kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменение глаголов по временам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;учить детей определять время глагола по вопросу; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола;продолжить работу над формированием орфографических навыков учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменение глаголов по временам»

Технологическая карта урока русского языка УМК «Школа России»

Урок русского языка в 3 «Б» классе УМК «Школа России


Тема

Изменение глаголов по временам

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;учить детей определять время глагола по вопросу; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола;продолжить работу над формированием орфографических навыков учащихся.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты
(предметные)

Научатся определять грамматический признак глагола – время; использовать специальную терминологию при определении этого признака; изменять глаголы по временам; составлять устный рассказ на определенную тему; записывать текст по памяти;, работать в паре и в группе.

Личностные результаты

Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; имеют представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – анализируют, делают вывод, умозаключения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости; анализируют и исправляют деформированный текст: изменяют, восстанавливают логику изложения

Основное содержание темы, понятия
и термины

Глагол, времена глагола, рассказ.

Образовательные
ресурсы

Учебник Канакина В. П., Щеголева Г. С. Русский язык. Рабочая тетрадь, презентация.




Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие




Эмоциональный настрой




Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята.


-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое


-А теперь проверим готовность к уроку. Что должно у вас лежать на парте? (На столах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал)

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания

Цель:закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.



Пальчиковая гимнастика








-Мы сегодня будем с вами работать на уроке, и для того, чтобы наша работа была успешной, мы сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

-Повторяем движения за мной.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - бутончик тюльпана»)

-Молодцы, вот мы с вами подготовили руку к письму.

Осуществляет подготовку руки к работе.

Повторяют движения за учителем.

Оформление рабочей страницы в тетради

-Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две строки, запишите число и классная работа.

-Какая орфограмма в слове классная (удвоенная сс)

-Какая орфограмма в слове работа? (непроверяемая безударная гласная «а» в корне слова

Контролирует оформление рабочей стр. тетради.

Оформляют тетрадь.

Написание буквосочетаний

-Посмотрите на доску, что вы видите? (буквосочетания чк, чн)

-Что вы знаете об этих буквосочетаниях? (-чк-, -чн- пишутся без мягкого знака, эти буквосочетания являются орфограммой)

-Запишите на новой рабочей строке буквосочетания –чк-, -чн- чередуя до конца рабочей строки.

-Назовите какое соединение у буквосочетания –чк-, -чн-? (верхнее соединение)

- Буквосочетания чк, чн – это орфограмма.

-А какое правило вы знаете об этих орфограммах? ( -чк-, -чн- пишется без мягкого знака)

-Предлагаю вам записать на следующей строчке слова с орфограммами чк, чн, чередуя до конца рабочей строки. (удочка, речной)

чкчн

удочка, речной

-Молоды!

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске; контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа (запись изученных словарных слов с комментированием)


- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.

- На следующей рабочей строке запишите слово «словарь» и поставьте двоеточие.

- Записывайте словарные слова в тетрадь, подчёркивая непроверяемые буквы одной чертой, ставьте ударение. (Ученики с комментированием записывают слова)

-Асейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов с помощью игры «Буквы потерялись». Вам необходимо записать словарные слова, вставив гласные: смлт, кмнт, прг,чтврг, брг)

-Какие слова вы здесь увидели? (Самолёт, комната, пирог, четверг, берег)

-Самолёт - ударение падает на 3-ий слог на гласную «ё», непроверяемая безударная гласная «а» в 1-ом слоге, и непроверяемая гласная «о» во втором слоге, их нужно запомнить.

-Комната- ударение падает на 1-ый слог на гласную «о», во втором слоге непроверяемую гласную «а» нужно запомнить.

-Пирог-ударение падает на 2-ой слог на гласную букву «о», в первом слоге непроверяемую гласную «и» нужно запомнить.

-Четверг- ударение падает на 2-ой слог на гласную букву «е», в первом слоге непроверяемую гласную «е» необходимо запомнить.

-Берег-ударение падает на 1-ый слог на гласную букву «е», во втором слоге непроверяемую гласную «е» нужно запомнить.

Определяет целевую установку, проводит орфографическую работу с изученными словарными словами.

Воспринимают учебную задачу учителя; читают словарные слова, определяют орфограмму, ставят ударение, пишут, выделяют орфограмму.


Работа с деформированным предложением (синтаксический разбор предложения)

- Составьте устно предложение с любым словом. (Ответы учащихся)

- Посмотрите на доску, можно ли эту запись назвать предложением? (нет)

На доске слова:

Скрылся, пассажирский, самолёт, снежными, за, облаками.

-Почему? (Потому что слова не несут законченную мысль)

-Составьте предложение с данных слов.

(Пассажирский самолет скрылся за снежными облаками.)

-Выделите грамматическую основу в предложении.

-О чём говорится в предложении? (О самолёте)

Самолёт - подлежащее подчёркиваем одной чертой, выражено существительным.

-Найдите сказуемое в предложении.

-Самолёт (что сделал?) скрылся.

Скрылся - сказуемое подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом.

Грамматическая основа предложения Самолёт скрылся.

(Пассажирский самолет скрылся за снежными облаками.)

-Молодцы.

Определяет учебную задачу и контролирует ее выполнение всеми учениками, проводит синтаксический разбор предложения.

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.









III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


Введение в тему урока

(на основе анализа языкового материала)

— Откройте учебник на 111 стр. Прочитайте заголовок страницы. (Времена глаголов)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (будем определять время глагола)

-Правильно. Сегодня на уроке мы научимся определять времена глаголов.

Ставит учебную задачу. Подводит к теме урока.

Воспринимают учебную задачу.

V.Основная часть

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Упр.195 на стр.111-й

-Прочитайте упр.195 на стр.111-й. Прочитайте задание. Что необходимо в нем выполнить? (прочитать)

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые проходят сейчас, в настоящее время, в данный момент? Поставьте вопросы к этим глаголам.

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли или происходили до момента речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.

В каких предложениях глаголы называют действия, которые еще не произошли, но произойдут в скором времени буду проходить? Поставьте вопрос к этим глаголам.

Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег.

Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы.

Скоро все кругом зазеленеет. Расцветет душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией.

Работа с правилом (стр.112)

- Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике ниже упражнения на странице 112-ой.

-Прочитайте правило про себя.

-Прочитайте правило вслух.

-Прочитаем правило вместе хором на счёт три. И раз, два, три…

-Как изменяются глаголы? (по временам)

-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает? Что делают?)

-А прошедшего и будущего времени? (что делал? Что сделал? И что сделает? Что сделают?)

-Что значит, глаголы в настоящем времени? (обозначают действия, которые происходят в момент речи)

-Что значит, глаголы в прошедшем времени? (обозначают действия, которые уже произошли в прошедшем времени, до момента речи)

Что значит, глаголы в будущем времени? (обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи)

-Молодцы!

Читает правило, задает вопросы, обобщает и делает выводы.

Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.


ФИЗМИНУТКА


-А теперь немного отдохнём.

-Я буду называть одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Услышав одушевлённое существительное, вы встаёте на носочки и поднимаете руки вверх, а услышав неодушевлённое, приседаете и вытягиваете руки вперёд.

-Доска, пенал, ребята, парта, мама, белка, ручка, учебник, девочка, стул.

Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости.

Выполняют упражнения для предотвращения усталости.

Упр. 197 стр.112

(коллективно, с комментированием)







-Посмотрите на следующее упражнение 197. Прочитайте задание. Что необходимо выполнить? (определить глаголы в переносном значении, определить время и число глаголов в каждом предложении, списать, вставить пропущенные буквы.)

- Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают? (перекатывается, ворчит, встряхивает, вышел, постучал, пробежал, поиграл., все эти глаголы обозначают действия предметов в настоящем прошедшем и будущем временах)

-Определите время и число глаголов каждого предложения?

-перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает (ед.число, наст. время)

-позеленеют, распустятся (мн.число, буд. время)

-вышел, постучал, пробежал, поиграл (ед.число, прош. время)

-Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы в словах.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала. Задаёт вопросы.





Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание;

Работа у доски (указание время глагола)

- Давайте проверим, как вы умеете различать глаголы по временам.

-Переверните страницу. Прочитайте упр.198 на стр.113-й.

-У доски на оценку работает Дима.

-Прочитай стихотворения.

-Какой темой их можно объединить? (Весна)

-В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Задай к ним вопросы (во втором; что сделает? –оденет, что будут делать? – играть, бегать)

-Спиши первое стихотворение и укажи время глаголов.

-Дима у доски, остальные в тетради.

Вывод: для определения времени глагола необходимо поставить подходящий вопрос.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Воспринимают задачу учителя, планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

Самостоятельное выполнение задания Упр.199 стр.113

-Посмотрите упр.199. Прочитайте сказку-загадку.

Кто я?

Вчера я был белым, гладким в хрупкой скорлупе. И молчал.

Сегодня я желтенький, пушистый. И весело попискиваю: «Пи-пи-пи!»

А завтра буду таким, про которого говорят: «Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка». Рано утром встану, закричу: «Ку-ка-ре-ку!

И солнышко взойдет.

-Кем был герой сказки? Кем стал и кем будет? (был яйцом, стал цыпленком, будет петухом)

-Объясните написание выделенных орфограмм. (гладким- правописание парной согласной «д» в корне слова, скорлупке- правописание парной ударной «п» в корне слова, молчал- безуд.гл. в корне «о» проверочное слово молча, правописание ча-ща, пушистый- правописание жи-ши, золотой- без.гл. «о» в корне слова, закричу- приставка за, без. Гл. «и » в корне, правописание чу-щу)

- Выпишите глаголы, укажите их время.

Был, молчал- прошедшее время.

Попискиваю, говорят- настоящее время.

Буду таким, встану, закричу- будущее время.

Контролирует самостоятельную работу учащихся, осуществляет проверку.

Выполняют задание, определяя число глагола.

Упр.192 стр.110

-Прочитайте упр.192 на стр.110-й.

Спишите его, подчеркните глаголы определяющие цвета окружающих предметов и определите их число.

Край неба алеет. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля.

Потемнели на полях дороги, посинел на реке лед.

Организует выполнение упражнения в учебнике, объясняет выполнение.

Воспринимают учебную задачу учителя; выполняют упражнение

Обобщающая беседа.

-Ребята, в начале урока мы с вами обозначали задачи, которые должны были выполнить на уроке. Вспомните их. Всё ли нам удалось выполнить? (Да)

-Чему научились на уроке? (научились определять время глагола).

-В каких временах могут быть глаголы? (в настоящем, прошедшем и будущем)

-Как определить время у глагола? (поставить вопрос)

-Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? (Ответы детей)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего? (Ответы детей)

– В чём испытали затруднения? (Ответы детей)

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Обобщают и систематизируют знания.

VII.Итог урока

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Домашнее задание.

Дома вам необходимо выучить правило на странице стр.112-й и выполнить упражнение 200-е на стр.114

Задает задание на дом.

Записывают задание в дневник.

Рефлексия выставление оценок.

-Я предлагаю вам сейчас оценить свою работу на уроке, кто считает, что у него сегодня все получилось на уроке и он доволен своей работой, покажите солнышко, а кто считает, что у него сегодня не всё получилось и он не доволен своей работой, покажите тучку.

- Какие затруднения у вас были на уроке?


Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения; обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты , намечают дальнейшие цели деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Изменение глаголов по временам

Автор: Супрун Наталья Григорьевна

Дата: 06.04.2022

Номер свидетельства: 604321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Изменение глаголов настоящего времени" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-izmienieniie-ghlagholov-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "243000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445600334"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока по русскому языку: "Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам". "
    ["seo_title"] => string(120) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-glaghol-kak-chast-riechi-znachieniie-pristavok-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "159527"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421918955"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока по русскому языку на тему " Изменение глаголов по временам" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "190257"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126628"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "191925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384368"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Мой адрес. Изменение глагола по временам" урок русского языка"
    ["seo_title"] => string(61) "moiadriesizmienieniieghlagholapovriemienamurokrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "277993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453028443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства