Тема: Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение
Цель:
– развитие умений находить орфограммы по опознавательным признакам, писать слова с изученными орфограммами и графически их обозначать.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Проверка домашнего задания.
1. Два ученика, выполнявшие задание по составлению схем-признаков для нахождения орфограмм, изображают свои варианты схем на доске. Ученики выбирают лучший вариант и записывают схему в тетрадь.
2. Взаимодиктант. Ученики работают в парах, диктуя друг другу слова, которые подбирали для самодиктанта. Взаимопроверка.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Из рассыпанных слогов в упр. 13 (эти слоги учитель может развесить на магнитах на доске) ученики составляют слова. (Пищат, стучат, шуплый, шишки, житель, щи.)
На основе наблюдений над словами ученики должны сформулировать тему урока.
– Что общего у всех записанных слов? (Есть признак – шипящий, по которому можно обнаружить орфограмму-букву гласного после него.)
– Сформулируйте тему урока-повторения. (Орфограммы-буквы гласных после шипящих.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
Работа по учебнику
• Упр. 13 – развивается умение обозначать орфограммы на письме, применять изученные правила написания букв гласных после шипящих.
Этапы работы:
1) проговаривание первого записанного слова (пищат: в этом слове есть звук [щ'] перед гласным, значит, на письме нужно применять правило …, подчёркиваем букву гласного одной чертой; также есть гласный звук в безударном положении в корне слова, применяем правило., подчёркиваем орфограмму-букву проверяемого безударного гласного в корне слова);
2) устное составление предложений с записанными словами;
3) запись одного самого интересного предложения.
– Чем мы будем пользоваться при записи – законами языка или правилами письма? (Правилами письма.)
• Упр. 14 – развивается умение самостоятельно находить в предложении слова с орфограммами-буквами гласных после шипящих, а также орфограмму в буквосочетании с шипящим (чн).
Звуко-буквенный анализ слова вечный выполняется под руководством учителя, запись по образцу в упражнении.
Методическая рекомендация: материал этого упражнения можно использовать для работы над произносительными нормами. Необходимо обратить внимание на расхождение написания и произношения слов что, чтобы, а также слова ничего. Написание и произношение этих слов нужно запомнить.
• Работа с таблицей буквосочетаний (с. 22).
– Прочитайте буквосочетания. Что вы знаете об их правописании в словах?
– На какие две группы их можно разделить? (Буквы и, у, а после шипящих и буквосочетания, в которых не пишется ь.)
– Почему надо запомнить сочетания чк, чн, щн? (Звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие, после них мягкий знак не пишется.)
– Запишите слово с каждым сочетанием.
• Упр. 15. Осложнённое выборочное списывание с предварительным объяснением написаний.
Образец записи:
Хороши, на речке, камыши, опущу, прополощу, ежи, свечу,
лампочку, включу.
Все согласные звуки твёрдые в словах хороши, камыши.
– Составьте предложение, в котором все согласные звуки твёрдые.
(Например: Кот спрыгнул с крыши.)
– Какие ещё знакомые орфограммы есть в записанных словах?
(Проверяемые и непроверяемые буквы гласных в корне слова.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? (Составить предложение.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Какие виды орфограмм мы повторили на уроке? Уточните тему, названную в начале урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Упр. 3, с. 36.