Русский язык. 2 класс Тема: Как определить ударный слог?
Русский язык. 2 класс Тема: Как определить ударный слог?
Материал урока направлен на уточнение и систематизацию знания учащихся об ударении. Учащиеся будут учиться определять ударение в слове и обозначать его графически, научатся понимать значение ударения в речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 2 класс Тема: Как определить ударный слог?»
Русский язык.
2 класс
Тема:Как определить ударный слог?
Образовательные цели: Уточнить и систематизировать знания учащихся об ударении, научиться определять ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи.
Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе; воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе.
Оборудование
Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, учебник.
Русский знают все ребята
В нашей солнечной стране.
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.
- Послушайте, одинаковый ли звук от удара? ( Учитель ударяет по бубну слабее – сильнее) (Нет, сначала тихо, потом громко)
- А почему? От чего зависит сила звука? ( От силы удара)
- Ударить можно не только в бубен . «Ударить» можно и голосом.
- Как вы это понимаете? (Значит что-то выделить силой голоса)
- А кто уже догадался, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? ( Мы сегодня будем говорить об ударении)
- Чему же мы должны научиться? (Определять в словах ударные и безударные слоги)
- Мы сегодня говорим про Ударение.
- Оно прислало нам письмо.
Читают:
«Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обо мне, поэтому хочу раскрыть секрет.
Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу:
« Произнесите ударный слог сильнее, громче!»
А ещё меня можно писать наоборот. Вести чёрточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:
« Тяните ударный слог в слове, выделяйте его голосом».
Вообще-то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная.
Ваш друг - Знак Ударения».
IV. Работа над новым материалом.
- Откройте учебник на с.67. Прочитайте тему урока.
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
1.Выполнение упражнения 99, с.67
- Чем необычна запись стихотворения? (слова разделены на слоги).
-Что показывает знак над буквами? (ударение)
- Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.
- Запишите слова без деления на слоги.
2. Работа над правилом.
- Прочитайте правило самостоятельно.
- Что такое ударение?
- Как произносится ударный слог? (тянется дольше, произносится громче, сильнее)
- Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (по гласному)
- Сколько ударных звуков может быть в слове?
- Послушайте стихотворение.
Мухо-мухо-мухомор,
Уходи в дремучий бор.
И сиди там на полянке,
Где живут одни поганки.
- Приготовьте молоточки – кулачки. Кулачек поможет нам найти ударный слог.
( Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачек на парту при произнесении ударного звука, имитируя удар).
V.Физкультминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
На доске записаны слова (кружки, замок)
- Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.
- Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете? (Потому что ударение падает на разные слоги.)
Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о посуде, а если поставить на последний слог, то говорится о геометрических фигурах .
Во втором слове, если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.
- Молодцы!
- Какой вывод мы можем сделать? ( Ударение может находиться на любом слоге. Ударение может менять смысл слов.)
- Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения)
- Для чего же мы изучаем ударение?
Игра «Цветочный магазин»
Я предлагаю им подарить цветы, которые сами соберёте. ( Работают в «Цветочном магазине» по рядам: первый ищет цветы с ударением на 1-ом слоге, второй – на 2-ом, третий на третьем.)
- Какие цветы собрал первый ряд? Кто не согласен просигнальте хлопком.
( розы, маки, лилия, ландыши, астра)
- Второй ряд? (ромашка, пион)
- Третий? ( одуванчики, васильки)
- Молодцы вы справились с заданием.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упр.100, с.68. Самостоятельная работа.
-Каким образом можно определить ударение в слове?
- Спишите, обозначьте ударение.
Взаимопроверка.
2. Работа над словами.
- Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.
- Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?
- Любой
Вспомните, как поёт кукушка? Выделяет ли она ударный слог? (Да)
- Вот видите. Без ударения не обойтись и в природе.
- Ему приходится много трудиться, а есть ли у него выходной? Давайте посмотрим.
- Назовите слова в котором один слог. (Дети называют)
- Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произношении таких слов? (Нет)
-Какой вывод можно сделать? ( Если в слове 1 слог, ударение можно не обозначать, второй – если в слове есть гласная ё)
- Посмотрите на картинки. Что на них изображено? ( самолёт, орёл, ёлка)
-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение.
-Что заметили? ( Ё – ударная)
-Верно, буква эта особенная, в словах, где есть эта буква она всегда ударная.
Вот и получилось, что у ударения есть выходные, когда оно не ставится.
- Что же это за слова, давайте повторим, когда ударение ставить не надо. ( Когда в слове один слог, когда есть в слове буква «ё»)
VII. Обобщение.
- Что мы изучали на уроке?
- Как обозначается ударение?
- Для чего нам ударение?
- Как определить ударный слог?
- Когда не ставится ударение?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
- У вас на столе лежат картинки с героями мультфильмов. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
- Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Возьмите улыбающегося героя.
- Настроение плохое, задания были трудными, тогда возьмите грустного героя.