Задаёт вопросы для повторения и актуализации необходимых знаний. - С какой точки начался наш маршрут? - Сколько тепловых поясов вы знаете? - Покажите на глобусе каждый тепловой пояс. - От чего зависит смена тепловых поясов на нашей планете? - Вы уже знаете, что в каждом поясе находится несколько природных зон. Какие зоны расположены в холодном поясе? Используется мультимедийная презентация. - Посмотрите на экран и скажите, пейзаж какой зоны вы видите? -Покажите на карте природных зон эту зону. - Какая зона изображена на этих кадрах? - Покажите на карте эти зоны. Предлагается задание: определить по перечисленным характеристикам, о каком поясе идёт речь. (Все времена года - весна, лето, осень, зима – хорошо различаются. Зима умеренно холодная, лето тёплое и незасушливое. Зимой ночь длинная, а день короткий. Летом день длинный, а ночь короткая. Зимой идёт снег, а летом дождь.) - Покажите на карте умеренный пояс. - Что знаете об умеренном поясе? - Что можно сказать о растительном мире этой зоны? - Вспомните, какие необходимы природные условия для жизни больших деревьев? - Верно. Всего этого здесь достаточно. Организует проблемный диалог. - В умеренном поясе находится несколько природных зон. Сегодня мы рассмотрим только некоторые из них, названия которых связаны с деревьями. Посмотрите на карту в учебнике (стр. 104-105) и, используя условные обозначения на ней, догадайтесь о каких природных зонах пойдет речь на нашем уроке. Продолжает подводить к проблемному вопросу: - Какой вопрос возник у вас? Что захотелось узнать? Систематизирует ответы учащихся, выводит проблемный вопрос на экран: как обитатели лесной зоны приспособились к жизни в данных климатических условиях? | Отвечают на вопросы. - С Северного полюса. - Выделяют пять тепловых поясов. Один из учеников показывает на глобусе расположение тепловых поясов. - Смена тепловых поясов зависит от угла падения солнечных лучей на Землю. - В холодном поясе расположены зоны: ледяные пустыни, тундра и лесотундра. Рассматривают предложенный пейзаж и делают вывод, что это зона ледяных пустынь. Показывают зону ледяных пустынь на карте. Делают заключение, что это зона тундры и лесотундры. Показывают зоны на карте. Делают вывод, что в предложенном описании идёт речь об умеренном поясе. Показывают на карте умеренный пояс. Строят высказывания, логические рассуждения: - Умеренный пояс теплее, чем холодный, поэтому земля прогревается на большую глубину. - Здесь могут расти большие деревья. Планируемый ответ: - Для роста больших деревьев необходимо достаточно тепла, света, минеральных веществ для питания. Рассматривают карту природных зон, размещённую в конце учебника, и высказывают предположение: - На уроке речь пойдет о зоне хвойных лесов (тайга) и зоне смешанных и широколиственных лесов. Высказывают предположения: - Почему эти зоны так называются? - Какие растения растут в этой зоне? - Какие животные здесь водятся? Среди них правильное: - Как приспособились к жизни в лесной зоне её обитатели - растения и животные? | Ориентация в своих знаниях, воспроизведение их для построения нового способа действия; активизация соответствующих мыслительных операций (внимания, памяти, мышления), построение связных высказываний Актуализация знаний, эмоциональная настройка на получение новых знаний. Умение извлекать информацию из карты в учебнике. |
Предлагает наметить план действий, чтоб ответить на проблемный вопрос; следит за ходом предложений и направляет. Организует работу в парах по изучению климатических особенностей лесной зоны. - Чтобы получить сведения по первому пункту, обратимся к учебнику (стр. 20). Посмотрите на рисунки, изображающие угол падения солнечных лучей зимой и летом. Что вы заметили? - Работая в паре, занесите данные в таблицы (рабочая тетрадь, стр.46, з.2, 5) и опишите зиму и лето в лесной зоне. Направляет изучение климатических особенностей лесной зоны с использованием карты: - Лесная зона очень обширна. Как вы считаете, одинаковы ли климатические условия северной и южной частей этой зоны? Организует физкультминутку. Трусишки – зайчики стоят, Лапки на груди лежат. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть. Надо лапочки согреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг - и убежал. Взялись зайцы за бока, Заплясали гопака. Прилетели утки, Заиграли в дудки. Гоп эй гоп, эй гоп, ца-цы- Вот такие молодцы! Организует просмотр DVD-фильма о зоне хвойных и смешанных лесов. После просмотра DVD-фильма организует диалог: - В какой зоне мы с вами живем? - Какие растения можно встретить в тайге (зоне хвойных лесов) и в зоне смешанных (широколиственных) лесов? - В чём отличие хвойных деревьев от лиственных? - Как они приспособились к жизни в данных климатических условиях? - Какие животные водятся в лесной зоне? - Как они приспособились к жизни в данных природных условиях? Предлагает сделать вывод. Организует работу по изучению взаимосвязи между составными компонентами экосистемы леса. - В лесной экосистеме все компоненты взаимосвязаны. Давайте обратимся к учебнику (стр. 20-21) и более подробно рассмотрим взаимосвязь между некоторыми видами «кормильцев» и «едоков». - Кто выступает в качестве «мусорщиков» в лесной экосистеме? Найдите ответ в учебнике на стр. 22. | Коллективно намечают план действий. Необходимо: 1) уточнить климатические особенности зон хвойных (тайга) и смешанных (широколиственных) лесов; 2) рассмотреть растения лесной экосистемы и узнать, как они приспособились к условиям окружающей среды; 3) рассмотреть, какие животные обитают в лесной экосистеме, и узнать, как они приспособились к условиям окружающей среды Отмечают, что солнечные лучи зимой направлены косо на земную поверхность, а летом они падают более прямо. В рабочей тетради, работая в парах, заполняют таблицу (з.2): Явление природы | Зима | Лето | Наклон солнечных лучей | косые | прямые | Продолжительность дня | короткая | длинная | Температура воздуха | холодно | тепло | Вид осадков | снег | дождь | Из задания 5 выбирают строки: зима – холодная, не очень долгая; лето – тёплое, незасушливое. После выполнения задания одна из пар делает короткое выступление об особенностях зимы и лета в лесной зоне. Рассматривают карту и приходят к выводу, что на севере лесной зоны холоднее, а на юге теплее, значит, и деревья растут разные. Стоя возле парт, повторяют движения за учителем. (стоят с прижатыми к груди руками, «дрожат») (сидят на корточках, руки у головы, шевелят пальцами) (встают прыжком) (подскоки на месте) (бег на месте) (плясовые движения, изображая игру на дудочке) (дружно, весело хлопают в ладоши) Смотрят отрывок DVD-фильма «Природные зоны России» (раздел «Зона лесов», продолжительность - 12 мин). Участвуют в диалоге, определяют, как растения и животные приспособились к жизни в климатических условиях лесной зоны. В результате диалога учащиеся формулируют вывод: - видоизменённые листья у хвойных растений; - сбрасывание листьев на зиму у лиственных деревьев. - зимняя спячка; - смена меха; - запасы на зиму и усиленное питание осенью. - перемещения в более теплые места; - запасы на зиму. - зимняя спячка. Рассматривают картинки в учебнике и приходят к выводу, что животные и растения взаимосвязаны в экосистеме: животные питаются растениями и, в то же время, участвуют в их размножении, разнося семена. У некоторых птиц клюв приспособлен к добыванию орехов из шишек. С помощью материала учебника дают ответ, что в качестве «мусорщиков» выступают бактерии, микроорганизмы (почвенные клещи, многоножки), грибы и черви. |
Регулятивные УУД: умение планировать работу по решению поставленных задач.
Коммуникативные УУД: умение выполнять различные роли в парах ( лидера, критика, исполнителя)
Умение понимать и преобразовывать информацию.
Снятие умственной нагрузки.
Умение извлекать и преобразовывать информацию из DVD-фильма; аргументировать свою точки зрения, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге. Систематизация новых знаний, умение делать выводы в результате совместной работы всего класса. Умение логически мыслить и работать с информацией учебника. |
Организует работу в парах. Предлагает выполнить задание 4 (стр.47) в рабочей тетради (найти на карте животного мира хищных зверей лесной зоны и выписать их название). Организует самостоятельную работу учащихся, проводит инструктаж по выполнению задания. Задание: 1 вариант – в предложенном тексте оставить только те слова, которые можно употребить при описании зоны смешанных лесов. Ненужное зачеркнуть. 2 вариант – в предложенном тексте оставить только те слова, которые можно употребить при описании зоны хвойных лесов. Ненужное зачеркнуть. | Рассматривают карту в учебнике на странице 106-107 и выписывают в рабочую тетрадь названия хищных зверей лесной зоны. После выполнения задания одна из пар перечисляет выписанные названия животных. Самостоятельно работают с текстами, зачёркивают слова, которые не соответствуют описанию указанной зоны. Текст 1. Зона смешанных и широколиственных лесов расположена южнее зоны хвойных лесов. Здесь намного теплее зимой и летом, поэтому растительность более разнообразна. В смешанных лесах вместе с хвойными деревьями растут и широколиственные: клён, липа, берёза, яблоня, слива, граб. В этой зоне можно встретить белку, слона, кабана, пятнистого оленя, жирафа, волка, лису, бурого медведя и зубра. На карте она обозначена светло-зелёным цветом. Текст 2. Зона хвойных лесов расположена на севере лесной зоны, где зима более суровая. Лес из хвойных деревьев называется тайгой. В тайге растут ель, клён, сосна, кедр, пихта, липа, берёза, лиственница. Жёсткие хвоинки остаются на деревьях круглый год, так как они меньше боятся мороза. В тайге живут волк, кот, бурый медведь, олень, лось, лиса, рысь, морж, тюлень, заяц-беляк. На карте зона хвойных лесов обозначена темно-зелёным цветом. Сдают тексты учителю для проверки. | Умения работать в паре с картой, пользоваться условными обозначениями. Умение применять полученные знания, редактировать текст. |