1. | Орг. момент. Мотивация | Мотивация учащихся как класс-команды: и успешности в жизни после школы. Объясняется порядок работы по карте. Для активизации класса дается слово лидеру. | В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%, |
2 | Актуализация субъектного опыта учащихся | Перекрёстный опрос по теме предыдущего урока. ПО -
Сколько видов растений насчитывается в нашей стране, (около 6000 видов) -
В каких условиях растут растения? (они растут в разных условиях: в воде, в пустыне, на горных склонах) -
Чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения? (высотой, стволом) -
Какие лиственные деревья растут в Казахстане? (берёза, дуб, тополь, клён и др.) -
Какие хвойные деревья растут в Казахстане? (сосна, ель, пихта) -
Какие кустарники растут в лесах, горах, оврагах? (шиповник, облепиха, сирень, малина, смородина и др.) -
Чем отличается ствол кустарника от ствола дерева? (не один ствол, а несколько) -
На что похож кустарник сначала? (на маленькое деревце) -
Что начинает расти у кустарника от корня на третий год жизни? (новые стволики, которые образуют большой пышный куст) -
Какой высоты бывают травянистые растения? (разной высоты, в благоприятных условиях до 2 м и выше) -
Какие стебли имеют травы? (прямые, вьющиеся, ползущие по земле) -
Где растёт сорняк пырей? (в садах, в огородах, на пустырях, лугах, полях) -
Какие у него корневища? (длинные ветвящиеся) -
Где расположены корни у пырея? ( в почве) -
Какие растения растут в воде? (водоросли) -
Каких размеров и форм бывают водоросли и чем они служат для животных? (бывают разных размеров и форм и служат пищей и убежищем) -
Чем обогащают водоросли воду? (кислородом) | Всем учащимся ставится плюс или минус по результатам. На доске записать результат: 1 этап ≤ или ≥ нормы |
3 | Организация восприятия | Первая критическая точка. Опорные слова Растения, влага, засуха, свет, тень, корни ,листья. После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются листочками и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. 2.Делаю краткое введение в новую тему, важно правильно нацелить учащихся на тот объем знаний который должен быть изучен в рамках этой темы. | Вторая отметка. Норматив времени на запоминание. 7 слов – 30сек. На доске записать результат: 2 этап ≤ или ≥ нормы |
4 | Организация осмысления | Учащиеся должны прочитать текст в учебнике по нормативному времени. Предупреждаю, что опрос проводится с целью проверки их знания прочитанного материала. | 3 - 4 и 7 по 11 классы: 4 минуты на лист текста; |
5 | Первичная проверка понимания | Перекрёстный опрос. ПО -
Где много богатой растительности? (на лугах, болотах, по берегам рек, озёр) -
Почему на берегах рек, озёр, на лугах и болотах много растительности? (здесь всегда влажно, тепло и солнечно) -
Какие растения называются влаголюбивыми?(осока,клевер,иван-чай, шалфей и др.) -
Какие листья у влаголюбивых растений? (крупные, способные накапливать влагу) -
Какие корни у влаголюбивых растений? (короткие, т.к. вода находится близко к поверхности почвы) -
Где растут засухоустойчивые растения? (в жарких пустынных районах, на почвах, где очень мало влаги) -
Какие корни у засухоустойчивых растений? (длинные, потому что вода находится глубоко под землёй) -
Какой длины достигают корни саксаула и верблюжьей колючки? (до 20 м) -
Какие листья у засухоустойчивых растений? (мелкие и узкие, испаряют мало влаги) -
Какое растение в жарких местах имеет короткие корни? (молочай) -
Как накапливает влагу молочай? (собирает влагу после дождя, а также росу и накапливает её в толстых листьях) -
Какие листья у молочая? (блестящие, испаряют мало влаги) -
Где вырастают светолюбивые растения? ( где много света, тепла и влаги) -
Назовите растения, которые любят солнечный свет. (хлопок, подсолнечник, подорожник, кукуруза, одуванчик, колокольчик) -
Где проходит мало солнечного света? (в лесах, тугаях сквозь густые ветки) -
Как называются растения, которые растут в тени? -
( теневыносливые) -
Назовите теневыносливые растения. (вороний глаз, купена, шиповник, можжевельник) -
Как называются растения, которые любят тепло? (теплолюбивые) -
Назовите теплолюбивые растения (кукуруза, огурец, помидор, хлопок) -
Как называются растения, которые не вымерзают, прорастают, несмотря на низкую температуру? (морозоустойчивые) Вторая критическая точка. По результатам опроса определяю те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем в течение 1-2 минут учитель объясняю и раскрываю проблемные зоны. | Третья отметка ставится всем учащимся плюс или минус по результатам На доске записать результат: 3 этап ≤ или ≥ нормы | |
6 | Организация первичного закрепления | Критический опрос. -
Почему на лугах, болотах мало растительности? (много растительности) -
На лугах, болотах, по берегам рек и озёр постоянно холоднои пасмурно? (нет, влажно тепло и солнечно) -
Почему вдоль берегов рек и озёр нет условий для хорошего роста и развития растений?( имеются все условия для роста и развития растений) -
У влаголюбивых растений узкие и мелкие листья? (Крупные, способные накапливать влагу) -
Пшеница и овёс- влаголюбивые растения? ( нет, морозоустойчивые) -
Почему у влаголюбивых растений короткие корни? (длинные, т.к. вода находится близко к почве) -
Засухоустойчивые растения растут по берегам рек? (в жарких, пустынных районах, на почвах, где мало влаги) -
Почему у саксаула и верблюжьей колючки короткие корни? (длинные до 20м) -
Листья у засухоустойчивых растений испаряют много влаги? (мало) -
Почему у молочая длинные корни? (короткие) -
Где накапливает влагу молочай? (в листьях) -
Почему хлопок любит тень? (не выносит тени) -
Почему цветок подсолнечника в течение дня отворачивается от солнца? (он поворачивается к солнцу) -
В тени растений растут светолюбивые растения? (теневыносливые) -
Шиповник, вороний глаз- светолюбивые растения? (теневыносливые) -
Почему кукуруза, огурец, помидор растут при низкой температуре? (не растут, они теплолюбивые) -
Семена пшеницы, ячменя, овса высаживают летом? (ранней весной) -
Кукуруза- морозоустойчивое растение? (нет- теплолюбивое) Третья критическая точка. По результатам опроса определяют те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут объясняю и раскрываю проблемные зоны. | Четвертая отметка ставится всем учащимся плюс или минус по результатам. Не допускается вопрос предполагающий ответ «да» или «нет». На доске записать результат: 4 этап ≤ или ≥ нормы | |
7 | Анализ Время 5 минут | Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся, разборчиво не сокращая. Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами. Четвертая критическая точка. Учитель по результатам урока определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем, в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны. | Пятая отметка ставится всем учащимся плюс или минус по результатам. На доске записать результат: 5 этап ≤ или ≥ нормы |
8 | Рефлексия | Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и целеустремлённость. | |
9 | Оценки | Норматив выставления оценок в журнал: 4 – 5 отметок – 5 баллов 3 отметки – 4 балла 2 отметки – 3 балла 1 отметка – 2 балла | Норматив качества: 63% учащихся должны получить 5 баллов. |
10 | Домашнее задание | | |