kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дидактических игр на занятиях обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны виды дидактических игр, которые способствуют развитию фонематического слуха у младших школьников.

Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:

- фонетические;

- графические;

- грамматические;

- игры, развивающие связную устную речь.

В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:

1) Установление изучаемого звука в словах, определение места звука.

2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции.

3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).

5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:

- фонетические;

- графические;

- грамматические;

- игры, развивающие связную устную речь.

В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:

1) Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).

2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции (Ра-, -ма, По-, -ра, Ра-, -на, Ко-, Ра-).

3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).

5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:

- фонетические;

- графические;

- грамматические;

- игры, развивающие связную устную речь.

В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:

1) Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).

2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции (Ра-, -ма, По-, -ра, Ра-, -на, Ко-, Ра-).

3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).

5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:

- фонетические;

- графические;

- грамматические;

- игры, развивающие связную устную речь.

В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:

1) Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).

2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции (Ра-, -ма, По-, -ра, Ра-, -на, Ко-, Ра-).

3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).

5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр на занятиях обучения грамоте»

Использование дидактических игр на занятиях обучения грамоте

Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, вероятно, потому, что игра – это целостное состояние души. А еще это уникальное, сказочное, фантазийное пространство, обладающее огромным потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее. В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущей деятельностью, и значит, именно в игре ребенок приобретает знания, у него формируются необходимые умения. Руководство детскими дидактическими играми имеет целью установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка. Посредством игры в ребенке формируются физические и психологические качества, необходимые для будущего деятеля и работника.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо), все дидактические игры можно отнести к четырем группам:

- фонетические;

- графические;

- грамматические;

- игры, развивающие связную устную речь.

В процессе формирования фонематического слуха у детей ставятся следующие задачи дидактических игр:

1) Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).

2) Подбор слов на заданный слог в определенной позиции (Ра-, -ма, По-, -ра, Ра-, -на, Ко-, Ра-).

3) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

4) Нахождение пары букв. (Игра “Живые буквы”: детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог – по опорной согласной или гласной).

5) Составление слогов по картинкам с выделением первых, последних звуков, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам ([т], [о]), придумывают слова с данным слогом: «то-пор», «то-варищ». Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог «от»). Дети вспоминают слова с этим слогом: «от-вет», «от-дых» – в начале слова; «кот», «пот» – в конце слова.

Далее на наших занятиях проводится работа со словом. Дети знакомятся с понятием “слово”, получают представления о том, что слова бывают короткие и длинные. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы: у, и, к, в, с.

Для уяснения лексического значения слова даются следующие задания.

1) Подбор нужного слова к смысловому ряду (по опорным признакам – «пушистая, рыжая, хитрая... (лиса)»).

2) Классификация: «Какое слово лишнее и почему? (лето, осень, неделя)».

3) Добавление нужного слова: «Пальто, шапка, шарф, ...».

4) Обобщение понятия: «Стол, стул, шкаф – это ...».

При изучении понятий «слог», «ударение» используются:

1) Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога, простукивание двух слогов с выделением ударного слога. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: «весна – зима, лето – осень».

2) Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами: ааа, оооо и др.

3) Составление слова из данных слогов (слоги даются врассыпную).

4) Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.

5) Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

6) Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора – кора – нора – гора.

7) Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

8) Игра “Кто быстрее, кто больше?”. Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

9) Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

10) Подбор синонимов (труд – работа), антонимов (день – ночь, высокий – низкий, далеко – близко, бежать – ходить), амонимов (лисичка – гриб, лисичка – животное).

11) Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнения, такие как “На что похожа буква”, “Учимся играя”, “Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)”, “Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)”. Чтобы дети лучше запоминали букву, можно предложить им пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, «ж» получается из «к» и «ф», «г» – из «р» и «т»). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”.

“Звуковые” игры (“Кто внимательнее?” – на выделение и определение звука, “Кто больше?” – на составление слова с изученным звуком, и мн. др.) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

В играх типа “Доскажи словечко” малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх “Том – Тим”, “Камень – Вата” дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, умения правильно произносить каждый звук в слове помогают скороговорки. Заучивая их, дети проговаривают их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну – две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки о приключениях букв, а также сочинять свои. Сказочная форма позволяет вводить детей в необычные сказочные ситуации, где педагог может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи. Например, при изучении буквы А – Айболит, Б – Белоснежка, В – Вини-Пух, Г – Гномики, или Веселые человечки: Петрушка – умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй и сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует способность к оцениванию (хитрый, глупый, жадный и т.п.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование дидактических игр на занятиях обучения грамоте

Автор: Бушуева Елена Георгиевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "конспект занятия по грамоте с использованием нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе "Лесная школа""
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-zaniatiia-po-ghramotie-s-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "308550"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458616165"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Брошюра "Дидактические игры на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(64) "broshiura_didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "406153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491223737"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Развитие учебной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями через дидактические игры."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_uchebnoi_deiatelnosti_u_detei_s_intellektualnymi_narusheniiami_cherez_d"
    ["file_id"] => string(6) "482480"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540793836"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_vospitatieliei_po_tiemie_razvitiie_riechi_doshkol_nikov_s_po"
    ["file_id"] => string(6) "433905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508696154"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Консультация "Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_ispolzovanie_didakticheskogo_sinkveina_v_logopedicheskoi_rabote_s_"
    ["file_id"] => string(6) "499487"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549973892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства