kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Изучение нумерации двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд »

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~ ~~ ТЕМА: «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Цели:
Образовательные:
- изучение нумерации двузначных чисел;
- сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток; сформировать способность к записи, сравнению, сложению и вычитанию двузначных чисел, изображению двузначных чисел точками числового отрезка;
- формировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в дм и см;
- фиксация плана действий при решении текстовых задач;
- закрепить навыки действий с круглыми числами.
Развивающие:
- развитие  умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развитие сообразительности, мышления, произвольного внимания, памяти;
- развитие умения  рассуждать при решении логических задач;
Воспитательные:
- создание у учащихся положительной мотивации к урокам математики путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитание потребности оценивать свою деятельность.
Оборудование:
- листы с рабочими материалами для учащихся;
- плакаты с цифровыми квадратами;
-  плакаты с задачами и схемами;
- плакат «Путаница»;
- плакат с цифрами;
- плакат с 32 фигурами;
- дидактическое пособие «Треугольники и точки».

                                        Ход урока
I. Организационный момент. 
Создание положительного эмоционального фона.
   Самоопределение к деятельности.
– Зашифруйте слов
С  И  Р  У  Л  Т  З  А  Б
1       2      3      4      5       6     7      8      9
АРБУЗ –
СТУЛ  –
ЗУБ     –
БАЗАР  –
БЛУЗА –
ЛИСТ –
ТАЗ  –
САЛАТ  –

II. Актуализация знаний.
1. Счет десятками (от 10 до 100).  
Издавна люди считали по пальцам. На двух руках – десять пальцев, поэтому при укрупнении единиц счёта общепринятой счётной единицей стал десяток. Хотя есть и сейчас на земле племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа 5 они говорят «рука», десять – две «руки», а двадцать ¬-  «весь человек» - тут уж присчитываются и пальцы ног.
Давным-давно числа записывались по-другому. (плакат) В Египте, например, числа первого десятка обозначались количеством палочек: 3 – |||, число 5 – |||||, а число 10 – подковой. 
Греки и славяне цифры обозначали буквами, но, чтобы не путать их с обычными буквами, над ними ставили специальный знак. (Плакат)
Запись числа несколькими цифрами была принята в Индии, потом её переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем наши цифры арабскими.

– Откройте тетради, запишите решение.
1. Запишите сумму и разность 7 и 3. На сколько сумма больше разности?
2. В букете 5 жёлтых и 8 белых роз. На сколько жёлтых роз меньше, чем белых?
3. В очереди на приём к доктору Айболиту сидят 6 больных. Сначала доктор вызвал в кабинет тех, у кого очень болели зубы. 3-ий и 5-ый больные пошли в кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди?
4. Мама испекла пироги. Она дала сыну 3 пирога, а дочке на 2 больше. Сколько пирогов мама испекла?
5. В школьном саду росли деревья: 8 яблонь и 14 груш. Сколько килограммов всего яблок и груш собрали школьники с деревьев осенью? (решить нельзя, это неправильная задача).
6. Сосчитайте и запишите, сколько здесь предметов? «Путаница» (плакат)

– Сколько всего двузначных чисел, оканчивающихся нулём, можно записать? Запишите.

III. Постановка проблемы. Открытие детьми нового знания.
– Подсчитайте число предметов, выделяя десятки.
(42 тетради, 56 палочек в связке, 35 фигур, нарисованных на плакате)
– Несколько единичных предметов остаётся – в таких случаях число выражается в десятках и единицах.
–Давайте придумаем графическое изображение таких чисел.
35 фигур = 3 д 5 е  =  ???•••••
?– ДЕСЯТКИ           ••••• – ЕДИНИЦЫ  (таблицы)

– Найдите сумму чисел 3 д 3 е и 1 д 5 е (с предметными моделями).
Вывод: чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.  
– Найдите разность чисел 5 д 7 е и 2 д 2 е (с предметными моделями).
Вывод: чтобы вычесть числа, выраженные в десятках и единицах, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц единицы.
?V. Первичное закрепление знаний.
1. Работа с учебником.
Задание №3, страница 55.
– Сосчитайте, запишите ответ в учебнике. Сделайте вывод.
 (учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи)
Задание №6.
– Внимательно посмотрите на задание в № 6.
– Какой компонент нужно найти под буквой а)?
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как найти неизвестное вычитаемое?
Психогимнастика.
 Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,
Указательного – улучшает работу желудка,
Среднего – кишечника и позвоночника,
Безымянного – печени,
Мизинец помогает работе сердца.
Встряхните руки, словно сбрасываете капельки воды.
(то же самое делайте дома со стопами ног).
2. Решение проблемной ситуации.
– Внимательно прочтите задачу и сравните с рисунком на плакате. (Плакат с рисунком и условие задачи разного содержания.) Про этих ли воробьёв задача? Составьте задачу по картине. Устно решите её.
– Теперь задачу, записанную на доске,  решите в тетради по плану:
1) Нарисуйте схему.
2) Запишите краткую запись.
3) Решите задачу.
На одном дереве 7 воробьёв, а на другом на 3 воробья больше. Сколько воробьёв на двух деревьях?

      1 вариант                                                                                  II вариант

1) 7+3=10 (в.) – на II дереве.
2) 10+7 = 17 (в.)
Ответ: 17 воробьев всего.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
 Задания:№2, страница 54, №5 (а,б), страница 55.
 Самопроверка и выводы на основе опорного сигнала
 ??•??•••????•

      2 д 1 е + 1 д 3 е = 3 д 4 е
2 дм 1см + 1дм 3см = 3 дм 4см

Чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
???•••••???•??••••

 3 д 5 е – 2 д 1 е = 1 д 4 е
3 дм 5 см – 2 дм 1 см = 1 дм 4 см

Чтобы вычесть числа, выраженные в десятках и единицах, можно из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.

4. Логические задачи. Включение в систему знаний и повторение.
– Используя суммы рядов и колонок, которые указаны справа и внизу, попытайтесь найти значения  А, Б, В, Г.
А В 3                                       3 А=__
Б Б 6                                       4  В=__
Б В 4                                        4 А=__
А Г 6   6 Б
 V. Рефлексия деятельности.
– Что  порадовало на уроке?
– Что заинтересовало?
– Что показалось трудным?
– Над чем ещё придётся поработать дома?
    V?. Инструктаж по домашнему заданию. № 1,5 (г), стр. 55

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Изучение нумерации двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд » »

ТЕМА: «Изучение нумерации двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд »


Цели:

Образовательные:

  • изучение нумерации двузначных чисел;

  • сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток; сформировать способность к записи, сравнению, сложению и вычитанию двузначных чисел, изображению двузначных чисел точками числового отрезка;

  • формировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в дм и см;

  • фиксация плана действий при решении текстовых задач;

  • закрепить навыки действий с круглыми числами.

Развивающие:

  • развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

  • развитие сообразительности, мышления, произвольного внимания, памяти;

  • развитие умения рассуждать при решении логических задач;

Воспитательные:

  • создание у учащихся положительной мотивации к урокам математики путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитание потребности оценивать свою деятельность.

Оборудование:

  • листы с рабочими материалами для учащихся;

  • плакаты с цифровыми квадратами;

  • плакаты с задачами и схемами;

  • плакат «Путаница»;

  • плакат с цифрами;

  • плакат с 32 фигурами;

  • дидактическое пособие «Треугольники и точки».


Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона.

Самоопределение к деятельности.

Зашифруйте слов

С И Р У Л Т З А Б

1 2 3 4 5 6 7 8 9

АРБУЗ –

СТУЛ –

ЗУБ –

БАЗАР –

БЛУЗА –

ЛИСТ –

ТАЗ –

САЛАТ –


II. Актуализация знаний.

  1. Счет десятками (от 10 до 100).

Издавна люди считали по пальцам. На двух руках – десять пальцев, поэтому при укрупнении единиц счёта общепринятой счётной единицей стал десяток. Хотя есть и сейчас на земле племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа 5 они говорят «рука», десять – две «руки», а двадцать ­- «весь человек» - тут уж присчитываются и пальцы ног.

Давным-давно числа записывались по-другому. (плакат) В Египте, например, числа первого десятка обозначались количеством палочек: 3 – |||, число 5 – |||||, а число 10 – подковой.

Греки и славяне цифры обозначали буквами, но, чтобы не путать их с обычными буквами, над ними ставили специальный знак.

Запись числа несколькими цифрами была принята в Индии, потом её переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем наши цифры арабскими.


– Откройте тетради, запишите решение.

  1. Запишите сумму и разность 7 и 3. На сколько сумма больше разности?

2. В букете 5 жёлтых и 8 белых роз. На сколько жёлтых роз меньше, чем белых?

3. В очереди на приём к доктору Айболиту сидят 6 больных. Сначала доктор вызвал в кабинет тех, у кого очень болели зубы. 3-ий и 5-ый больные пошли в кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди?

4. Мама испекла пироги. Она дала сыну 3 пирога, а дочке на 2 больше. Сколько пирогов мама испекла?

5. В школьном саду росли деревья: 8 яблонь и 14 груш. Сколько килограммов всего яблок и груш собрали школьники с деревьев осенью? (решить нельзя, это неправильная задача).

6. Сосчитайте и запишите, сколько здесь предметов? «Путаница» (плакат)




– Сколько всего двузначных чисел, оканчивающихся нулём, можно записать? Запишите.


III. Постановка проблемы. Открытие детьми нового знания.

– Подсчитайте число предметов, выделяя десятки.

(42 тетради, 56 палочек в связке, 35 фигур, нарисованных на плакате)

– Несколько единичных предметов остаётся – в таких случаях число выражается в десятках и единицах.

–Давайте придумаем графическое изображение таких чисел.

35 фигур = 3 д 5 е = 

– ДЕСЯТКИ  – ЕДИНИЦЫ


– Найдите сумму чисел 3 д 3 е и 1 д 5 е (с предметными моделями).

Вывод: чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.

– Найдите разность чисел 5 д 7 е и 2 д 2 е (с предметными моделями).

Вывод: чтобы вычесть числа, выраженные в десятках и единицах, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц единицы.

V. Первичное закрепление знаний.

1. Работа с учебником.

Задание №3, страница 55.

– Сосчитайте, запишите ответ в учебнике. Сделайте вывод.

(учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи)

Задание №6.

– Внимательно посмотрите на задание в № 6.

– Какой компонент нужно найти под буквой а)?

– Как найти неизвестное слагаемое?

– Как найти неизвестное вычитаемое?

Психогимнастика.

Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.

Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,

Указательного – улучшает работу желудка,

Среднего – кишечника и позвоночника,

Безымянного – печени,

Мизинец помогает работе сердца.

Встряхните руки, словно сбрасываете капельки воды.

(то же самое делайте дома со стопами ног).

2. Решение проблемной ситуации.

– Внимательно прочтите задачу и сравните с рисунком на плакате. (Плакат с рисунком и условие задачи разного содержания.) Про этих ли воробьёв задача? Составьте задачу по картине. Устно решите её.

– Теперь задачу, записанную на доске, решите в тетради по плану:

  1. Нарисуйте схему.

  2. Запишите краткую запись.

  3. Решите задачу.

На одном дереве 7 воробьёв, а на другом на 3 воробья больше. Сколько воробьёв на двух деревьях?

I вариант

II вариант



?в.

 Д. – 7в.

 Д. - ? в., на 3в. больше


  1. 7+3=10 (в.) – на II дереве.

  2. 10+7 = 17 (в.)

Ответ: 17 воробьев всего.


3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Задания:№2, страница 54, №5 (а,б), страница 55.

Самопроверка и выводы на основе опорного сигнала






2 д 1 е + 1 д 3 е = 3 д 4 е

2 дм 1см + 1дм 3см = 3 дм 4см


Чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.






3 д 5 е – 2 д 1 е = 1 д 4 е

3 дм 5 см – 2 дм 1 см = 1 дм 4 см


Чтобы вычесть числа, выраженные в десятках и единицах, можно из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.


4. Логические задачи. Включение в систему знаний и повторение.

– Используя суммы рядов и колонок, которые указаны справа и внизу, попытайтесь найти значения А, Б, В, Г.

А

В

3



3

А=__

Б

Б

6



6

Б=__

5

4


5

4


В=__

Б

В

4



4

А=__

А

Г

6



6

Б=__

3

7


3

7


В=__







Г=__

А

Б

5



5

А=__

В

В

6



6

Б=__

4

7


4

7


В=__



V. Рефлексия деятельности.

– Что порадовало на уроке?

– Что заинтересовало?

– Что показалось трудным?

– Над чем ещё придётся поработать дома?

V. Инструктаж по домашнему заданию. № 1,5 (г), стр. 55




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Машистова Анастасия Анатольевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "«Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд» "
    ["seo_title"] => string(80) "slozhieniie-i-vychitaniie-dvuznachnykh-chisiel-biez-pieriekhoda-chieriez-razriad"
    ["file_id"] => string(6) "125706"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415034341"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "нумерация чисел от 21 до 100 "
    ["seo_title"] => string(33) "numieratsiia-chisiel-ot-21-do-100"
    ["file_id"] => string(6) "137986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417455708"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Тестовые проверочные задания по теме "Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20""
    ["seo_title"] => string(80) "testovye_proverochnye_zadaniia_po_teme_metodika_izucheniia_slozheniia_i_vychitan"
    ["file_id"] => string(6) "617223"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1668277777"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Тестовые проверочные задания по теме "Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 100""
    ["seo_title"] => string(80) "testovye_proverochnye_zadaniia_po_teme_metodika_izucheniia_slozheniia_i_vychit_1"
    ["file_id"] => string(6) "617225"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1668278296"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Тест по теме "Методика изучения нумерации чисел от 1 до 100""
    ["seo_title"] => string(62) "test_po_teme_metodika_izucheniia_numeratsii_chisel_ot_1_do_100"
    ["file_id"] => string(6) "617218"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1668275562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства