Просмотр содержимого документа
««Изменение глаголов по временам»»
Конспект открытого урока
по русскому языку в 4 классе
по теме
«Изменение глаголов по временам»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Малышева Т.Н.
г. Владикавказ, 2023
Тема: «Изменение глаголов по временам».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.
Задачи:
обучающая: систематизировать знания о временах глагола; способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
4.Открытие новых знаний. Исследование (работа в группах).
Раздача каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) светит. (Что … ?) Цветут кисти черемухи. Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи.(сейчас) глагол стоит в настоящем времени.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег. (Что … ?) Прилетели птицы. Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(вчера) глагол стоит в прошедшем времени.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони. Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(завтра) глагол стоит в будущем времени.
2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
3). Отчет групп у доски.
Каждая группа в свой столбик записывает вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:
I столбик “В момент речи” (настоящее)
II столбик “До момента речи”(прошедшее)
III столбик “После момента речи” (будущее)
Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.
4). Общий вывод .
– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени
(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени
(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени
(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).
Проверьте по таблице учебника (стр. 76), правы ли вы?
– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?
– Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?
– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.
– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)
- Какой вывод можно сделать? (схема составляется на доске)
5.Закрепление изученного.
- Изменить по временам глаголы упр.158 (в тетради)
6.Физкультминутка
7.Применение новых знаний.
– Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?
– Прочитайте текст на экране:
Рыженький котик сидеть на окошке И увидеть знакомую кошку. Он ей песню спеть, А потом поесть. Вот теперь сидеть И в окно глядеть. Кисонька мурлыкать, Кота к себе кликать: Пойдем, котичек, на улицу гулять, Курочек соседских пугать.
– Почему вам было смешно?
– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски? Измените форму глаголов, прочитайте.
9.Работа с рубрикой «Говорите правильно»
Когда мы употребляем слово надеть, а когда одеть? (упр. 159)
Образуй от данных глаголов все временные формы.(устно)- стр. 76
Баловать (что делать?) балую, баловал, будет баловать;
11.Подведение итогов.
-Цель урока достигнута?
– Задачи урока выполнены?
Рефлексия «Микрофон»
Продолжи предложения: Я – знаю…, я – запомнил…, я смог…, я научился….
А если у кого – то что – то
не получилось – не беда.
Вы всё равно узнали что – то новое,
значит, стали умнее.
- Молодцы!
Спасибо за работу!
Д.З. упр 160.
Раздаточный материал
№1
- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.
+ - уже знаю, – - думаю иначе (есть ошибка), ? - есть вопрос (не знаю)
1.Глагол – это часть речи. ( )
2.Глагол обозначает признак предмета. ( )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5.Глаголы изменяются по числам. ( )
6.У глаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.
7.Глаголы изменяются по временам. ( )
8.Начальная форма глагола – настоящее время.
9.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )
№ 2
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) светит. (Что … ?) Цветут кисти черемухи. Вывод: действие происходит …в, до, после…. момент речи.(сейчас) глагол стоит в настоящем времени.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег. (Что … ?) Прилетели птицы. Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(вчера) глагол стоит в прошедшем времени.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони. Вывод: действие происходит … в, до, после … момента речи.(завтра) глагол стоит в будущем времени.
№ 3
– Прочитайте текст
Рыженький котик сидеть на окошке И увидеть знакомую кошку. Он ей песню спеть, А потом поесть. Вот теперь сидеть И в окно глядеть. Кисонька мурлыкать, Кота к себе кликать: Пойдем, котичек, на улицу гулять, Курочек соседских пугать.