Просмотр содержимого документа
«Использование коррекционных упражнений на уроках русского языка»
Использование коррекционных упражнений на уроках русского языка
Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных (познавательных), общеучебных и коммуникативных навыков.
Следовательно, обучение учащихся с нарушениями письменной речи должно быть направлено не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к уроку и правильного распределения времени, планирования, самоконтроля и т. д. Обычно это относят к сфере деятельности педагогов-психологов. Однако результаты исследований в коррекционной педагогике, проведенных в России и за рубежом (в США, Бельгии и других странах), подтверждают эффективность комплексного мультидисциплинарного подхода к проблемам развития ребенка.
Вашему вниманию предлагаются некоторые коррекционные приемы по формированию у учащихся с нарушениями письменной речи навыков учебной деятельности, которые могут использовать как учителя русского языка на своих уроках, так и учителя-логопеды на своих занятиях.
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.
Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе обучения.
УПРАЖНЕНИЯ, направленные на развитие умения воспринимать словесную или письменную инструкцию
1. «Знакомый — незнакомый»
учащиеся записывают в тетрадях цифры от 1 до 10. Педагог дает инструкцию: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления (-).
Учитель диктует словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины.
В конце работы проводится выборочная проверка, например: «Кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие "гласные звуки"». Объясните, что это такое». * Это упражнение полезно проводить 3-4 урока подряд.
2. «Что нового?»
Ученикам предъявляется текст для списывания или читается текст диктанта, в который введена явно новая для детей информация. По прочтении текста педагог задает вопросы: «Что нового вы узнали? Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали?».
* Прием «Что нового?» при анализе текста способствует развитию умения отличать новую учебную инструкцию от прежней, знакомой. (Например, часто бывает, что дети, получив задание писать слова в столбик, пишут их в строчку — это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового.)
3. «Письмо с пропусками».
Педагог дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем педагог предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. * Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика — саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
УПРАЖНЕНИЯ, направленные на развитие умения планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану
1. «Определи порядок действий».
Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно ка-рандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
Пример:
1 3 2
Прочитай текст. Выпиши найденные тобой существительные с безударными падежными окончаниями.
4 5
В каждом слове выдели окончание, обозначь склонение и падеж.
* учитель напоминает детям, что на уроках математики им встречаются сложные примеры, в которых вычисления нужно совершать в определенном порядке (например, выполнить действия в скобках и с полученным результатом совершить следующее действие). Задание к упражнению в учебнике русского языка тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. А перед выполнением нужно подумать, что следует сделать сначала, а что потом.
2. «Помогите другу».
Составление плана выполнения домашнего упражнения.
Пример: Спиши, вставляя пропущенные буквы и нужные знаки препинания. Во всех предложениях подчеркни главные члены.
Варианты организации работы:
План составляется в процессе беседы с учащимися, причем они аргументируют свои предложения, а педагог записывает пункты плана на доске.
Пункты плана в беспорядке написаны на доске, а учащиеся определяют порядок выполнения домашнего задания, аргументируя свои действия.
3. «Составьте алгоритм».
Учащиеся совместно с педагогом составляют алгоритм решения определенной учебной задачи. Например: алгоритм проверки слова с безударным гласным в корне.