kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Изменение глаголов по временам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Изменение глаголов по временам»»















Конспект открытого урока

по русскому языку в 4 классе

по теме

«Изменение глаголов по временам»







Подготовила и провела

учитель начальных классов

Малышева Т.Н.






г. Владикавказ, 2023

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.

Задачи:

обучающая: систематизировать знания о временах глагола; способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;

воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).

коррекционно- развивающие: развивать память, внимание, речь.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование:  ноутбук, телевизор, презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием.



Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!

Поприветствуем гостей…

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи и успешности в придачу!

2.Актуализация знаний

Чистописание (вместе с учителем)

о ор фо гра м ма

- Поэтапное написание какого слова мы с вами написали?

- Что значит орфограмма? Подберите синоним к слову орфограмма.(орфографическая) (Ответы детей)

- Что может быть орфографической? (Зоркость) Что такое орфографическая зоркость? (Умение находить в словах орфограммы и определять их тип)

- Морфологический разбор слова орфографическая.

Работа со словарем

-Я называю словарные слова, вы их превращаете в неопределенную форму глаголов и записываете.

Беседовать, дежурить, завтракать, победить, работать, чувствовать.

- Подчеркните в словах орфограммы.

Под диктовку

Весеннее, серёжки, по тропинке, осветило, лёгкие, на берёзе, выглянуло, мягкие, с опушки.

-Распределите слова по типу орфограмм в 3 столбика: безударная гласная в корне, парная согласная, падежное окончание имен сущ.

-Разберите по составу слова: осветило, выглянуло, по тропинке.

-Объясните значение слов: серёжки, тропинка.

-Подберите по 1 синониму к словам: осветило, выглянуло, мягкие.

-Какой темой объединены эти слова? (Ответы детей)

Сообщение темы урока

- На экране

Мы развивали орфографическую зоркость.

Мы развиваем орфографическую зоркость.

Мы будем развивать орфографическую зоркость.


- Ребята, посмотрите внимательно на экран и прочитайте предложения.

- Для чего нужно развивать орфографическую зоркость? (Ответы детей)

Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

Что мы сейчас делаем?

(– Развиваем)

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).

– Запишите глагол в тетрадь. Выделите окончание.

(– Окончание –ем).

Что мы делали вчера?

(– Развивали).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).

– Запишите глагол. Выделите окончание.

(– Окончание – и).

Что мы будем делать завтра?

(– Будем развивать).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В будущем).

– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.

(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

- А все ли глаголы имеют три временные формы?


- Определите тему и цели урока.


Продолжим работать над большой темой «Глагол».




Тема: «Изменение глаголов по временам»

Задачи урока: выяснить все ли глаголы изменяются по временам; все ли глаголы имеют три временные формы.

-А для начала вспомним, как определить время глагола.

Задание «Оживи слово» подберите однокоренные глаголы, определи форму.(завтрак, чёрный, победа, растение, желание, учитель, беседа).

Что мы знаем о глаголе?

4.Открытие новых знаний. Исследование (работа в группах).

Раздача каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.

План работы:

    1. Прочитайте предложения.

    2. В скобках запишите вопрос к глаголу.

    3. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

    4. Запишите вывод.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи.(сейчас) глагол стоит в настоящем времени.

Рабочий лист (группа №2)

(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(вчера) глагол стоит в прошедшем времени.

Рабочий лист (группа №3)

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(завтра) глагол стоит в будущем времени.

2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

3). Отчет групп у доски.

Каждая группа в свой столбик записывает вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:

I столбик “В момент речи” (настоящее)

II столбик “До момента речи”(прошедшее)

III столбик “После момента речи” (будущее)

Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.

4). Общий вывод .

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени

(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени

(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени

(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).

Проверьте по таблице учебника (стр. 76), правы ли вы?

– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?

– Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)

– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?

– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.

– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)


- Какой вывод можно сделать? (схема составляется на доске)



5.Закрепление изученного.

- Изменить по временам глаголы упр.158 (в тетради)

6.Физкультминутка

7.Применение новых знаний.

– Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?

– Прочитайте текст на экране:

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.

– Почему вам было смешно?

– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски? Измените форму глаголов, прочитайте.

9.Работа с рубрикой «Говорите правильно»

Когда мы употребляем слово надеть, а когда одеть? (упр. 159)

Образуй от данных глаголов все временные формы.(устно)- стр. 76

Баловать (что делать?) балую, баловал, будет баловать;

11.Подведение итогов.

-Цель урока достигнута?

– Задачи урока выполнены?

Рефлексия «Микрофон»

Продолжи предложения: Я – знаю…, я – запомнил…, я смог…, я научился….


А если у кого – то что – то

не получилось – не беда.

Вы всё равно узнали что – то новое,

значит, стали умнее.

- Молодцы!

Спасибо за работу!

Д.З. упр 160.





Раздаточный материал

1

- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.

+ - уже знаю, – - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)

1.Глагол – это часть речи. ( )

2.Глагол обозначает признак предмета. ( )

3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )

4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )

5.Глаголы изменяются по числам. ( )

6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.

7.Глаголы изменяются по временам. ( )

8.Начальная форма глагола – настоящее время.

9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )


2

План работы:

    1. Прочитайте предложения.

    2. В скобках запишите вопрос к глаголу.

    3. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

    4. Запишите вывод.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи.(сейчас) глагол стоит в настоящем времени.

Рабочий лист (группа №2)

(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(вчера) глагол стоит в прошедшем времени.


Рабочий лист (группа №3)

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(завтра) глагол стоит в будущем времени.



3

Прочитайте текст

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских пугать.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Изменение глаголов по временам»

Автор: Малышева Татьяна Николаевна

Дата: 09.01.2024

Номер свидетельства: 643753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Изменение глаголов настоящего времени" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-izmienieniie-ghlagholov-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "243000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445600334"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока по русскому языку: "Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам". "
    ["seo_title"] => string(120) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-glaghol-kak-chast-riechi-znachieniie-pristavok-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "159527"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421918955"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока по русскому языку на тему " Изменение глаголов по временам" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "190257"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126628"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "191925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384368"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Мой адрес. Изменение глагола по временам" урок русского языка"
    ["seo_title"] => string(61) "moiadriesizmienieniieghlagholapovriemienamurokrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "277993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453028443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства