— В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам — лес, осень — осенний, поры — пор.)
— Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — показатель мягкости.)
— Прочитайте стихотворение так, как записано.
— Проговорите шепотом, расскажите соседу.
— Все вместе проговорим так, как будем писать.
— Запишите.
(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)
III. Самоопределениекдеятельности
(Учитель читает стихотворение, слова с выделенным ударением на карточке читают учащиеся.)
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! — и ударил в безударный слог,
И сразу же исчез огромный зАмок,
И появился маленький замОк.
Послушай, молоток,
Не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги...
Нет, снова — тук!
Шли по морю пирОги,
Вдруг вместо них поплыли пирогШ (Учитель вывешивает слова на доску парами.)
— Чем различаются пары слов? (Слова различаются ударением.)
— Отличаются ли слова по смыслу? (Да, ЗАмок — строение, замОк — приспособление, чтобы что-то закрывать. ПирОги — индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пирогИ— кулинарное блюдо.)
— Почему важно правильно ставить ударение? (Неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова.)
IV. Работа по теме урока Упр. 103 (с. 69).
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить правильно ударение.)
— Прочитайте первое предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? (ДорогА.)
— Объясните значение этого слова. (Картина вызывает приятные воспоминания, имеет ценность.)
— Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение? (ДорОга.)
— Подберите синонимы к этому слову. (Тропинка, шоссе.) (Далее вариант Т разбирает предложения под пунктом 2, вариант II — предложения под пунктом 3.) (Фронтальная проверка.)
V. Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
(Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развестируки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
VI. Закрепление изученного материала Упр. 105 (с. 70).
— Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.)
— Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? (Один предмет.)
— Измените слово так, чтобы слова обозначали много предметов.
— На какую букву падает ударение?
(Дети по цепочке комментируют выполнение задания.)
— Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.
Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Что значит подвижное ударение*? (Это ударение, которое может переходить с одного слога на другой.)
МП Рефлексия Упр. 106 (с. 70).
(Работа в парах. Самопроверка. Ученики по цепочке читают слова, называют букву, на которую падает ударение. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведениеитоговурока
— Над какой темой мы сегодня работали? (Ударение.)
— Какова роль ударения в русском языке? (Ударение помогает различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.)
— Кто помог понять тему урока?
Выполнить упр. 104 {с. 69).
переноситьслова сод^шйстрокинадругую?
Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение
переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ходурока I. Организационныймомент
И. Актуализацийзнаний
1. Орфографическая минутка
(Предупредительный диктант.)
Зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пишу. Я сыплю в кормушку крошки.
— Проверьте безударные гласные. (Зима — зИмы, пишем букву И. Сосна — сОсны, пишем букву О. Они — он, пишем букву О.)
— Кто может проверить безударную гласную в слове кормущ.-ку! (В кормушку насыпают корм.)
— Какие орфограммы в словах пищу, ищут*? (ЩУпиши с буквой У.)
(Учитель диктует предложения. Слово сидят записано на доске.)
— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные, вспомните, какими словами мы их проверяли.
2. Словарная работа
:.г — Запишите слово желтый.
— Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ёна ме~ *•' стезвукаО.)
Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес: Едва я перенес е-два И получил за это «два». Укол я перенес у-кол И получил за это «кол». 'Опять я перенес о-пять. Теперь, наверно, будет «пять». А. Шибаев
— Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)
— Почему? (Он не знает правила переноса.)
— Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять
на строке или переносить.)
Ятобы не получать «два», мы сегодня повторим правила переноса.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?) Упр. 107 (с. 71).
— Прочитайте правила переноса.
— Как переносят слово? (По слогам.)
— Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы И, ЬиЪот буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слагав)
— Как переносят удвоенные согласные? Упр. 108 (с. 71),
— Прочитайте слова. На какие группы можно разделить слова? (Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести.)
(Вариант I записывает слова, которые можно переносить, вариант II — слова, которые нельзя переносить. Два ученика работают на обратной стороне доски.)
— Проверьте, правильно ли выполнили работу ученики надоске.
— Кто из вас выполнил все правильно? Поставьте на полях «!».
V. Физкультминутка
А часы идут, идут -Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах Отбивает каждый такт. (Наклоны влево и вправо.) А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. (Глубокий присед.) Прокукует птичка яремя, Снова спрячется за дверью. (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба па месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят. (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Остановиться.)
VI. Закреплениеизученногоматериала Упр. 109 (с. 72).
— Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
— Придумайте заголовок. (Осень.)
— Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
— Выполните письменное задание к тексту.
— Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.) Упр. 110 (с. 72).
— Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.)
— Поработайте в парах.
— Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграли песенки.)
— Выполните письменное задание.
VII. Рефлексия
(На доске запись.)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— Спишите скороговорку, разделив слова для переноса. (Шла
Са-ша по шос-се и со-сала (соса-ла) суш-ку.) (Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведениеитоговурока
— Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
— Какие слова нельзя переносить?
— Кто из вас не ошибается при переносе слов?
Домашнеезадание
Повторить упр. 107 (с. 71),
Выполнить упр. 111 (с. 72).
Программный уровень. Списать, разделив слова для переноса.