Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. А теперь друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихонечко все сели. Я думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом.
Слайд 1. Написана тема классного часа: «Поговорим о ………..»
Учитель: А чтобы узнать, о чем будем говорить на классном часе, я предлагаю вам послушать песню.
(Звучит песня «Когда мои друзья со мной»).
- О чем эта песня?
- Значит, о чем будем говорить сегодня?
- Предлагаю прочитать тему нашего классного часа.
Слайд 2.
Учитель: Сегодня мы поговорим о дружбе.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев. Дружба – это дар, данный человеку.
Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для нас таящее, И любая беда не беда. Если рядом друзья настоящие!
Сейчас мы с вами посмотрим видео ролик для поднятия нашего настроения
( видео ролик - давайте дружить)
Учитель. Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга. - Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья! Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Слайд 3.
Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.
Кто такой товарищ? (мнения учащихся)
– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.
Слайд 4.Дружба же - это высшая степень товарищества. Она приносит радость и удовлетворение от общения.
Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать.
Слайд 5.
Учитель: Ребята, а что такое «дружба»? В своих мини-сочинениях вы рассуждали об этом. Вот некоторые отрывки из них.
(Чтение отрывков).
Слайд 6.
Учитель: Вот какое определение слова «дружба» даётся в толковом словаре Ожегова « Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Учитель: Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
С какими животными можно связывать слово дружба?
Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
Учитель: Ребята, перед вами дерево. На уроках русского языка мы говорили о том, что из корня может вырасти не только растение-дерево, но и слова. Какие это будут слова?
Учитель: Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит. Как называют такого человека?
Учитель: А кого можно назвать другом? Продолжите предложение «Друг – это тот, кто …»
(Понимает меня; с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;
верный человек; с кем я могу поделиться секретом; выручит из
беды; умеет прощать обиды; не будет кричать на друга,
обзывать (оскорблять, унижать)).
Учитель: Вот определение слова «друг»: «Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».
Учитель: Послушайте притчу о дружбе.
Притча.
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Учитель: – О чем эта притча, чему она учит нас?
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Слайд 7.
Учитель: Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
Сейчас мы с вами поиграем.
Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.
(В ходе игры из положительных качеств настоящего друга появятся листья на дереве дружбы (прикрепляет один из учеников)).
Учитель: - Посмотрите, ребята, как от хороших качеств настоящего друга зазеленело наше дерево, стало красивым.
- Прочитаем ещё раз качества, какими должен обладать настоящий друг.
(читают на слайде)
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод: хороший ли я друг?
Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть настоящим Другом.
Слайд 8.
Учитель: А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.
(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)
Слайд 9.
Учитель: Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? Иногда это сделать трудно. Давайте посмотрим несколько сценок по рассказам В. Осеевой.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки – первоклассницы: Соня и Вера. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. Они с гордостью всем говорили:
- Мы – подружки! Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые. Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Учитель: Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?
Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
«Заколка»
Маша потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроена и готова заплакать. Рядом стояли два одноклассника – Петя и Максим. Заметив это, Петя стал смеяться над Машей, называть её Машей-растеряшей:
- Ну и Маша. Маша – растеряша!
А Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку.
Учитель: Кто из мальчиков оказался настоящим другом?
А какой совет вы можете дать Пете?
(Другу всегда помогай, друга всегда выручай.
Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому
она нужна.
Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.
Добрые дела всегда нужны и приятны людям.
Помогать друг другу, не бросать в беде.)
Слайд 10.
Учитель: – Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Какие вы знаете?
Вот некоторые из них.
(Читают ученики по очереди.)
Основные законы дружбы.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Учитель: – Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
-Вы согласны с этими законами дружбы? (ответы детей)
- Принимаем их? (Да.)
Эти законы я оставляю вам и надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, будете стараться выполнять законы дружбы.
Слайд 11.
Учитель: Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вспомним их. Закончите пословицу.
Нет друга – ищи, а нашёл – … (береги)
Друзья познаются в … (беде)
Старый друг лучше… (новых двух)
Человек без друзей, что … (дерево без корней)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
Дружба – не гриб, в лесу… (не найдёшь)
Учитель: Перед вами лежат рисунки яблок. Когда на дереве появляются первые, ещё незрелые яблоки, то какие они? (зеленые)
А когда яблоки созреют, нальются теплом солнца, сладостью, то какими они чаще всего становятся? (желтые)
Подумайте, а вы уже научились дружить? Наши «яблочки» созрели для настоящей дружбы?
Если «да», то возьмите желтое яблоко, если кто – то ещё не созрел, а только учиться быть настоящим другом, то возьмите зелёное яблоко. Теперь свои яблочки прикрепите к дереву дружбы.
- Каких яблок больше на нашем дереве дружбы?
Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Тогда все наши яблочки согреются теплом и светом! Зеленых яблок со временем не останется, все они станут желтыми, золотистыми, дружными!
Слайд 12.
Учитель: Азакончить наш классный час я предлагаю песней о дружбе.
(Звучит песня «дружба крепкая». Дети поют её все вместе.)
(Видео ролик для поднятия настроения)
Учитель: Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда: