На уроке у учащихся будет сформировано представление о луге, как о природном сообществе. Ученики расширят свои знания о разнообразии растительного и животного мира луга,взаимосвязи между ними. Самая продуктивная форма работы на уроке- групповаая.1группа - изучает материал о растениях луга, 2 группа- изучает материал о животных луга, 3 группа- изучает материал об экологических проблемах луга, 4 группа- о значении луга для человека и роли человека в жизни луга. Ребята внимательно слушают после выполнения заданий представителей всех групп. Они представляют результаты своей работы в виде устного сообщения.Динамическая пауза ( учитель называет цвет бабочки, дети ищут её глазами). Проводится тест на закрепление полученных знаний.Идёт просмотр мультфильма, в котором показано нарушение цепи питания. Рефлексия ( закрась луг зелёным цветом)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Какие учебные задачи перед собой поставим? (1.Узнать о разнообразных растениях и животных луга, показать связи между ними.2.Раскрыть значение луга для человека.3.Показать роль человека в жизни луга )
Ребята, а что такое луг в Вашем представлении? ( Дети рассказывают о луге, исходя из жизненного опыта)
Все правильно высказывали свои мнения. Как вы думаете, этого достаточно для усвоения темы урока?
Где в каких источниках вы сможете найти нужную информацию? (учебник, интернет ресурсы, энциклопедии, журналы)
-Объём материала урока очень большой.
Как Вы думаете, какая форма работы будет наиболее продуктивной? Самая продуктивная форма работы – групповая.
Групповая работа.
- Вспомним основные правила работы в группе.
1.Работать сообща.
2.Уметь выслушать друг друга.
3.Слушать других, не перебивая, внимательно.
4.Уметь распределить обязанности между собой, четко знать долю работы каждого.
6.Уметь договориться, помочь друг другу.
7.Выбрать лидера группы.
1 группа: изучает материал о растениях луга.
2 группа: изучает материал о животных луга.
3 группа: изучает материал об экологических проблемах луга.
4группа : о значении луга для человека и роли человека в жизни луга.
1 группа.
1 .Выпишите названия растений луга (помни: луговые травы растут ярусами – этажами, выше всех светолюбивые, ниже — теневыносливые), постарайтесь запомнить самые яркие и интересные для всех сведения о 2-3 представителях лугового сообщества. Укажи кормовые и медоносные растения, растения, занесённые в Красную книгу, ядовитые растения, лекарственные растения.
3. В ходе работы постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.Что объединяет все растения луга?
2.Как вы считаете, какие условия необходимы им для жизни?
3.Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? Растения на лугу бывают лекарственные, а бывают ядовитые.На весеннем лугу растёт много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый. За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит – попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют ещё куриной слепотой. Как вы думаете, откуда это название?
4.Представьте результаты своей работы в виде устного сообщения.
2 группа.
Учебник О.Т Поглазовой «Окружающий мир» часть 1 по теме «Как живет луг. Луг – природное сообщество».
1.Выпишите названия животных луга (звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые), постарайтесь запомнить самые яркие и интересные для всех сведения о 2-3 представителях лугового сообщества.
2.В ходе работы постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.Как животные приспособились к жизни на лугу?
2.Кто может угрожать птицам луга и мелким животным?
3.Как вы думаете, на лугу должны быть хищники?
4.Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу?
6.На лугу обитают разные живые существа. Как, на ваш взгляд, они связаны между собой? Приведите пример.
4.Представьте результаты своей работы в виде устного сообщения.
3 группа.
Познакомьтесь с текстом в учебнике О.Т Поглазовой «Окружающий мир» часть 1 по теме «Как живет луг. Луг – природное сообщество» о возможной деятельности человека на лугу.
Проанализируйте вышеуказанные материалы и подготовьте устное сообщение по плану:
1.Значение луга для человека.
2.Роль человека в жизни луга.
3.Что может произойти, если в жизнь луга вмешается человек?
4 группа.
Познакомьтесь с текстом в учебнике О.Т Поглазовой «Окружающий мир» часть 1 по теме «Как живет луг. Луг – природное сообщество» об охране и экологически грамотном поведении человека на лугу и подготовьте устное сообщение по плану:
1.Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга?
2.Как нельзя вести себя на лугу?
3.Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?
4.Почему необходимо бережно относиться к живущим на лугу ящерицам, жабам, птицам?
5.Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?
6.Какие меры предпринимают работники сельского хозяйства, чтобы растения не исчезли?
7.Как правильно надо пахать луг и почему?
6.Представьте результаты своей работы в виде устного сообщения
Динамическая пауза. Слайд
- Давайте с вами отдохнём. я называю цвет бабочки, а вы её ищите глазами.
Идет работа в группах.
Ребята, вы должны внимательно послушать рассказ представителей группы. Если захотите что-либо уточнить, можете в конце прослушивания задать вопросы. Дети слушают и задают вопросы на понимание.
IV. Первичный контроль
Тест:
Молодцы, а теперь проведем с вами тест.
Попрошу пересесть за компьютеры……
Экологическая игра «Найди ошибки в рассказе».
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Сал. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие? Дети находят ошибки в поведении ребят и подчёркивают их красным карандашом.
Картинки слайд
Чтение стихотворения учителем.
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
- Давайте посмотрим мультфильм и попробуем разобраться что же там произошло?
Что же произошло в этом мультфильме? (Нарушилась цепь питания, в природе всё взаимосвязано)
Составьте цепь питания из этого мультфильма
Клевер--------шмель------мышь------сова.
V Итог урока. Рефлексия
Как Вы думаете мы достигли своей цели на уроке?
Как нам удалось получить эти знания? (Работали индивидуально, парами, группами)
Работали с различными источниками информации (тексты, презентации, иллюстрации, «Как живет луг»
У вас на тестах есть луг.
Кому было понятно все на уроке раскрасьте луг зеленым цветом
У кого остались какие вопросы наполовину зеленым наполовину желтым
ну а если ничего не поняли раскрасьте луг желтым.
Покажите мне свои результаты.
Проверив ваши тесты я поставлю вам оценки
А теперь встаньте пожалуйста, на правую ладонь мысленно положите знания с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке». Этот хлопок –тоже оценка вашей работы на уроке.