kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как можно играть звуками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по родному русскому языку по теме "Как можно играть звуками", 1 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как можно играть звуками»

Тема урока: «Как можно играть звуками».

  1. Дидактическая цель: развивать познавательный интерес к родному языку, познакомить обучающихся со звукоподражанием в стихотворном художественном тексте, научить наблюдать и делать выводы.

  2. Тип урока: урок формирования новых знаний.

  3. Планируемые результаты:

    1. Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование  мотивации к обучению и познанию.

    2. Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; оценивать свои достижения; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с уже имеющимися знаниями, опытом; строить в устной форме логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; культуры речи, приходить к общему решению; комментировать выполняемые упражнения; формулировать свои мысли, выражать собственное мнение и позицию.

    1. Предметные: познакомить с правилами сравнения; познакомить обучающихся со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи;

  1. Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

  2. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

  3. Среда обучения: мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова, тетрадь в линию, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Орг. момент. Мотивация

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

  1. Определение темы и цели урока

Учитель: Какой бывает речь?

Дети: Речь бывает устная, письменная.

Учитель: Какую речь называют письменной?

Дети: Речь, которую мы пишем и читаем, называют письменной речью. Чтение и письмо – это письменная речь.

Учитель: Какую речь называют устной?

Дети: Речь, которую мы слышим, произносим и говорим называют устной речью. Слушание и говорение – это устная речь.

Учитель: Молодцы! Сегодня на уроке мы будем играть, используя все виды речи. Играть мы будем не игрушками, и даже не мячиком, а очень необычным предметом.

Учитель: Попробуйте угадать с помощью загадки, что это будет за предмет:

«Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»

Дети: Звук.

Учитель: Как вы думаете, можно играть звуками?

Учитель: Назовите тему урока.

Дети: Как можно играть звуками.

Учитель: Какие учебные задачи поставим перед собой? Дополните наши задачи словами:

Учитель: Учиться внимательно слушать …

Дети: Стихотворения

Учитель: И определять, как поэты передают …

Дети: Звуки окружающего мира.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, мы с вами много говорили о речи, устной и письменной. Сегодня разговор пойдет о речи особенной, даже волшебной, с которой мы встречаемся в сказках, стихотворениях, рассказах. Она помогает нам представить, как живых, всех героев, заставляет радоваться, огорчаться, удивляться так сильно, как будто все написанное в книге происходит на самом деле.

Учитель: Кого или что можно услышать в стихах?

Дети: Звуки природы, животных, стук предметов и прочее.

Учитель: Кто может сказать, какие звуки издают кошки? Воробьи? Свиньи? Дети: Мяуу, мурр, чив-чив, хрю-хрю…

Учитель: Люди очень внимательно слушали птиц, зверей, и в языке появились слова «мяукает», «чирикает», «хрюкает»…

Дети: Гавкает, мычит, ржёт и другие

Учитель: Поэты особенно внимательно умеют слушать всех: птиц, зверей, даже предметы – и передавать все звуки в стихах. Очень интересно читать такие стихи и догадываться, что сумел услышать поэт.

4. Каллиграфическая разминка

Учитель: Откройте тетради в линию, отступите от прошлой работы две строки.

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение.

«Тише, тише, тише, тише», -

Шелестят по крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Учитель: Подумайте, какой звук часто слышится?

Дети: Звук [ш].

Учитель: Что он вам напоминает?

Дети: Шуршание мышей на крыше.

Учитель: Какой буквой обозначается на письме этот звук?

Дети: Буквой «ша».

Учитель: Пропишем строчную букву «ш» в тетради, увеличивая количество букв при слитном написании:

ш шш шшш шшшш шшшшш

5. Изучение нового материала

Учитель: Откройте учебники на с. 45. Внимательно послушайте стихотворение детской поэтессы Ренаты Мухи. (Учитель читает, дети слушают)

Учитель: Назовите героев стихотворения.

Дети: Уж, Оса и Ёж.

Учитель: Вы услышали жужжание осы, когда слушали стихотворение? Дети: Услышали.

Учитель: Как вы думаете, какие особенности стихотворения помогают вам услышать это?

Дети: Повторяющийся звук [ж].

Учитель: Послушайте фрагмент стихотворение Владимира Суслова «Слушал Шорох тишину».

Учитель: Объясните, кто с кем разговаривает?

Дети: Разговаривают Шёпот и Шорох.

Учитель: Что один из героев предлагает послушать?

Дети: Предлагает послушать Тишину.

Учитель: А что слышите вы?

Дети: Шуршание листвы.

Учитель: Ребята, сделайте вывод, что используют поэты в своих стихотворениях для того, чтобы передать звуки окружающего мира.

Дети: Определённые повторяющиеся звуки.

Учитель: Что можно услышать читая стихотворения?

Дети: Жужжание пчелы, грохот грома, чириканье птиц, шуршание мышей.

Учитель: Сравним наши выводы с информацией в учебнике. (Чтение правила на с.46 хорошо читающими детьми).

Словарная работа.

Учитель: Такой прием называется «звукопись»

- Определение на экране: Звукопись – это художественный прием, заключающийся в подборе одинаковых или сходных звуков для подражания звуков реального мира (свист ветра, шорох, гром, жужжание и другое).

Физкультминутка.

Учитель: Отдыхать мы будем, играя звуками. Старайтесь изобразить реальную машину.

Завели машину: ввв- ввв - ввв

(Вращения руками перед грудью)

Накачали шину: ш-ш-ш.

(Изображают насос)

Улыбнулись веселей

И поехали скорей: эээй-ээй.

(Вращение воображаемого руля)

6. Применение новых знаний и умений (решение учебных задач)

1) Работа в парах со стихотворением Михаила Яснова «Я взрослею»

Учитель: В стихотворение Михаила Яснова «Я взрослею» говорится о мальчике, у которого выпал молочный зуб.

Учитель: Прочитайте в парах, о чем говорит герой стихотворения. Подумайте, как можно «перевести» эти строчки стихотворения. Расскажите друг другу. (Дети читают друг другу и «переводят»)

Учитель: Запишите правильно «переведенное» стихотворение в тетрадь. (Строчки на экране)

2) Работа со стихотворением Григория Кружкова « Ррры!»

Учитель: Послушайте стихотворение Григория Кружкова « Ррры!»

Учитель: Расскажите, какой в тексте лев: сердитый, грозный или добрый и веселый.

Дети: Лев добрый и весёлый.

Учитель: Что помогло вам понять, какой у льва характер?

Дети: Фраза «Я пррросто рррад!»

Учитель: Какой звук все время повторяет автор? С какой целью?

Дети: Повторяется звук [р], для того, чтобы передать рычание льва и оживить героя

Физкультминутка для глаз

Пишем глазами буквы, которые соответствуют звукам [а], [р], [ж], [в], [у].



3) Работа со стихотворением Олега Сердобольского «Удав»

Учитель: На с.47 найдите и внимательно послушайте стихотворение Олега Сердобольского «Удав».

Учитель: Прочитайте его так, чтобы ваши одноклассники поняли, что удав – очень длинный. (Дети читают стихотворение)

Учитель: Объясните, как в стихотворении поэт передаёт длину удава.

Дети: Автор все время повторяет слово «длится» и долго тянет звук [о] в слове «очень».

4) Работа со стихотворением Виктора Лунина «Ластик»

Учитель: Прочитайте стихотворение Виктора Лунина «Ластик». (Читают вслух хорошо читающие дети)

Учитель: Как вы понимаете, что означают слова «ластится», «льнёт», «липнет»?

Ластится - проявлять лаской нежность, любовь к кому-нибудь,

Льнёт - липнуть, приставать, прилегать вплоть, прилипать,

Липнуть - пристать, прилепиться, повиснуть на чем-либо клейком, липком.

Учитель: Почему ласковый ластик ничего после себя не оставляет?

Дети: Он липнет к словам, предложениям, к строчке, стирая их собой и не оставляет от них следа.

Учитель: Объясните, какой же получился у поэта ластик?

Дети: Ластик ласковый, приставучий, любящий свое дело.

7. Итог урока

Учитель: Молодцы! В заключение нашего урока я предлагаю вам продолжить фразы:


Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я умею…


8. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков. (Дети рисуют кружочек на полях тетради)


Урок полезен, все понятно. (Красный)

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. (Желтый)

Ещё придется потрудиться. (Зеленый)

Да, трудно все-таки учиться. (Синий)


Учитель: Спасибо за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как можно играть звуками

Автор: Сухарь Юлия Петровна

Дата: 06.06.2023

Номер свидетельства: 633213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "презентация конспекта урока по грамоте "Почему дети любят играть? Звук(и) и буква И,и."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_konspiekta_uroka_po_ghramotie_pochiemu_dieti_liubiat_ighrat_zvuk"
    ["file_id"] => string(6) "358285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479018722"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Весело играем -звук "Р" закрепляем. "
    ["seo_title"] => string(38) "viesielo-ighraiem-zvuk-r-zakriepliaiem"
    ["file_id"] => string(6) "227050"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440588860"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Родной русский язык"
    ["seo_title"] => string(20) "rodnoi_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "604054"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1648972478"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Использование дидактических игр на занятиях обучения грамоте"
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiedidaktichieskikhighrnazaniatiiakhobuchieniiaghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "280783"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453424498"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С ( в помощь логопеду)"
    ["seo_title"] => string(80) "ighrovyie_priiemy_pri_avtomatizatsii_zvukov_na_primierie_zvuka_s_v_pomoshch_logh"
    ["file_id"] => string(6) "362772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480169503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства