В статье даны виды дидактических игр, которые способствуют развитию фонематического слуха у младших школьников.
Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:
- фонетические;
- графические;
- грамматические;
- игры, развивающие связную устную речь.
В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:
1) Установление изучаемого звука в словах, определение места звука.
2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции.
3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).
5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:
- фонетические;
- графические;
- грамматические;
- игры, развивающие связную устную речь.
В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:
1) Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).
2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции (Ра-, -ма, По-, -ра, Ра-, -на, Ко-, Ра-).
3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).
5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:
- фонетические;
- графические;
- грамматические;
- игры, развивающие связную устную речь.
В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:
1) Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).
2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции (Ра-, -ма, По-, -ра, Ра-, -на, Ко-, Ра-).
3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).
5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:
- фонетические;
- графические;
- грамматические;
- игры, развивающие связную устную речь.
В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:
1) Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).
2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции (Ра-, -ма, По-, -ра, Ра-, -на, Ко-, Ра-).
3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).
5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.