Просмотр содержимого документа
«Изложение с прогнозированием 4 класс»
Урок развития речи по русскому языку 4 класс.
Тема: Развитие речи. Изложение с прогнозированием повествовательного текста «Собака Двойка».
Цели:
1) учить писать изложение на основе прогнозирования текста; прогнозировать текст по его заголовку; предупреждать речевые ошибки;
2) развивать коммуникативно-речевые умения, направленные на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему и основную мысль, жанр и структуру текста, языковые особенности; орфографическую зоркость;
3) воспитывать интерес к изучению родного языка; к написанию изложений; аккуратность, ответственность, самостоятельность; правильную осанку во время письма; любовь и чуткое отношение к животным.
Формирование УУД:
личностные: развитие коммуникативности, гуманности, умение понимать и принимать позиции участников коммуникации, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, развитие сотрудничества;
метапредметные: обучение воспроизведению содержания близко к тексту с опорой на план с сохранением словесных находок автора, развитие основных видов речевой деятельности: слушание и чтение (восприятие, понимание смысла); говорение и письмо (создание речи, передача смысла);
регулятивные: развитие мотивации: желание научиться читать, что-то конкретно узнать из текста, понять, о чём в нем говорится, получить удовольствие от чтения, учитьсмысловой обработке текста: размётка текста, выделение главных мыслей, выделение ключевых и эмоционально-оценочных слов, определение смысла поступков героев, выделение главной мысли, осмысление личностного отношения к событиям, воссоздание содержание текста с опорой на словесную картину (во внутренней речи, словесное воспроизведение).
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Актуализация опорных знаний.
I. Организация внимания. Введение в тему. Актуализация знаний учащихся, необходимых для написания изложения.
Знакомство с ходом урока:
(обучение добывания информации из текста по ориентировочным основам,
групповая работа с текстом,
самостоятельная запись текста)
-Что такое изложение?
-Что такое текст?
_Какие виды текстов вы знаете?
-Что такое тема текста?
-Что такое основная мысль текста?Какие части текста знаете?
Учащиеся слушают и запоминают.
Дети предлагают варианты ответов на поставленные вопросы
Регулятивные УУД (самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать свои действия)
Познавательные УУД
(анализировать, сравнивать полученные знания, самостоятельно делать выводы)
Познавательные УУД(сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников)
Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
Учитель диктует число, изложение, проверяет записи учеников.
Учащиеся записывают число, изложение.
2.Работа с заголовком. Прогнозирование текста по заголовку.
_Текст, по которому мы будем писать изложение, называется «Собака Двойка»
Как вы думаете, о чем этот текст?
-О ком здесь рассказывается?
-Что могло произойти?
-Как вы думаете, к какому виду относится этот текст?
-Как может начаться этот текст?
-Как может закончиться?
Дети предлагают свои варианты, опираясь на личный жизненный опыт. Принимаются все варианты.
Регулятивные УУД (самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать свои действия)
Познавательные УУД
(анализировать, сравнивать полученные знания, самостоятельно делать выводы, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, выбирать наиболее эффективный способ решения задач, исходя из конкретных условий)
Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
2.Актуализация новых знаний.
1. Пошаговое прогнозирование текста. Составление примерного плана для пересказа текста.
Чтение текста изложения учителем по фрагментам.
-Сейчас я буду читать текст по фрагментам.
-Мы сравним с ними ваши предположения, посмотрим, насколько правильными были догадки, которые вы сделали на основе заголовка текста.
-Иногда я буду останавливаться, а вы будете мне подсказывать, что же могло произойти далее.
Дети слушают, предлагают главные мысли текста, составляют план , работая в парах и обсуждая пункты плана.
Познавательные УУД(сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников)
Познавательные УУД
(анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы)
Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, понимать текст на слух, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, задавать вопросы, соблюдать правила речевого этикета)
Личностные УУД (ответственно и с сочувствием относиться к животным, живой природе, понимать чувства других людей, сопереживать, выражать своё отношение в конкретной ситуации)
2. Составление таблицы по тексту на доске:
Кто?Что?
Какой? Как?
Что делает? Что делал?
На дворе, собачонка, Двойка, её, ей
Кудлатая
Жила, знали, не знал
Малыши, в кусты , камни, собака, в неё
жалобно
Обижали, бросали, загоняли, скулила
Мария Ивановна, у неё, имя, оно
Плохое, однажды, плохо
Увидела, пожурила, относиться, судят, принадлежит
Над словами, Пятёрка, дело, в названии, они, её
Хорошая, понятливая, потом, вскоре, даже, разве
Задумались, приласкали, угостили, мог, оказалось, хотели назвать
-Попробуем составить таблицу:
Учащиеся высказываются, на интерактивной доске заполняют таблицу
Познавательные УУД
(перерабатывать и представлять информацию (содержание текста) в таблице)
КоммуникативныеУУД(учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении
3.Пересказ текста.
- Все готово к пересказу. Вы предлагаете друг другу свой вариант,
Дети работают в группаж, обсуждают.
Регулятивные (прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Коммуникативные
(учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли.
4. Орфографическая подготовка.
Учитель предлагает работу по группам.
-Вы должны в своей части текста найти и объяснить написание орфоргамм.
Ученика работают с текстом.
- прочитать текст
-найти и вставить пропущенную букву, устно подобрать проверочное слово,
-подчеркнуть опорные слова в своей части текста.
Предметные результаты (уровень освоения материала по русскому языку, применение полученных знаний при подготовке к изложению)
5. Целостное чтение текста вторично
Учитель читает текст целиком.
Дети слушают и запоминают.
Познавательные УУД
(Слушать и понимать информацию, представленную в виде текста)
6. Написание детьми текста изложения.
Учитель предлагает написать текст, опираясь нп слова таблицы.
Учащиеся работают письменно .
Познавательные УУД
(умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи)
Регулятивные УУД (осуществлять пошаговый контроль в форме сличения с заданным эталоном)
Предметные результаты (применение полученных знаний по русскому языку при письменной передаче текста)
Коммуникативные УУД (оформлять свои мысли в письменной речи)
7. Самопроверка.
Учитель помогает учащимся ( пользование словарями и справочниками)
Ученики выполняют проверку.
Личностные
(жизненное самоопределение, определение социальных и жизненных ценностей, ценностно-смысловая ориентация учащихся, установление учеником связи между целью учебной деятельности и результатом учения,).
3. Итог урока.
1.Итог урока.
-Какова была цель нашего урока?
-Мы её достигли?
-Что вам понравилось на уроке?-Что было трудно?
-Оцените свою работу на уроке.
-Удалось ли вам передать содержание текста?
Ведут диалог с учителем, высказывают своё мнение по уроку, делятся своими впечатлениями.
Познавательные
(Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности)
Текст изложения.
Собака Двойка.
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. Почему ей дали такую кличку, никто не знал.
Все малыши обижали Двойку. В неё бросали камни, загоняли её в кусты. Собака жалобно скулила.
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и пожурила ребят. Нельзя относиться плохо к собаке только за то, что у неё плохое имя. Ведь не по имени судят, а по тому, кому оно принадлежит.
Малыши задумались над словами учительницы. Потом они приласкали Двойку и угостили её кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятеркой. Но разве дело в названии?