для обучающихся 2 классов
Краткая характеристика
и особенности комплексной работы
для 2 класса
Структура работы
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей — основной и дополнительной.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов учебных действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Этими заданиями преимущественно охватываются русский язык, чтение, математика. В основную часть итоговой работы для 2 класса включено также задание по курсу окружающего мира.
Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с разделом «Выпускник научится» планируемых результатов. Выполнение этих заданий обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения второклассниками базового уровня требований.
В дополнительной части задания имеют более высокую сложность; они соотносятся с разделом «Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов. Работа над этими заданиями может потребовать от ребёнка самостоятельно открыть новое знание или умение, привлечь личный опыт. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребёнка необязательно — они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенных уровней требований и используется исключительно для дополнительного поощрения ребёнка, но никоим образом не в ущерб ему.
В дополнительной части содержится 5 заданий, из которых второклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, 3 — по своему выбору.
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе предложенного учащимся текста.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Как показывают полученные результаты, среднее время выполнения основной части итоговой комплексной работы составляет 25 мин. Такое же время в среднем затрачивается и на выполнение заданий дополнительной части. Но это усреднённые показатели, которые могут существенно различаться у отдельных учащихся. Так, минимальное время выполнения всей работы составило 30 мин, а максимальное — 1,5 ч. При этом медленно работающие дети вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время. Поэтому в зависимости от подготовки класса целесообразно отвести на проведение работы два или три урока, в течение которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе.Время выполнения работы ограничиватьне рекомендуется.
Характеристика заданий
ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Задания основной части
В отличие от аналогичной работы для 1 класса в данной итоговой работе задание на установление темпа чтения про себя не предусмотрено. Однако в диагностических целях учитель может предложить детям выполнить это задание по той же методике, что и в 1 классе: дать детям вчитаться в текст, затем попросить их отметить слово, которое они сейчас читают, и продолжить чтение. По повторному сигналу учителя (через 1 мин) дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Если ребёнок к этому времени прочитал уже весь текст, он ставит особый условный знак, о котором все договариваются заранее. Важно помнить, что если такое задание учителем предлагается, то результаты его выполнения фиксируются, но не оцениваются в баллах. Если учитель ставит перед собой такую цель, то в оценочный лист заносится количество прочитанных за 1 мин слов.
Как показывает опыт проведения работы, результаты её выполнения мало зависят от темпа чтения — и быстро читающие, и медленно читающие дети могут успешно выполнить работу, если их не ограничивать во времени. Так, среди детей, получивших наивысшие баллы, есть дети, читающие со скоростью 32—35 слов в минуту. Более того, полученные данные свидетельствуют о том, что дети, продемонстрировавшие высокую скорость чтения (более 120 слов в минуту) в среднем выполняют работу хуже, чем их сверстники, которые читают медленнее.
Первое задание каждого варианта — это задание по чтению. В нём проверяется умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца. Максимальная оценка за задание — 1 балл.
Второе задание каждого варианта — это задание на поиск и списывание предложения, являющегося ответом на заданный вопрос. Фактически в задании оценивается уровень владения двумя важнейшими общеучебными умениями: умением выборочного чтения и умением правильно, без ошибок и искажений списывать предложение. Поэтому оценка правильности выполнения задания проводится по двум критериям: а) выборочное чтение (максимальная оценка — 1 балл) и б) списывание (максимальная оценка — 1 балл). Важно подчеркнуть, что оценка правильности списывания ведётся независимо от оценки выборочности чтения.
В третьем задании каждого варианта проверяется наличие первичных представлений о частях речи (имени существительном и глаголе), умение найти слова, обозначающие эти части речи в выписанном предложении. Максимальная оценка за задание — 1 балл.
Четвёртое задание состоит из двух частей — задания по окружающему миру на классификацию животных и задания по русскому языку на выделение букв мягких согласных в выписанных словах. Максимальная оценка за задание — 2 балла (по 1 баллу за каждую из частей). Оценка обоих умений ведётся независимо друг от друга.
В пятом задании проверяется понимание смысла арифметических действий при решении текстовой задачи, а также уровень владения вычислительными навыками. Максимальная оценка за пятое задание — 2 балла: по 1 баллу за каждую из позиций.
В шестом задании проверяется умение найти величину, отвечающую заданному требованию. Максимальная оценка за это задание 1 балл.
Максимальная оценка за все шесть заданий основной части составляет 9 баллов (второе, четвёртое и пятое задания оцениваются 2 баллами каждое
Задания дополнительной части
Задания дополнительной части носят скорее пропедевтический характер и оценивают не столько успешность освоения базовых представлений по математике, русскому языку и окружающему миру, сколько владение второклассниками основными способами познавательных учебных действий — действиями анализа, поиска и интерпретации информации, оценочными суждениями и т. д.
В седьмом задании проверяется умение решить текстовую задачу с недостающими данными, которые нужно найти в исходном тексте. При этом полученный ответ необходимо подтвердить вычислениями. Задание осложнено также и тем, что алгоритм решения задачи скрыт от учащихся. Даже форма представления ответа требует от ребёнка вновь обратиться к исходному тексту.. Максимальная оценка за задание — 2 балла.
Восьмое задание также проверяет овладение учебными действиями, формируемыми в основном на уроках математики и относящимися к новому разделу программы «Работа с информацией». Для получения правильного ответа учащимся необходимо осуществить поиск информации в исходном тексте и представить её в виде числа, а затем проранжировать выписанные числа. Максимальная оценка за задание — 2 балла (1 балл за поиск и запись числа и 1 балл за ранжирование чисел).
Девятое задание — ещё одно задание на чтение, проверяющее овладение умением интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в исходном тексте и в тексте задания детали, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, строить на этой основе самостоятельное суждение и пояснять его. Максимальная оценка за это задание — 2 балла: 1 балл за выбор правильного, с точки зрения отвечающего, суждения и 1 балл за его обоснование.
Десятое задание во всех вариантах также можно рассматривать как пропедевтическое, проверяющее готовность учащихся к формированию и развитию такого важнейшего универсального умения, как умение строить свободное высказывание. В этом задании во всех вариантах учащимся предлагалось дать в письменной форме свободный развёрнутый ответ на поставленный вопрос по содержанию прочитанного текста (про личный вклад в охрану природы). Максимальная оценка за это задание — 2 балла. Одиннадцатое задание во всех вариантах оценивает готовность ребёнка понять и объяснить в свободной форме лексическое значение заданного слова. Формулировки задания тождественны во всех вариантах, задания различаются подбором слов для объяснения. Максимальная оценка за это задание — 1 балл
Максимальная оценка за все пять заданий дополнительной части составляет 9 баллов (только одно задание — одиннадцатое — оценивается 1 баллом, все остальные — 2 баллами).
В работе для 2 класса предлагается дополнительными баллами оценивать самостоятельность выполнения детьми итоговой работы.
Приложение 1.
Характеристика заданий комплексной работы (с УУД)
Часть работы
Номер задания
Учебный предмет
Проверяемые умения (УУД)
Уровень сложности
Основная часть
По усмотрению учителя
Чтение, навыки чтения
Скорость чтения не сплошного текста про себя или шёпотом.
-
1
Чтение,осознанность чтения
Р:умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца
Базовый
2.1
Чтение, выборочное чтение
Р: умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос
Базовый
2.2
Русский язык, правописание
П: умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение.
Базовый
3
Русский язык, морфология
П: первичное умение определять части речи — глагол и имя существительное
Базовый
4.1
Окружающий мир, природные объекты
Р: умение приводить примеры из исходного текста к предложенной классификации животных
4.2
Русский язык,
фонетика
П:умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых случаях
Базовый
5.1
Математика, числа и величины
П: умение соотносить вопрос задачи и выражение для её решения, понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания и деления)
Базовый
5.2
Математика, числа и величины
П:вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания и деления
Базовый
6
Математика, числа и величины
П:умение находить величину, отвечающую заданному требованию (меньше чем..., но больше чем...)
Базовый
Всего
6 заданий базового уровня, максимальный балл — 9
Дополнительная часть
7
Математика,
Числа и величины
П: умение решать текстовую задачу с недостающими данными
Повышенный
8.1
Чтение, математика, работа с данными
П: умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию из исходного текста; умение записывать число с помощью цифр
Повышенный
8.2
Математика, работа с данными
П: первичное умение ранжировать числа
Повышенный
9.1
Чтение, работа с информацией (интерпретация)
Р: первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающее эти связи суждение из ряда предложенных
.
Повышенный
9.2
Чтение, работа с информацией (аргументация). Русский язык, развитие речи
П: умение пояснять выбранное суждение
Повышенный
10
Русский язык, развитие речи (высказывание). Окружающий мир, человек и природа
К: первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему
ВСЕГО: 6 заданий базового уровня (от 0 до 9 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0 до 9 баллов). Всего 18 баллов.
Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.
Итого: максимальный балл за работу — 20 баллов
Рекомендации по проверке и оцениванию результатов выполнения работы. Интерпретация результатов
Задания основной части
Задание 1
Осознанность чтения
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
й вариант — записано или (о) птицах, или (о) чиже, куропатке (серой куропатке), страусе (страусе-папе);
й вариант — записано или (о) рыбах, или (о) колюшке, леще, треске;
Задание 2
Выборочностъ чтения
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
й вариант — найдено и записано предложение: Черепахи и лягушки мало заботятся о своём потомстве.
й вариант — найдено и записано предложение: Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.
Списывание
При проверке умения списывать предложение оценивается любое предложение, выписанное ребёнком, даже если оно не отвечает требованиям задания. Оценка 1 балл ставится, если списанное предложение:
а) оформлено верно (выделены начало и конец предложения, есть пробелы между словами);
б) не содержит ошибок или допущенные ошибки были обнаружены и исправлены ребёнком.
Задание 3
Задание 3.1 (найти существительные в выписанном предложении) и задание 3.2 (найти в этом же предложении глаголы) при оценке не разделяются, поскольку оба эти задания проверяют умение находить и выделять изученные части речи. Оценка этого умения ведётся по любому предложению, выписанному ребёнком, даже если это предложение не отвечает требованиям задания. Если ребёнок выписал предложение правильно, оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды, правильных ответов:
й вариант
сущ. сущ. гл. сущ.
Черепахи и лягушки мало заботятся о своём потомстве.
Найдено и отмечено не менее двух любых существительных из трёх возможных и один глагол.
й вариант
сущ. гл. сущ. гл. сущ. гл. сущ. Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.
Найдено и отмечено не менее трёх любых существительных из четырёх возможных и не менее двух глаголов из трёх возможных.
Примечание. Если ребёнок выписал другое предложение, при оценке правильности выполнения задания нужно иметь в виду следующее: 1) навык считается сформированным, если найдено не менее 2/3 требуемых слов; 2) количественный критерий может быть снижен с учётом трудности анализа выписанного предложения для ребёнка: существительные в косвенных падежах, однородные члены, сложное предложение и т. д.
Задание 4.1
Классификация животных
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
найдены и выписаны следующие названия для каждой группы животных:
звери — лосиха, медведица; выписаны оба названия;
птицы — чиж, куропатка, страус; выписаны любые два названия;
рыбы — колюшка, лещ, треска; выписаны любые два названия.
Все иные ответы, отличающиеся от описанных, оцениваются О баллов.
Задание 4.2
Выделение букв мягких согласных
Оценка умения выделять буквы мягких согласных ведётся по любым словам, выписанным ребёнком, даже если они не отвечают требованиям задания. Если ребёнок выписал названия животных правильно, то оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
в выписанных названиях животных подчёркнуты следующие буквы:
звери — лосиха, медведица (подчёркнуты все 4 буквы);
птицы — чиж, куропатка, страус (в зависимости от выписанных слов подчёркнута 1 буква или подчёркнутых букв нет);
рыбы — колюшка, лещ, треска (в зависимости от выписанных слов подчёркнуты 2 или 3 буквы).
Примечание.В случае если ребёнок выписал другие слова, оценка 1 балл ставится, если в выписанных словах выделены все буквы мягких согласных.
Задание 5
Соотнесение вопроса задачи и выражения для её решения
Оценка 1 балл ставится, если в задании 5.1 правильно записан вопрос задачи по предложенному выражению, а в задании 5.2 правильно записано выражение для решения задачи по предложенному вопросу.
Ответы, данные детьми, должны соответствовать кодам правильных ответов, при этом не должно быть противоречивых записей или пометок. Словесная формулировка, данная ребёнком, может отличаться от предложенной ниже, но должна точно передавать смысл арифметического действия и отношения между объектами.
Коды правильных ответов:
й вариант — присутствуют обе записи.
В задании 5.1 записано: На сколько больше птенцов у страуса, чем у чижа? Или: На сколько меньше птенцов у чижа, чем у страуса?
В задании 5.2 записано выражение 30 : 5.
й вариант — присутствуют обе записи.
В задании 5.1 записано: На сколько больше малышей у черепахи, чем у чижа? Или: На сколько меньше малышей у чижа, чем у черепахи?
В задании 5.2 записано выражение 20 : 5.
В задании 5.1 записано: На сколько больше детёнышей у лягушки, чем у страуса? Или: На сколько меньше детёнышей у страуса, чем у лягушки?
В задании 5.2 записано: Во сколько раз у лягушки больше детёнышей, чем у страуса? Или: Во сколько раз у страуса меньше детёнышей, чем у лягушки?
Все иные ответы, отличающиеся от описанных, оцениваются 0 баллов.
Вычислительные навыки
Оценка 1 балл ставится, если ответы и к заданию 5.1, и к заданию 5.2 точно соответствуют кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
й вариант — присутствуют обе записи:
в задании 5.1 записано 25;
в задании 5.2 записано 6.
й вариант — присутствуют обе записи: в задании 5.1 записано 15;
в задании 5.2 записано 4.
й вариант — присутствуют обе записи: в задании 5.1 записано 25;
в задании 5.2 записано 15.
Задание 6 Сравнение величин
Оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
й вариант — отмечено Б или записано медведь;
й вариант — отмечено Г или записано треска;
Задания дополнительной части Задание 7
Решение текстовой задачи с недостающими данными
Оценка 2 балла в оценочном листе ставится, если дан полный правильный ответ, точно соответствующий кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
й вариант — записано чиж и приведены вычисления 20 : 4 = 5;
й вариант — записано чиж и приведены вычисления 30 : 6 = 5;
Задание 8
Поиск информации для заполнения таблицы, запись числа цифрами
Оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
1-й вариант:
Куропатка
Лягушка
Медведица
Страус
Черепаха
Чиж
20
90
1
30
20
5
2-й вариант:
Колюшка
Куропатка
Лосиха
Страус
Черепаха
Чиж
100
20
2
30
20
5
Ранжирование чисел
При проверке умения ранжировать числа оценивается любой ряд чисел, выписанный ребёнком в предыдущем задании, даже если он не отвечает требованиям задания. Если ребёнок выписал количество детёнышей правильно, то оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если ответ точно соответствует кодам, при этом нет противоречивых записей или пометок. Порядок расположения чисел — по возрастанию или по убыванию — может быть выбран ребёнком произвольно.
Коды правильных ответов:1-й вариант:
Куропатка
Лягушка
Медведица
Страус
Черепаха
Чиж
3
1
5
2
3
4
ИЛИ
3
5
1
4
3
2
2-й вариант:
Колюшка
Куропатка
Лосиха
Страус
Черепаха
Чиж
1
3
5
2
3
4
ИЛИ
5
3
1
4
3
2
Примечание. В случае если ребёнок ранжирует иной ряд чисел, то оценка 1 балл ставится, если все выписанные числа правильно проранжированы в порядке возрастания или убывания.
Задание 9
Интерпретация текста
Оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
й вариант — отмечено А;
й вариант — отмечено А;
Аргументация своего суждения
Оценка 1 балл ставится, если в ответе приводится объяснение, не противоречащее информации в исходном тексте (или содержащее прямую ссылку на текст).
Примечание. Грамотность не является предметом оценки в данном задании.
Задание 10
Свободное высказывание
Оценка 2 балла ставится, если: а) в составленном тексте прослеживается связь с заданным вопросом; б) составленный текст самостоятелен — оригинален по сравнению с фразой из предложенного текста «Помоги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор» или содержание этой фразы дополнено, уточнено, пояснено, преобразовано ит. п.
Оценка 1 балл ставится, если в ответе выписана полностью или частично фраза из предложенного текста «Помоги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор» или эта фраза незначительно преобразована (идёт от первого лица, грамматически упрощена).
Все иные ответы, отличающиеся от описанного, в том числе тексты, в которых не прослеживается связь с заданным вопросом, оцениваются 0 баллов.
Примечание. Грамотность не является предметом оценки в данном задании.
Задание 11
Объяснение значения слова
В вариантах 1 — 3 оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если смысл слова передан верно или без существенных искажений. Для передачи значения/смысла слова может быть использован любой способ, например, значение слова раскрывается с помощью:
его пояснения (в том числе с использованием конструкции типа «это когда...»),
приведения примера употребления этого слова,
подбора синонима,
иным способом.
Оценка О баллов в оценочном листе ставится, если смысл слова передан неверно, с существенными искажениями или в ответе присутствует тавтология.
Задания 1—11: самостоятельность выполнения работы
Максимальная оценка — 2 балла.
Оценка общей успешности выполнения работы.
Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиций достижения/недостижения базового и повышенных уровней подготовки, базового и повышенных уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.
Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 5 или 6 баллов.
О достижении повышенных уровней подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.
Если ребёнок получает за дополнительную часть 5 и более баллов, а за основную часть 7и более баллов, можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровня подготовки.
Необходимо отметить, что важно строго выдерживать нормы и критерии оценки успешности выполнения как отдельных заданий, так и всей работы в целом. Вместе с тем следует помнить, что при любой оценке самое главное — создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Поэтому если учитель видит, что подавляющее большинство учащихся класса не в состоянии выполнить работу в соответствии с предложенными выше нормами, то рекомендуется провести их коррекцию. Подчеркнём два момента, связанные с коррекцией критериев оценивания работы в целом.
Если класс плохо справился с работой, не нужно сразу пытаться ослабить требования к оценке всех последующих работ. Низкие результаты могут быть получены из-за недостаточной работы на этапе закрепления материала или из-за того, что какая-то конкретная тема оказалась трудной для учащихся. Кроме того, нужно иметь в
виду, что впервые проводимые нетрадиционные формы контроля почти всегда дают низкие результаты: для учеников непривычны новые формы проверки, требования к оформлению заданий, правила оценивания.
2.Корректировать нормы оценивания желательно до проведения работы, а не в ходе её выполнения или проверки и строго выдерживать изменённые нормы при оценке работ всех без исключения учащихся.
После проведения работы настоятельно рекомендуется проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке детей вашего класса, выявить типичные затруднения и ошибки. При работе над ошибками полезно фронтально проработать все задания каждого варианта — сначала подобные задания основной части, а затем дополнительной. Спросить учащихся, что общего в заданиях в каждом варианте и чем они различаются, обсудить с ними не только правильность выполнения, но и порядок действий, ход рассуждений, способ оформления ответа.
Прочитай текст.
Сколько у кого детей?
У большинства крупных животных обычно бывает не более
одного – двух детёнышей. Им больше и не
выкормить: трудно. В лесу живёт молодая лосиха.
У нее два лосёнка. А вот бредёт медведица. В её
берлоге один медвежонок.
У птиц бывает по-разному. У маленького чижа
пять птенцов. У этой серой куропатки – двадцать, а у
страуса-папы целый детский сад – тридцать малышей.
Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармли-
вают птенцов в гнезде. А птицы, у которых птенцы
сами могут добывать пищу, способны вырастить
больше потомства.
Черепахи и лягушки мало заботятся о своём потомстве. У них
много детёнышей: у черепахи – двадцать, а у лягушки – девяносто.
Ещё больше детей у рыб. У колюшки в гнезде из каждой икринки
вывелось по малькý. Всего – сотня колюшат. У леща – много тысяч.
У трески не перечесть: наверно, миллион.
Животным часто приходится трудно: места их обитания разру-
шаются. Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.
В охране природы нет маленьких дел. Помоги
животным: повесь кормушку, посади дерево, убери
мусор. И порадуйся пению птиц!
Планируемый результат. Расширение кругозора учащегося. Формирование навыка осознанного чтения. Формирование внутренней позиции к охране и защите природы.
Основная часть (базовая часть)
Постарайся выполнить все задания. Выполняй их по порядку.
Задание 1. Найди второй абзац. О ком говорится в этом абзаце?
Ответ: В этом абзаце говорится о _______________ .
Планируемый результат. Умение ориентироваться в тексте. Нахождение главной мысли в заданном абзаце.
Задание 2. Найди в тексте ответ на вопрос: «Как заботятсячерепахи и лягушки о своем потомстве?». Спиши это предложение.
Планируемый результат. Умение находить ответ на поставленный вопрос в заданном тексте. Умение работать по образцу. Формирование самоконтроля. Развитие письменной речи, орфографической зоркости.
Задание 3.
Найди в выписанном предложении слова, обозначающие действие (глаголы). Надпиши над ними гл.
Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ними сущ.
Планируемый результат. Умение определять слова-действия и слова-предметы.
Задание 4.
Найди и выпиши из текста по два названия животных.
Планируемый результат. Умение вычленять необходимую информацию из текста.
Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Планируемый результат. Формирование фонематического слуха, в частности определение согласных мягких звуков.
Задание 5. У страуса вывелось 30 детей, а у чижа – 5.
1) Запиши вопросзадачи, если она решается так: 30 ─ 5 = … _________________________________________________________.
Сосчитай и запиши ответ:
2) Во сколько раз у чижа меньше детей, чем у страуса? Сосчитай и запиши ответ:
Планируемый результат. Формирование логического мышления. Умение решать задачи типа: на сколько больше(меньше), Во сколько раз меньше.
Задание 6. Отметь значком , у какого животного длина больше, чем у трески, но меньше, чем у лося.
А.
Б.
В.
Г.
Длина – 3 м
Длина – 2 м
Длина – 90 см
Длина – 100 см
Планируемый результат. Расширение кругозора учащегося. Формирование логического мышления.
Дополнительная часть
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трех заданий
Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.
У серой куропатки много малышей. А про какое животное говорится, что у него детенышей в четыре раза меньше, чем у куропатки? Запиши название этого животного. Ответ поясни, вычислениями.
Планируемый результат. Работа с текстом. Нахождение в тексте необходимой информации. Умение решать задачи типа: во сколько раз меньше.
Задание 8. Заполни таблицу, используя данные текста.
Название животного
Количество детей
Кто на первом месте по количеству детей?
Какие места у остальных?
Лягушка
Медведица
Серая куропатка
Страус
Черепаха
Чиж
Планируемый результат. Формирование умения преобразовывать информацию текста. Умение систематизировать объекты. Использовать для систематизации предложенную форму. В данном случае таблицу. Умение ранжировать информацию.
Задание 9. Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.
Ласточки приносят своим птенцам пищу в гнездо. А утята у утки могут добывать пищу сами. Как ты думаешь, у какой птицы – у ласточки или у утки – обычно рождается меньше птенцов? Отметь ответ значком.
Планируемый результат. Формирование логического мышления. Умение работать с заданиями в тестовой форме. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Формулировать ответ в письменной форме. Развитие письменной речи, орфографической зоркости.
Задание 10. В охране природы маленьких дел нет. А что ты делаешь, чтобы сохранить природу?
Планируемый результат. Формирование личной позиции и роли по поводу охраны природы в целом. Формирование толерантного отношения к окружающему миру. Формирование рефлексивных умений. Развитие письменной речи, орфографической зоркости.