Просмотр содержимого документа
«Как можно играть звуками»
Тема урока: «Как можно играть звуками».
Дидактическая цель: развивать познавательный интерес к родному языку, познакомить обучающихся со звукоподражанием в стихотворном художественном тексте, научить наблюдать и делать выводы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; оценивать свои достижения; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с уже имеющимися знаниями, опытом; строить в устной форме логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; культуры речи, приходить к общему решению; комментировать выполняемые упражнения; формулировать свои мысли, выражать собственное мнение и позицию.
Предметные: познакомить с правилами сравнения; познакомить обучающихся со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи;
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Среда обучения: мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова, тетрадь в линию, цветные карандаши.
Ход урока
Орг. момент. Мотивация
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь.
Определение темы и цели урока
Учитель: Какой бывает речь?
Дети: Речь бывает устная, письменная.
Учитель: Какую речь называют письменной?
Дети: Речь, которую мы пишем и читаем, называют письменной речью. Чтение и письмо – это письменная речь.
Учитель: Какую речь называют устной?
Дети: Речь, которую мы слышим, произносим и говорим называют устной речью. Слушание и говорение – это устная речь.
Учитель: Молодцы! Сегодня на уроке мы будем играть, используя все виды речи. Играть мы будем не игрушками, и даже не мячиком, а очень необычным предметом.
Учитель: Попробуйте угадать с помощью загадки, что это будет за предмет:
«Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»
Дети: Звук.
Учитель: Как вы думаете, можно играть звуками?
Учитель:Назовите тему урока.
Дети: Как можно играть звуками.
Учитель: Какие учебные задачи поставим перед собой? Дополните наши задачи словами:
Учитель: Учиться внимательно слушать …
Дети: Стихотворения
Учитель: И определять, как поэты передают …
Дети: Звуки окружающего мира.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, мы с вами много говорили о речи, устной и письменной. Сегодня разговор пойдет о речи особенной, даже волшебной, с которой мы встречаемся в сказках, стихотворениях, рассказах. Она помогает нам представить, как живых, всех героев, заставляет радоваться, огорчаться, удивляться так сильно, как будто все написанное в книге происходит на самом деле.
Учитель: Кого или что можно услышать в стихах?
Дети: Звуки природы, животных, стук предметов и прочее.
Учитель: Кто может сказать, какие звуки издают кошки? Воробьи? Свиньи? Дети: Мяуу, мурр, чив-чив, хрю-хрю…
Учитель: Люди очень внимательно слушали птиц, зверей, и в языке появились слова «мяукает», «чирикает», «хрюкает»…
Дети: Гавкает, мычит, ржёт и другие
Учитель: Поэты особенно внимательно умеют слушать всех: птиц, зверей, даже предметы – и передавать все звуки в стихах. Очень интересно читать такие стихи и догадываться, что сумел услышать поэт.
4. Каллиграфическая разминка
Учитель: Откройте тетради в линию, отступите от прошлой работы две строки.
Учитель: Послушайте внимательно стихотворение.
«Тише, тише, тише, тише», -
Шелестят по крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Учитель: Подумайте, какой звук часто слышится?
Дети: Звук [ш].
Учитель: Что он вам напоминает?
Дети: Шуршание мышей на крыше.
Учитель: Какой буквой обозначается на письме этот звук?
Дети: Буквой «ша».
Учитель: Пропишем строчную букву «ш» в тетради, увеличивая количество букв при слитном написании:
ш шш шшш шшшш шшшшш
5. Изучение нового материала
Учитель: Откройте учебники на с. 45. Внимательно послушайте стихотворение детской поэтессы Ренаты Мухи. (Учитель читает, дети слушают)
Учитель: Назовите героев стихотворения.
Дети: Уж, Оса и Ёж.
Учитель: Вы услышали жужжание осы, когда слушали стихотворение? Дети: Услышали.
Учитель: Как вы думаете, какие особенности стихотворения помогают вам услышать это?
Дети: Повторяющийся звук [ж].
Учитель: Послушайте фрагмент стихотворение Владимира Суслова«Слушал Шорох тишину».
Учитель: Объясните, кто с кем разговаривает?
Дети: Разговаривают Шёпот и Шорох.
Учитель: Что один из героев предлагает послушать?
Дети: Предлагает послушать Тишину.
Учитель: А что слышите вы?
Дети: Шуршание листвы.
Учитель: Ребята, сделайте вывод, что используют поэты в своих стихотворениях для того, чтобы передать звуки окружающего мира.
Учитель: Сравним наши выводы с информацией в учебнике. (Чтение правила на с.46 хорошо читающими детьми).
Словарная работа.
Учитель: Такой прием называется «звукопись»
- Определение на экране:Звукопись – это художественный прием, заключающийся в подборе одинаковых или сходных звуков для подражания звуков реального мира (свист ветра, шорох, гром, жужжание и другое).
Физкультминутка.
Учитель: Отдыхать мы будем, играя звуками. Старайтесь изобразить реальную машину.
Завели машину: ввв- ввв - ввв
(Вращения руками перед грудью)
Накачали шину: ш-ш-ш.
(Изображают насос)
Улыбнулись веселей
И поехали скорей: эээй-ээй.
(Вращение воображаемого руля)
6. Применение новых знаний и умений (решение учебных задач)
1)Работа в парах со стихотворением Михаила Яснова «Я взрослею»
Учитель: В стихотворение Михаила Яснова «Я взрослею» говорится о мальчике, у которого выпал молочный зуб.
Учитель: Прочитайте в парах, о чем говорит герой стихотворения. Подумайте, как можно «перевести» эти строчки стихотворения. Расскажите друг другу. (Дети читают друг другу и «переводят»)
Учитель: Запишите правильно «переведенное» стихотворение в тетрадь. (Строчки на экране)
2) Работа со стихотворением Григория Кружкова « Ррры!»