kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. 2 класс Тема: Как определить ударный слог?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока направлен на уточнение  и систематизацию  знания  учащихся  об ударении. Учащиеся будут учиться  определять  ударение в слове и обозначать его графически, научатся понимать значение ударения в речи.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 2 класс Тема: Как определить ударный слог?»

Русский язык.

2 класс

 

Тема: Как определить ударный слог?

 

Образовательные цели:  Уточнить и систематизировать знания  учащихся  об ударении, научиться определять  ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи.

Развивающие цели:  развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;

Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе;  воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе.

Оборудование

 Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, учебник.

     

Русский знают все ребята

                                  В нашей солнечной стране.

                                  Как прекрасен и велик

                                  Русский, близкий нам язык!





Ход урока:

I.  Организационный  момент.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись,

Тихо сели. 

II. Актуализация знаний

1.Чистописание.

- Приготовьтесь к письму.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я возьмусь.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Для чего каждый урок работаем над чистописанием? (Чтобы правильно и красиво писать)

Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «дэ» - согласная, имеет звуки   [д ]   и [дۥ ] ; [ д ] –твердый и мягкий, парный, звонкий.)

-Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «д».

Запишите эту букву, как она записана на доске.

         Дд      дд    Дд     дд

2. Орфографическая минутка.

Ежи в тишине чащи шипят на шишки.

-Запищите под диктовку.

- Подчеркните знакомые орфограммы.

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова?

- Вертикальной чертой разделите слова на слоги.

- В каком слове меньше всего слогов? (в предлоге на)

- В каком больше всего слогов? (тишина)

- В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (ежи)

- Подчеркните основу предложения.

3. Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Стоит матрешка на одной ножке,

Закутана, запутана. (капуста)

- Какую букву нужно запомнить в слове? (а)

- Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.

- Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустища, капустник (пирог)

- Выделите корень, подчеркните букву А.

III. Сообщение  темы и целей урока.

- Внимание! ( Учитель ударяет в бубен)

- Что вы услышали? (звук)

- Почему бубен зазвучал? (Был удар по нему)

- Послушайте, одинаковый ли звук от удара? ( Учитель ударяет по бубну слабее – сильнее)      (Нет, сначала тихо, потом громко)

- А почему? От чего  зависит сила звука? ( От силы удара)

- Ударить можно не только в бубен . «Ударить» можно и голосом.

- Как вы это понимаете? (Значит что-то выделить силой голоса)

- А кто уже догадался, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? ( Мы сегодня будем говорить об ударении)

- Чему же мы  должны  научиться? (Определять в словах ударные и безударные слоги)

 - Мы сегодня говорим про Ударение.

- Оно прислало нам письмо.     

Читают:         

  «Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обо мне, поэтому хочу раскрыть секрет.

Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу:

 « Произнесите ударный слог сильнее, громче!»

          А ещё меня можно писать наоборот. Вести чёрточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:

 « Тяните ударный слог в слове, выделяйте его голосом». 

         Вообще-то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная.

                                                                             Ваш друг - Знак Ударения».



IV. Работа над новым материалом.

- Откройте учебник на с.67. Прочитайте тему урока.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

1.Выполнение упражнения 99, с.67

- Чем необычна запись стихотворения? (слова разделены на слоги).

-Что показывает знак над буквами? (ударение)

- Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.

- Запишите слова без деления на слоги.

2. Работа над правилом.

- Прочитайте правило самостоятельно.

- Что такое ударение?

- Как произносится ударный слог? (тянется дольше, произносится громче, сильнее)

- Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (по гласному)

- Сколько ударных звуков может быть в слове?

- Послушайте стихотворение.

Мухо-мухо-мухомор,

Уходи в дремучий бор.

И сиди там на полянке,

Где живут одни поганки.

- Приготовьте молоточки – кулачки. Кулачек поможет нам найти ударный слог.

( Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачек на парту при произнесении ударного звука, имитируя удар).

V.Физкультминутка.

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».



 

На доске записаны слова (кружки, замок)    

- Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.

- Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете? (Потому что ударение падает на разные слоги.)    

Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о посуде, а если поставить на последний слог, то говорится о геометрических фигурах .

Во втором слове, если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.

- Молодцы!

- Какой вывод мы можем сделать? ( Ударение может находиться на любом слоге. Ударение может менять смысл слов.)

  

- Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения)

- Для чего же мы изучаем ударение?

Игра «Цветочный магазин»    

Я предлагаю им подарить цветы, которые сами соберёте. ( Работают в «Цветочном магазине» по рядам: первый ищет цветы с ударением на 1-ом слоге, второй – на 2-ом, третий на третьем.)

- Какие цветы собрал первый ряд? Кто не согласен просигнальте  хлопком.

( розы, маки, лилия, ландыши, астра)

- Второй ряд? (ромашка, пион)

- Третий? ( одуванчики, васильки)

- Молодцы вы справились с заданием.

  

VI. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр.100, с.68. Самостоятельная работа.

-Каким образом можно определить ударение в слове?

- Спишите, обозначьте ударение.

Взаимопроверка.

2. Работа над словами.

 - Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам.









- Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?

- Любой

Вспомните, как поёт кукушка? Выделяет ли она ударный слог? (Да)

- Вот видите. Без ударения не обойтись и в природе.

- Ему приходится много трудиться, а есть ли у него выходной? Давайте посмотрим.

- Назовите слова в котором один слог. (Дети называют)

- Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произношении  таких слов? (Нет)

-Какой вывод можно сделать?  ( Если в слове 1 слог, ударение можно не обозначать, второй – если в слове есть гласная ё)

- Посмотрите  на картинки. Что на них изображено? ( самолёт, орёл, ёлка) 

-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение.

 -Что заметили?  ( Ё – ударная)

-Верно, буква эта особенная, в словах, где есть эта буква она всегда ударная.

 Вот и получилось, что у ударения есть выходные, когда оно не ставится.

 - Что же это за слова, давайте повторим, когда ударение ставить не надо. ( Когда в слове один слог, когда есть в слове буква «ё»)

 

VII. Обобщение.

 - Что мы изучали на уроке?

- Как обозначается ударение?

- Для чего нам ударение?

- Как определить ударный слог?

- Когда не ставится ударение?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

- У вас на столе лежат картинки с героями мультфильмов. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению. 

- Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Возьмите  улыбающегося героя.

- Настроение плохое,  задания были трудными, тогда возьмите грустного героя.

Спасибо!

-Спасибо всем за урок. Молодцы!     




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык. 2 класс Тема: Как определить ударный слог?

Автор: Голосиенко Елена Александровна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Как различить звуки и буквы?" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-kak-razlichit-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "243664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445782835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку русского языка на тему: "Как различить звуки и буквы?" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-kak-razlichit-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "243666"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445783087"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме: "Ударение". "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-udarieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226914"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440519973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Произношение безударного гласного звука в слове и обозначение буквой на письме". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-proiznoshieniie-biezudarnogho-ghlasnogho-zvuka-v-slovie-i-oboznachieniie-bukvoi-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "200387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428827174"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое ударение?" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-udarieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126249"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128804"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства