Урок окружающего мира в 1 классе по программе " Перспективная начальная школа". (Можно и по другим программам)/ Уро-путешествие по станциям " Лесная", " Луговая", " Полевая". Происходит знакомство с культурными растениями, сорняками.Узнают о ярусах леса. Дают понятия " теневыносливым", " светолюбивым " растениям. Использованы стихи, загадки, сказки Ставропольских писателей. Соответствует новым стандартам. Указаны УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
- расширить кругозор учащихся,
- умение строить речевые высказывания;
- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы;
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.
Оборудование: Грамзапись «Осень» , рисунки деревьев, кустов, цветов, Лесовичка , гербарий лесных, полевых, луговых растений, карточки станций, картина «Лес», «мать-и-мачеха», одуванчик, картина «Лес», «Луг», «Поле».
(На уроке используются стихи и загадки Ставропольских писателей)
Ход урока.
Орг. вним
Вступит . слово учителя (под музыку)
Чтение стих-я «Осенние слёзки» Валентины Рыжих.
Скачет осень по дорожке,
Рыжей девочкой шалит.
Ставней хлопает в ладошки,
Ласково в глаза глядит.
Пробежалась вдоль по речке-
Вмиг зажглись, как будто свечки,
Берега её крутые,
Стали яркие, живые.
Чубчик тронула у клёна,
Обняла кусты рекой
И всплакнула, как Алёна,
Чистой, девичьей слезой.
-О каком времени года идёт речь?
-С кем сравнивает осень наша землячка В. Рыжих?
-Какие изменения в природе описаны в стих- и.
-Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозике, который прибыл из Ромашково . Машинистом будет….
Итак, отправляемся в путь. Чтобы узнать, какой будет первая наша остановка отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
(Лес)
Остановка «Лесная»
-Правильно ,первая наша остановка »Лесная» .Сейчас мы попутешествуем по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.
(картина на доске)
-Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растут в лесу п/о сосна ,ель, клён, земляника, цветы.
-Сейчас мы должны разделить их всех на группы. Первая группа- деревья.
Знакомство с названиями деревьев.
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.(берёза)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы . (Рябина)
-Автор этой загадки Ставропольский поэт Александр Екимцев .
Осенью, как только свистнет
Зябкий ветер-дождевик,
У каких деревьев листья
Покраснеют в тот же миг? (Рябина, осина, клён)
Замечено: Урожай рябины красной
Не собрать за много дней-
Это к осени ненастной,
Не бывать другою ей.
Десять лет теплом согретый,
В зной и в пору летних гроз,
Ввысь-по десять сантиметров
Вглубь по метру за год рос. (Дуб)
-Итак, какие же деревья растут в наших лесах?
(берёза, рябина, осина, клён, дуб и др.)
-Чем деревья отличаются от других растений?
( у дерева есть 1 ствол ,от которого расходятся ветви)
-Отличаются ли деревья друг от друга? Чем?
( формой кроны, ,окраской, толщиной ствола)
Чтение загадки о сосне.
-Вот когда метель завоет
И морозы станут злей-
Я столовую открою
Для клестов и глухарей. (Сосна)
-Чем отличаются листья сосны от дуба?
-Опадают ли хвоинки у сосны и ели?
( Да, только происходит это постепенно, незаметно для нас.)
-Итак, на какие группы мы разделим деревья?
(деревья :хвойные и лиственные)
Знакомство с кустарниками.
Что же ещё может расти в лесу?
-Как одним словом можно назвать эти растения?(орешник, малина, шиповник)
( кустарники)
Чтение загадок о кустарниках.
С детворой играю в прятки,
Не прошусь в лукошко к ней.
Кто я? Ягодок десятки
В каждой ягодке моей. (Малина)
-Значит в лесу есть деревья, кустарники.
А что еще произрастает ?
Знакомство с травами леса.
Кто же я? Мне дорог ельник,
Я соседством с ним горжусь.
Заменить могу щавель я,
И для многих блюд гожусь. ( кислица)
-Это растение используют как добавку в пищу к некоторым блюдам.
В весенний солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок.
На короткой толстой ножке
Всё дремал он на дорожке,
А проснулся, улыбнулся:
Вот пушистый я такой!
Удивляло всех красой. ( мать-и-мачеха)
-Почему можно говорить ,что это стихи о мать-и-мачехе?
-Что вы знаете об этом цветке?
Сведения о растении.
Это лекарственное растение .Из цветов и лепестков его заваривают чай и пьют его от кашля и простуды.
Высота его 10-25 см. Название растения получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых тёплая, бархатистая ,и её сопоставляют с матерью, а верхняя холодная ,гладкая, её сравнивают с мачехой. Пушок , которым покрыт цветок спасает от жаркого солнца днём, а ночью от холода.
Рассматривание цветка (гербарий)
Сегодня мы рассмотрим ещё один цветок.
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
Сведения о растении:
Одуванчику для жизни подходит и лес и луг, сад и огород. Он пробивается через трещину в асфальте, может вырасти на старой крыше дома. Вот такой он стойкий и смелый путешественник. Из одуванчика варят мёд и варенье. Из корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение ,из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.
-На что похож одуванчик?
-Чем схожи цветы одуванчика и мать-и-мачехи?
-А теперь давайте подведём итог нашей остановке.
РАСТЕНИЯ:
-деревья…..
-кустарники…..
-травы….
Сказка «Как художник рисовал лес».
Остановка «Луговая»
Луга - территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги ,поэтому здесь нет деревьев. На лугу тоже есть ярусы. Выше всех расположены светолюбивые растения, ниже всех -теневыносливые.
Одуванчик, горошек.
Следующая загадка.
Кто ни прикасается,
За того цепляется
Привязчивый и колкий
Кругом торчат иголки. (Репейник)
-Еще есть трава, которую очень любят животные. У этой травы очень красивый цветок. Он похож на шарик, тянущийся к солнцу. Вот какую загадку придумал А .Екимцев об этом растении.
Вы барометром могли-бы
Называть меня друзья.
Пред грозою, перед ливнем
Листья складываю я. (Клевер)
-Следующая остановка «Полевая»
-Какие растения живут в поле мы сейчас узнаем .
Посадили зернышко-
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем
Много зерен соберем.
Их пожарим .погрызем.
А придут гости-им дадим по горсти. (Подсолнечник)
(Сведения о подсолнечнике)
-А сейчас по описанию попробуем узнать следующих жителей полей.
Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней, я…….(Кукуруза)
На солнышке дом, Сто ребяток в нем. (Колосок)
_Ребята, а у каких растений бывают колоски? (Овес, рожь, ячмень..)
-Что прячется в колосках? (Зерна)
-Что делают из зерна?
(На доску прикрепляю карточку со словами «культурные растения»
-Растения ,которые выращивают люди на полях называются культурными, а как называются растения самостоятельно произрастающие .
(Рассказ о сорняках)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль ,что не душистый. (Василек)
-Послушайте легенду о васильке.
Давно это было. Жил в одной деревне паренек, Василий. Любили его дед с бабкой. Он их тоже очень любил. А еще он любил поле, где росла и созревала рож. Однажды на берегу пруда увидел Василий красивую Русалку. Предложил ей идти к нему жить на землю. Но Русалка не захотела и стала звать его к себе в воду .Не смог отказаться Василий от любимых полей, солнца, неба и света. И заколдовала его Русалка. Превратила его в полевой цветок василек. С тех самых пор крепко держится василек за поле своими корешками и не расстается с ними.
-Называют цветок василек сорняком, т. к. их бывает очень много.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание. Собрать сведения о растениях Ставропольского края.