Середина урока | – Как называли людей в древности, которые наблюдали за небесными светилами? (Их называли звездочетами.) – Для чего они вели свои наблюдения? (Предсказывали по звездам, луне.) – Как они наблюдали за небом? Как это у них получалось? Что они видели в небе? – Что придумали астрономы, чтоб наблюдать за небом? (Телескоп.) – Замечали ли вы, каким бывает в темноте зеленый кошачий глаз? Ночью зрачок у кошки огромный, куда больше, чем днем. А у совы зрачки ночью и вовсе, словно два блюдца. Так уж устроен зрачок у животных: чем слабее освещение, тем шире раскрывается зрачок. Он расширяется, чтобы уловить больше света. И тогда животные видят дальше и лучше. Значит, все дело в том, чтобы собрать больше света. Стали думать астрономы, как же это сделать. И придумали подзорную трубу, которую зовут «телескоп». У телескопа – большой стеклянный глаз, тем больше он улавливает света. Глядя в телескоп, астрономы узнавали о светилах – небесных телах, которые не видны простым глазом. Телескоп помог астрономам понять, что же представляет собой во Вселенной наша Земля. В горах Кавказа наши астрономы установили самый большой телескоп мира. Чтобы обхватить трубу этого великана, должны взяться за руки десять взрослых. – Что еще могут рассказать нам звезды и планеты? Физкультминутка Учитель произносит слова и показывает движения, дети повторяют их вслед за учителем. Две птички Летели две птички (взмахи руками), Собой невелички (опускаются к полу, руки прижимают, машут ладошками). Как они летели (руки в стороны, изображают взмахи), Все люди глядели (поднимают голову вверх, ладони держат козырьком Как они садились (приседают), Все люди дивились (мимика удивления). – Зачем надо изучать небо? Календарь. Представьте разные варианты календарей. Можно раздать их группам. Покажите, что на многих современных календарях указаны праздничные даты, дни затмения, время восхода и захода солнца. Еще раз вернитесь к вопросу о том, для чего нужны были календари в древности. (Что бы подготовиться к важным событиям жизни, сбору и посадке урожая, ежегодному разливу рек и т. д.). Уточните, были ли древние календари похожи на современные. Покажите рисунки древних календарей, предложите сравнить, найти сходства и отличия. (В центре первых календарей изображено Солнце или Луна, месяцы изображены по кругу. На всех календарях отмечались даты, месяцы. Каждый месяц имел свой символ и название.) Изучение космоса. При выполнении данного задания спросите: Как обычно мы изучаем что-либо неизвестное? (Трогаем, рассматриваем, пробуем на язык, нюхаем, слушаем и т. д.) Как человек изучает небесные тела? (Наблюдает за ними.) Почему? (Они очень далеко; вблизи они большие; не ко всем можно приблизиться, например, Солнце — это раскаленный шар.) | Рабочая тетрадь: Рабочий лист 33 "Как люди изучали космос", с. 35. Рабочий лист 34 "Шифровка", с. 36 Ресурсы: разные варианты календарей: настенный, настольный, перекидной и т. д.; рисунки первых календарей. Интернет-ресурсы: видео, как можно ориентироваться по звездам и Луне. |
Конец урока | Исследуй. Разделите класс на группы примерно по шесть-восемь человек, при этом следует учесть способности учащихся, их возможности. Для выполнения задания потребуются листы формата А4 (для детей, которые работают медленнее остальных, заранее заполните листы списком астрономических открытий, совершенных в древности), краски, цветные карандаши. Школьники смогут вписать в листы названия данных астрономических открытий. Один лист — одна запись. Каждое открытие учащиеся смогут проиллюстрировать. Далее открытия (листы) ученики смогут расположить в хронологически верном порядке и пронумеровать их. В группах школьники смогут продумать, как каждое открытие представить в виде пантомимы, ролевой постановки. Каждая группа сможет показать свой вариант. | |
Дополнительные задания Расшифруй слово. Учащиеся смогут расшифровать словосочетание "солнечные часы", пользуясь кодом.
| Школьники знают, что основной метод получения информации в астрономии — наблюдение; понимают, какие открытия были совершены с его помощью. Открытия. Учащиеся смогут подписать рисунки, изображающие первые астрономические открытия, пронумеровать их в определенной последовательности. В ходе работы уточняйте, почему они выбрали именно такой порядок, выслушивайте аргументы. Возможные ответы По порядку расположения рисунков: Созвездия. Смена дня и ночи. 1. Видимый суточный путь Солнца. Так как точную хронологию установить сложно, то возможны варианты, например: 2 — 4 — 1 — 5 — 3;4 — 2 — 1 — 5 — 3. Важно, чтобы солнечный календарь был последним (он не может быть первым), гномон (солнечные часы) — только после видимого суточного пути Солнца. | Физкультминутка Учитель произносит слова и показывает движения, дети повторяют их вслед за учителем. Две птички Летели две птички (взмахи руками), Собой невелички (опускаются к полу, руки прижимают, машут ладошками). Как они летели (руки в стороны, изображают взмахи), Все люди глядели (поднимают голову вверх, ладони держат козырьком Как они садились (приседают), Все люди дивились (мимика удивления). |