Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Сорожская основная общеобразовательная школа»
Ищу
друга!
Классный час
«Дружба - чудесное слово»
Учитель начальных классов:
Букреева Наталья Михайловна
Классный час
Дружба – чудесное слово.
Цель занятия:
Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
Задачи:
Познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Развивать познавательный интерес, интеллект учащихся, критическое мышление на стадии рефлексии, умение выделять существенные и несущественные признаки объекта, умение сравнивать и обобщать.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Ход классного часа:
Организационный момент. (Слайд №2)
Я улыбаюсь и дарю вам хорошее настроение. Улыбается солнышко, улыбаются гости, улыбнитесь и вы. Посмотрите друг на друга и ... улыбнитесь. (Слайд №3)
- Покажите свое настроение. У кого оно хорошее покажите ладошки, а у кого плохое – сожмите ручки.
- Я рада, что у всех хорошее настроение, и я думаю, что к концу урока оно станет еще лучше. А для этого:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. Вступительное слово.
Нашу встречу я хочу начать со сказки. (Слайд №4)
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (Слайд №5)
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе, посмотрела в глаза каждой и задумалась.
А потом подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
3. Формулирование темы и задач занятия.
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке?
- Какое прекрасное слово – «дружба»! (Слайд №6). Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Наш классный час называется «Дружба – чудесное слово». (Слайд №7)
4. Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» .
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
(Слайд №8).
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
- Еще раз прочитайте, определение слова дружба.
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?»
- Вы сказали правильно, а теперь послушайте, как о дружбе расскажет Настя.
(Слайд №9)
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Работа над понятием «настоящий друг». (Слайд №10)
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами.
- Прочитайте их.
Выберите те качества, которыми должен обладать друг. (Работа в парах)
(На карточках записаны слова: скромный, доброжелательный, отзывчивый, завистливый, равнодушный, хвастливый, злой, общительный, добрый, жадный.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Карточки, с какими словами оставили? (Злой, завистливый, жадный, равнодушный).
- Почему?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Игра «Волшебная рука» (Слайд №11)
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
- А теперь свои ладошки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться. (Слайд №12)
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.
- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
(Дети разыгрывают по ролям). (Слайд №13)
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
- Гаврилов Альберт прочитает стихотворение, о том, как должен поступать настоящий друг. (Слайд №14)
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Учитель.
- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину. (Слайд №15)
Нет друга – ищи, … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей,… … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево, без корней/.
Творческая работа «Дерево дружбы». (Слайд №16)
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Все ваши правила я обобщила, доработала, и у меня получился документ, который я назвала «Законы дружбы».
- Давайте прочитаем эти законы. (Слайд №16)
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Будь внимателен к своему другу.
Умей уступать своему другу. (Чтение правил уч-ся)
-Я хочу подарить вам этот документ на память.
- Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
Игра «Клубочек». (Слайд №18)
Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Женя, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
Подведение итогов (рефлексия)
Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
- В заключении урока, что бы обобщить понятие о настоящей дружбе, описать свои впечатления, ощущения напишем синквейн. (Слайд №19)
С И Н К В Е Й Н
Название (существительное)
Описание (прилагательное)
Действия (глагол)
Чувство (фраза)
Повторение сути (существительное) - (слайд №10)
- Работать будем со словами дружба и друг.
Друг. Дружба.
Добрый, хороший. Крепкая, настоящая.
Помогает, дарит, дружит. Радует, защищает, бережет.
Мой друг самый хороший. Дружба помогает жить.
Товарищ. Опора.
(Слайд №20)
7