kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как можно играть звуками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по родному русскому языку по теме "Как можно играть звуками", 1 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как можно играть звуками»

Тема урока: «Как можно играть звуками».

  1. Дидактическая цель: развивать познавательный интерес к родному языку, познакомить обучающихся со звукоподражанием в стихотворном художественном тексте, научить наблюдать и делать выводы.

  2. Тип урока: урок формирования новых знаний.

  3. Планируемые результаты:

    1. Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование  мотивации к обучению и познанию.

    2. Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; оценивать свои достижения; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с уже имеющимися знаниями, опытом; строить в устной форме логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; культуры речи, приходить к общему решению; комментировать выполняемые упражнения; формулировать свои мысли, выражать собственное мнение и позицию.

    1. Предметные: познакомить с правилами сравнения; познакомить обучающихся со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи;

  1. Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

  2. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

  3. Среда обучения: мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова, тетрадь в линию, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Орг. момент. Мотивация

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

  1. Определение темы и цели урока

Учитель: Какой бывает речь?

Дети: Речь бывает устная, письменная.

Учитель: Какую речь называют письменной?

Дети: Речь, которую мы пишем и читаем, называют письменной речью. Чтение и письмо – это письменная речь.

Учитель: Какую речь называют устной?

Дети: Речь, которую мы слышим, произносим и говорим называют устной речью. Слушание и говорение – это устная речь.

Учитель: Молодцы! Сегодня на уроке мы будем играть, используя все виды речи. Играть мы будем не игрушками, и даже не мячиком, а очень необычным предметом.

Учитель: Попробуйте угадать с помощью загадки, что это будет за предмет:

«Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»

Дети: Звук.

Учитель: Как вы думаете, можно играть звуками?

Учитель: Назовите тему урока.

Дети: Как можно играть звуками.

Учитель: Какие учебные задачи поставим перед собой? Дополните наши задачи словами:

Учитель: Учиться внимательно слушать …

Дети: Стихотворения

Учитель: И определять, как поэты передают …

Дети: Звуки окружающего мира.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, мы с вами много говорили о речи, устной и письменной. Сегодня разговор пойдет о речи особенной, даже волшебной, с которой мы встречаемся в сказках, стихотворениях, рассказах. Она помогает нам представить, как живых, всех героев, заставляет радоваться, огорчаться, удивляться так сильно, как будто все написанное в книге происходит на самом деле.

Учитель: Кого или что можно услышать в стихах?

Дети: Звуки природы, животных, стук предметов и прочее.

Учитель: Кто может сказать, какие звуки издают кошки? Воробьи? Свиньи? Дети: Мяуу, мурр, чив-чив, хрю-хрю…

Учитель: Люди очень внимательно слушали птиц, зверей, и в языке появились слова «мяукает», «чирикает», «хрюкает»…

Дети: Гавкает, мычит, ржёт и другие

Учитель: Поэты особенно внимательно умеют слушать всех: птиц, зверей, даже предметы – и передавать все звуки в стихах. Очень интересно читать такие стихи и догадываться, что сумел услышать поэт.

4. Каллиграфическая разминка

Учитель: Откройте тетради в линию, отступите от прошлой работы две строки.

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение.

«Тише, тише, тише, тише», -

Шелестят по крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Учитель: Подумайте, какой звук часто слышится?

Дети: Звук [ш].

Учитель: Что он вам напоминает?

Дети: Шуршание мышей на крыше.

Учитель: Какой буквой обозначается на письме этот звук?

Дети: Буквой «ша».

Учитель: Пропишем строчную букву «ш» в тетради, увеличивая количество букв при слитном написании:

ш шш шшш шшшш шшшшш

5. Изучение нового материала

Учитель: Откройте учебники на с. 45. Внимательно послушайте стихотворение детской поэтессы Ренаты Мухи. (Учитель читает, дети слушают)

Учитель: Назовите героев стихотворения.

Дети: Уж, Оса и Ёж.

Учитель: Вы услышали жужжание осы, когда слушали стихотворение? Дети: Услышали.

Учитель: Как вы думаете, какие особенности стихотворения помогают вам услышать это?

Дети: Повторяющийся звук [ж].

Учитель: Послушайте фрагмент стихотворение Владимира Суслова «Слушал Шорох тишину».

Учитель: Объясните, кто с кем разговаривает?

Дети: Разговаривают Шёпот и Шорох.

Учитель: Что один из героев предлагает послушать?

Дети: Предлагает послушать Тишину.

Учитель: А что слышите вы?

Дети: Шуршание листвы.

Учитель: Ребята, сделайте вывод, что используют поэты в своих стихотворениях для того, чтобы передать звуки окружающего мира.

Дети: Определённые повторяющиеся звуки.

Учитель: Что можно услышать читая стихотворения?

Дети: Жужжание пчелы, грохот грома, чириканье птиц, шуршание мышей.

Учитель: Сравним наши выводы с информацией в учебнике. (Чтение правила на с.46 хорошо читающими детьми).

Словарная работа.

Учитель: Такой прием называется «звукопись»

- Определение на экране: Звукопись – это художественный прием, заключающийся в подборе одинаковых или сходных звуков для подражания звуков реального мира (свист ветра, шорох, гром, жужжание и другое).

Физкультминутка.

Учитель: Отдыхать мы будем, играя звуками. Старайтесь изобразить реальную машину.

Завели машину: ввв- ввв - ввв

(Вращения руками перед грудью)

Накачали шину: ш-ш-ш.

(Изображают насос)

Улыбнулись веселей

И поехали скорей: эээй-ээй.

(Вращение воображаемого руля)

6. Применение новых знаний и умений (решение учебных задач)

1) Работа в парах со стихотворением Михаила Яснова «Я взрослею»

Учитель: В стихотворение Михаила Яснова «Я взрослею» говорится о мальчике, у которого выпал молочный зуб.

Учитель: Прочитайте в парах, о чем говорит герой стихотворения. Подумайте, как можно «перевести» эти строчки стихотворения. Расскажите друг другу. (Дети читают друг другу и «переводят»)

Учитель: Запишите правильно «переведенное» стихотворение в тетрадь. (Строчки на экране)

2) Работа со стихотворением Григория Кружкова « Ррры!»

Учитель: Послушайте стихотворение Григория Кружкова « Ррры!»

Учитель: Расскажите, какой в тексте лев: сердитый, грозный или добрый и веселый.

Дети: Лев добрый и весёлый.

Учитель: Что помогло вам понять, какой у льва характер?

Дети: Фраза «Я пррросто рррад!»

Учитель: Какой звук все время повторяет автор? С какой целью?

Дети: Повторяется звук [р], для того, чтобы передать рычание льва и оживить героя

Физкультминутка для глаз

Пишем глазами буквы, которые соответствуют звукам [а], [р], [ж], [в], [у].



3) Работа со стихотворением Олега Сердобольского «Удав»

Учитель: На с.47 найдите и внимательно послушайте стихотворение Олега Сердобольского «Удав».

Учитель: Прочитайте его так, чтобы ваши одноклассники поняли, что удав – очень длинный. (Дети читают стихотворение)

Учитель: Объясните, как в стихотворении поэт передаёт длину удава.

Дети: Автор все время повторяет слово «длится» и долго тянет звук [о] в слове «очень».

4) Работа со стихотворением Виктора Лунина «Ластик»

Учитель: Прочитайте стихотворение Виктора Лунина «Ластик». (Читают вслух хорошо читающие дети)

Учитель: Как вы понимаете, что означают слова «ластится», «льнёт», «липнет»?

Ластится - проявлять лаской нежность, любовь к кому-нибудь,

Льнёт - липнуть, приставать, прилегать вплоть, прилипать,

Липнуть - пристать, прилепиться, повиснуть на чем-либо клейком, липком.

Учитель: Почему ласковый ластик ничего после себя не оставляет?

Дети: Он липнет к словам, предложениям, к строчке, стирая их собой и не оставляет от них следа.

Учитель: Объясните, какой же получился у поэта ластик?

Дети: Ластик ласковый, приставучий, любящий свое дело.

7. Итог урока

Учитель: Молодцы! В заключение нашего урока я предлагаю вам продолжить фразы:


Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я умею…


8. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков. (Дети рисуют кружочек на полях тетради)


Урок полезен, все понятно. (Красный)

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. (Желтый)

Ещё придется потрудиться. (Зеленый)

Да, трудно все-таки учиться. (Синий)


Учитель: Спасибо за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как можно играть звуками

Автор: Сухарь Юлия Петровна

Дата: 06.06.2023

Номер свидетельства: 633213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "презентация конспекта урока по грамоте "Почему дети любят играть? Звук(и) и буква И,и."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_konspiekta_uroka_po_ghramotie_pochiemu_dieti_liubiat_ighrat_zvuk"
    ["file_id"] => string(6) "358285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479018722"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Весело играем -звук "Р" закрепляем. "
    ["seo_title"] => string(38) "viesielo-ighraiem-zvuk-r-zakriepliaiem"
    ["file_id"] => string(6) "227050"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440588860"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Родной русский язык"
    ["seo_title"] => string(20) "rodnoi_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "604054"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1648972478"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Использование дидактических игр на занятиях обучения грамоте"
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiedidaktichieskikhighrnazaniatiiakhobuchieniiaghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "280783"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453424498"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С ( в помощь логопеду)"
    ["seo_title"] => string(80) "ighrovyie_priiemy_pri_avtomatizatsii_zvukov_na_primierie_zvuka_s_v_pomoshch_logh"
    ["file_id"] => string(6) "362772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480169503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства