Просмотр содержимого документа
«Изменения в жизни домашних животных. Труд людей осенью.»
Человек и мир
Класс: 1 «В»
ТЕМА: Изменения в жизни домашних животных. Труд людей осенью.
Цель: знакомство с изменениями в жизни домашних животных осенью.
Задачи: расширить представления учащихся о домашних животных; показать, как изменения в неживой природе осенью влияют на жизнь домашних животных; содействовать формированию заботливого отношения«четвероногим друзьям», осознанию ответственности человека за их судьбу.
Оборудование: иллюстрации с изображением диких и домашних животных, труда людей в полях и на животноводческих фермах осенью и в другое время года.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Игра «Узнай животное по описанию».
1. Маленькая рыженькая красавица любит орешки, семена шишек сосны или ели.
2. Красивая крупная белая птица с черными крыльями, строит гнезда рядом с жильем человека на деревьях, столбах.
3. С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом.
4. Большой и сильный хозяин леса готовится к зиме — запасает жир под густой и теплой «шубой», готовит берлогу.
5. Дает человеку молоко, из которого делают творожок, сметану и другие ценные молочные продукты.
(На доску вывешиваются картинки с изображением угаданных животных: белка, аист, свинья, медведь, корова.)
Учитель:- Разделите изображенных на рисунках животных на 2 группы дикие и домашние.
— Почему мы корову, свинью и так далее относим к домашним животным, а волка, белку, ежа — к диким?
III. Сообщение темы урока.
Учитель:— Сегодня мы с вами отправимся погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Федора. Хотела ли мама дяди Федора иметь домашних животных? Какая польза была от кота Матроскина? От собаки Шарика? От коровы? А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?
IV. Работа над новым материалом.
— Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательств съедобных растений и плодов. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детенышей и приносили их домой. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку. Человек стал специально разводить прирученных животных. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви.
Люди вывели более 300 видов собак. И все они происходят от одногопредка — волка. Крупные и сильные овчарки — отличные служебные собаки. Собаки-проводники помогают слепым. Ньюфаудленды, или водолазы, черные лохматые гиганты на толстых лапах, хорошо плавают и ныряют, их учат спасать утопающих. Собаки — очень умные животные: они легко поддаются дрессировке. Могут преодолеть сотни километров, чтобы вернуться к своему хозяину. У собак отличная память. Рассказывают, что одна пограничная собака через 20 лет опознала и загрызла шпиона, который убил ее первого хозяина.
Тело и повадки говорят о том, что коты — хищные животные. Острые когти, втягиваются в подушечки лап, поэтому у них бесшумная походка. У котов отличный слух и хорошее зрение. Своих детёнышей кошка вскармливает молоком. Она заботливая мать. Может вскармливать и чужих детенышей — щенков и даже мышей. Когда люди вселяются в новый дом, первой туда пускают кошку.
Знаменитые коты.
* Кошка Виски с английского корабля знаменита тем, что проспала все 9 часов боя с немецким кораблем.
* Кошка Таузер в течение 24 лет служила на заводе по производству виски. За время службы поймала 30 тысяч мышей и крыс. Внесена в Книгу рекордов Гиннеса.
* Кот Чума сбежал в Одессе с корабля и через 7 месяцев появился на борту этого корабля в Мурманске.
— Какую пользу приносят домашние животные? (Ответы.) Далее учитель может рассказать о том, какую пользу приносят домашние животные (например, лошадь используют как тягловую силу, езду верхом (в старину до 300 км в день); мясо, молоко — кумыс (лечебное) и т. д.)
— Чем питаются летом домашние животные? (Корова, лошади, козы, а также частично свиньи и кролики — травой; утки, гуси - водорослями, травой, зерном; куры, индюки — травой, насекомыми, зерном.)
- Что изменяется с приходом осени в питании домашних животных?(К осени трава выгорает, животным не хватает корма.) А как люди заботятся о домашних животных? (Люди заранее заготавливают корма на зиму.)
- Где живут домашние животные? (В специальных помещениях, построенных людьми: скотные дворы, фермы, конюшни, свинарники, сараи, хлева.)
Игра «Покажи животное».
Учитель называет домашнее животное, а дети имитируют его повадки или подают голос.
3. Труд людей осенью.
Работа по учебнику (с. 27). По серии картинок дети составляют рассказ.
Работа над пословицей «Где дело, там и слава».
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Что нового и интересного вы узнали на уроке?