Іздену- Ұйымдастырушы Организационно- поисковый | Предлагаю детям пройти на свои места. Отырындар балалар . Чтение стихотворения: Какого цвета страна родная Я сам про это пока не знаю Какой в ней самый красивый цвет? Что скажешь,мама, ты мне в ответ? Но что красивей берёзок пряди? Снопы на ниве, как на параде. Как небо синии, цветущий лён Иль белый иней, иль белый клён? Что лучше, краше? Я жду ответа! И мама скажет: «Люби все это И ветки мая, и море льна Страна родная у нас одна!» Дрыс айтасындар. Как называется наша страна? Назовите столицу нашей родины. Расскажите стихотворение о Родине. Стихотворение. Астанаө арман қала Бағы бір жаңған кала Тұрады ол жапөжас болып Мен үлкен болғанда Мәз боламыз шаттана? Сұлу кала Астана Әнге бөлеп атыңды Айтаныз біз мақтана. - Правильно дети, Астана молодой, растущий город, город мечты, который будет расти вместе с вами. - Дети, наша страна очень многонациональна. В ней живут народы разных национальностей: русские, казахи, татары, немцы, украинцы, белорусы и др. национальности. Все они живут одной большой, дружной семьей. Стихотворение. Как повезло тебе и мне! Мы родились в такой семье Где люди все одна семья. Куда не глянь – кругом друзья. Да будет светел каждый час Вовеки нам родной страны. Страна, что вырастила нас Страна, чьей силой мы сильны И пусть для нас горит всегда Ее высокая звезда. Люди разных национальностей живут дружно, и каждого из них есть свои обычаи, традиции, и национальные костюмы. Игра: «Чей костюм» Закрепить знания о национальных костюмах разных народов. Сегодня на занятии мы с вами остановимся на рассматривании казахского национального костюма. Презентация: Предлагаю детям рассмотреть казахские национальные костюмы. Мужской костюм: Қалпақ, Шапан, шалбар, етік. Женский костюм: Такия, көйлек, қамзол. - Дети, скажите какие орнаменты казахи используют для украшений своих изделий. - Что такое растительный орнамент? - В украшении каких изделий используют растительный орнамент? - Что такое геометрический орнамент? - В украшении каких изделий используют геометрический орнамент? -Что такое животный орнамент? - В украшении каких изделий используют животный орнамент? Дидактическая игра: «Разложи и назови» Закрепить виды орнаментов. (растительный, геометричский, животный) Сюрпризный момент: Пришла посылка из аула от Әже Зауре. Выкладываем содержимое посылки на стол. -Дети, как вы думаете что это такое? Посмотрите, сколько красивых головных, женских уборов нам прислала Әже Зауре. Беседа о женских казахских национальных головных уборах с использованием иллюстраций. В разном возрасте женщины казашки носили определённые головные уборы. Показ головного убора «Такия» Эту маленькую шапочку из ткани носили маленькие девочки, шили их из ярких тканей, обязательно украшали вышивкой или различными вышивками из бус, кораллов, бисера, серебра. Подростала девочки и менялся ее головной убор, назывался он «Бөрік» Шапка с меховым околышком. На макушку пришивали султанчик из перьев филина, служивших не сколько украшением, сколько оберегом. Когда приходило время девушки выходить замуж, на свадьбу она надевала свадебный головной убор «Саукеле». Это высокий в форме конуса головной убор. Он являлся обязательной частью приданного и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Его шили из тонкого плотного войлока, покрытого бархатом или шёлком, чаше красного цвета. С низу обшивали полоской из меха, с переди украшали рядами бус, серебрянными бляшками, жемчугом и драгоценными камнями. Сверху головного убора и впереди надо лбом прикреплялись две серебрянные пластины. С боку прикреплялись наушники, а иногда и длинные ленты из ткани, их обшивали различными украшениями. Обязательным дополнением к «Саукеле» были длинные подвески «жактау» из нитей кораллов, бирюзы или позолоченных пластинок. «Саукеле» прикрепляли большую накидку из легкой белой ткани «Желек» она закрывала всю фигуру невесты, ее украшали вышивкой, обшиваои бахромой и кистями. После замужества все женщины носили «Кимешек» состоял из двух частей: нижний- Кимешек надеваемый на голову, и верхний – в виде тюбана, наматываемый поверх нижней части убора. Обе части уборавыполняли обязательно из белой ткани, лицевую сорону кикешека украшали вышивкой, нашитыми серебрянными бляшками. Гимнастика для глаз: . Быстро поморгать глазами в течении 1-2 мин. Резко поднять глаза вверх, опустить вниз, посмотреть налево, направо. Крепко зажмуриться, затем открыть глаза. - Дети, я предлагаю вам поработать в творческой мастерской, и украсть женские головные уборы элементами казахского орнамента. - Какими элементами казахского орнамента будете украшать женские казахские головные уборы «Саукеле» и «Такия»? Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь, тем детям, которые затрудняются. Напомнить о правильных приемах рисования. Д/и «Надень головной убор» | Дети проходят на свои места. Под звуки казахской мелодии ребёнок читает стихотворение. Мы живём в Казахстане. Столица нашей родины город Астана. Ребёнок читает стихотворение на казахском языке. Слушают воспитателя. Ребёнок читает стихотворение. Рассматривают казахские национальные мужские и женские костюмы. Называют орнамент. Это листья, трелистники, бутоны, цветы. Эти узоры испоьзуют для украшения кухонной утвари, одежды, ковров, дастарханов» Это ромбы, треугольники, круги, зигзаги, многогранники. Они применяются при обработке дерева, для украшения домов, предметов мебели, иузыкальных инструментов, охотничьего снаряжения, ковровых и ювелирных изделий. Это крылья птицы, клюв, рога барана, бабоча, беркут, жеребёнок. Его исплользуют для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия. Головных уборов невест, бортов комзолов, голинище сапог. Дети раскладывают элементы орнаментов по видам и называют их. Слушают рассказ Воспитателя и рассматривают женские головные уборы. Выполняют упражнения для глаз. Дети проходят за столы Называют элементы казахского орнамента, которыми будут украшать женские головные казахские уборы. Работают за столами, Расписывают женские казахские головные уборы. Дети подходят к тем гостям, кому соответствует по возрасту головной убор. |