Урок чтения в 3 классе
Тема: «Колосок» украинская сказка 3 четверть
Цели:
- Ввести в круг чтения новое произведение «Колосок», учить определять главную мысль, анализировать прочитанный текст, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.
- Коррекция мышления на основе упражнений в выделении главного в прочитанном отрывке, коррекция памяти на основе упражнений в построении последовательной цепочки событий, коррекция устной речи в ходе упражнений на уточнение лексического значения слов, выработка правильного, беглого чтения целыми словами.
- Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, трудолюбие, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: учебник, карточки, тест, презентации.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Давайте настроимся на работу. Улыбнемся друг другу.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
- Артикуляционная гимнастика.
- Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе. Проговорим чистоговорку.
Чу – чу – чу – я зерно молочу.
Чу – чу – чу – жернова кручу.
Чу – чу – чу – муку получу.
Ач – ач – ач – испеку калач.
Чо – чо – чо – в печке горячо.
Ачики – ачики – вкусные калачики.
- Язык и губы подготовили.
3. Проверка д/з.
- Что вам было задано на дом?
- Читаем по цепочке.
-Перечислите, что мог делать Ниссе? (пахать, жать, сажать, печь, тачать, качать, выследить, жарить, шить, строить)
- Почему с Ниссе «легко на свете жить»?
- Да потому что он многому учился и многое умеет. А если человек не учится, ничего не хочет делать, с ним будет легко? Почему?
- А что умеете делать вы?
- Чему вы хотите научиться?
- Ваша задача на уроке не лениться, а трудиться.
- Итак, друзья, продолжим урок!
Я знаю, вы любите поговорки, скороговорки, песни и загадки. Но нет ничего интереснее, чем наши любимые сказки. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. А вот о чём она вы узнаете отгадав загадку.
4. Введение в тему.
Он на солнышке стоит
И усами шевелит,
Разомнёшь его в ладони
Золотым зерном набит.
- На экране небольшая подсказка к нашей загадке. (К*л*с*к)
- Какая буква убежала?
- Сегодня мы познакомимся с украинской сказкой «Колосок»
- Скажите, в какой раздел входит сказка?
- Наш раздел «Трудолюбие – это клад». Вот вы и скажите, после прочтения сказки, кто в сказке трудолюбивый?
- В сказке встречается, очень много, сложных слов. Давайте попробуем объяснить эти слова.
Молотить
Лапта
Чехарда
«Посадил пироги…»
«Чуть свет…»
- Первичное восприятие текста. Презентация «Колосок».
- Какой вопрос был задан перед чтением сказки?
- Кто в сказке трудолюбивый?
6. Физкультминутка.
По весне поле вспахали,
Зерном поле засевали.
Солнце припекает,
Землю согревает.
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они.
Ветер налетает,
Колоски качает.
Вправо пригнулись,
Влево качнулись.
А как дождичек идёт,
Рожь водицу пьёт и пьёт.
- Чтение по цепочке.
- Вопросы по тексту.
- Как звали мышат?
- Какими они были?
- Как звали петушка?
- Каким он был?
- Почему мышата не хотели помогать петушку?
- Чем они занимались?
- Как вы думаете, легко ли было петушку выполнять всю работу?
- У вас на парте лежат листочки, где необходимо выбрать действия.
1 ряд и 3 ряд – подчеркнуть действия петушка
2 ряд – подчеркнуть действия мышат.
Петушок – обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто, затопил печь, испёк пироги.
Мышата – играли в лапту, затеяли чехарду, пели песни, плясали, веселились.
- Работа с пословицами.
- Перед вами пословицы, давайте прочитаем их.
Плох обед, коли, хлеба нет.
Доплясались, что без хлеба остались.
Разговором сыт не будешь.
Кто не работает, тот не ест.
- Какая из пословиц больше подходит к нашей сказке?
9. Тест.
- А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы усвоили новый материал.
1.Какого народа сказка?
А) белорусская
Б) украинская
В) русская
2. С кем жил петушок?
А) с собаками
Б) с кошками
В) с мышами
3.Сколько мышей жило вместе с петушком?
А) 2 мышки
Б) 3 мышки
В) 4 мышки
4. Как звали мышей?
А) Круть и Верть
Б) Курт и Вурт
В) Карт и Варт
5. Что нашёл петушок?
А) деньги
Б) колосок
В) мышку
10. Дополнительный материал.
- Анализируя сказку, мы проследили, как раньше хлеб попадал на стол. А теперь расскажите, как это происходит сейчас?
- Почему нужно бережно относиться к хлебу?
11. Итог урока.
- С какой сказкой мы познакомились на уроке?
- Какова главная мысль сказки?
- Какой вывод вы сделали для себя?
12. Домашнее задание.
- с родителями читать сказку «Колосок» по ролям.