Межпредметная связь: познание мира «Водоёмы Казахстана», литературное чтение легенда «Или и Каратал».
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, музыкальное сопровождение (гудок парохода, шум прибоя), карта Казахстана.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Я рада вас видеть на нашем уроке. Желаю всем хорошего настроения, а ребятам отличных ответов. (слайд 1-улыбка)
Сообщение темы
Тема нашего урока: «закрепление табличного умножения и деления случаев 4 - 6»
(слайд 2-тема)
Постановка цели
- Ребята, наш урок мне хочется начать со слов английского философа Роджера Бэкона:
«Тот, кто не знает математики, не может узнать другие науки и не может познать мир».(слайд 3-высказывание)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (высказывания детей)
- Сегодня на уроке мы продолжим познавать мир, и отправимся в путешествие. Как сказал Ж.Верн «».(слайд 4-Ж/В)
(слайд 5-цель) Нас ждут задачи, и примеры. Смекалку будем развивать. И знанием таблицы умножения на уроке попробуем блистать. Что знаем – будем повторять, что забыли, будем вспоминать. (слайд 6-задачи)
2. Актуализация опорных знаний.
Работа в парах. Игра «Танграм» (слайд 7-танграм)
- Перед вами лежит игра «Танграм». В парах постройте судна, на которых совершите путешествия.
(учащиеся выполняют работу, учитель ведёт беседу)
- Вам интересно, куда мы поплывём?
Отгадайте загадку.
Белые барашки по синему лугу гуляют. (Море и волны)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
- Мы выйдем в море.
- Кто знает, что называется морем? (слайд 8-море)Шум прибоя
Море – это часть Мирового океана.
- А в Казахстане есть моря? (Каспийское и Аральское)
- Каспийское и Аральское моря не связаны с Мировым океаном и являются замкнутыми внутренними морями. На самом деле это озёра, а называются они морями из-за своих больших размеров.
На территории Казахстана много озёр и рек, с некоторыми из них вы познакомитесь во время нашего путешествия.
- У всех получились судна? Проверка по образцу(слайд 9-море+корабль «Танграм»)
- Молодцы!
В математике любая работа не обходиться без устного счёта.
Устный счёт (слайд 10- примеры)
- Чтоб работать быстро и ловко, для ума нам нужна тренировка.
Каспийское море, являющееся самым большим озером на Земном шаре. Это солёное море–озеро омывает границы пяти государств: России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. Площадь Каспийского моря в настоящее время - примерно 376 000 квадратных километров. Большая его часть принадлежит Казахстану.
В Каспийском озере водится огромное количество различных рыб и животных, более 1800 видов! Это - вобла, сазан, судак, карп, кефаль, лосось, щука, килька, лещ. Самые ценные осетровые. Здесь встречались осётры от 5 до 8 метров и стерлядь до 16 кг. В Каспийском море обитает морское млекопитающее – Каспийский тюлень.
(Слайд15- с картинками рыб)
- Давайте решим задачу и узнаем, чему равна максимальная глубина озера, длина береговой линии, и сколько километров находиться в Казахстане.
Задача
Длина береговой линии более 7000 км, из них на территории Казахстана находится на 5000 км. а максимальная глубина Каспийского моря-озера на 975 км меньше его протяжённости на территории Казахстана. Чему равна максимальная глубина Каспийского моря – озера. (слайд 15-)
Дл б/л – 7 000 м
Дл в Кз - ?км, на 5 000 км
Гл - ? км, на 975 км
- А какие полезные ископаемые добывают на побережье каспийского моря?
(нефть и газ)
- Да, богатые месторождения нефти и природного газа по берегам и под водой Каспийского моря.
- Хорошее дело - задачи решать, записывать кратко.
Но без быстрого счёта, остановиться любая работа.
Решим задачу на внимание, умение, терпение.
Логическая задача. (слайд 16, 17-камни)
Геологи нашли 7 камней. Массы, которых 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг и 7 кг. Эти камни разложили в четыре рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинакова. Как это сделать? После решения гудок.
- На нашем пути Аральское море-озеро. (слайд 18 Аральское-)
(Справку читает ученик)
Аральское море-озеро находится в средней Азии. Оно омывает границы двух государств Узбекистана и Казахстана. Это бессточное море-озеро совершенно недавно считалось четвёртым по величине озером в мире. Сейчас резко сократился приток пресной воды из рек Амударья и Сырдарья. Также полностью прекратилось поступления воды из таких крупных рек как, Чу, Талас и Сары-Су, Великое озеро стремительно, высыхает.
На р. Сырдарья построены водохранилища, для получения эл. Энерг., всё это привело к снижению уровня воды.
Сегодня на орошение полей хлопчатника и риса уходит значительная часть стока этих двух рек. Осадки в виде дождя и снега, а также подземные источники дают Аральскому морю намного меньше воды, чем ее теряется при испарении, в результате чего водный объем озера-моря уменьшается, а уровень солености возрастает. Многие виды рыб погибли. Изменяется климат.
Работа по слайду
- Площадь Аральского моря-озера раньше занимала около 68 тысяч квадратных километров. Но за последние 50 лет уменьшилась в 4 раза. Само море-озеро разделилось на две части – Большой и Малый Арал.
(слайд 16- разложить числа)
- Давайте найдём 1/4часть от 68 000 км². – На какие два слагаемых разложим число 68
(40 и 28) 40 : 4 + 28 : 4 = 17, т.е. сейчас площадь Арала составляет примерно 17 000 км².
- А вы, ребята, умеете площадь вычислять?
- Чтобы площадь уметь вычислять, надо важное правило знать и про единицы измерения не забывать.
- Как вычислить уменьшенную площадь озера? (С помощью палетки: (а + в) : 2)
- Как найти площадь квадрата?
- В каких единицах измерения вычисляется площадь?
- Сторона квадрата 6 см вычислите его площадь.
Чему равна площадь квадрата? (36 см²)
ФИЗМИНУТКА РЕЛАКСАЦИЯ
Презентация с музыкальным сопровождением и тезисами «Природа»
Отдохнули, отправляемся дальше. Но, что-то мы проголодались!?
А сладости к чаю ещё не готовы, т.к. кок не может разобраться с мукой. Поможем ему?! (работа по учебнику с. 140 № 6 (в))
Дифференцированная работа.
1 уровень
Купил – 40 кг
Испёк – 6 тр. по 2 кг мк.
Осталось - ? кг мк.
40 – (2 ∙ 6) = 28 (кг)
Ответ :: осталось 28 кг муки.
2 уровень
Дополнительно. На сколько кг муки стало
3 уровень
Устно № 6 (б). Проверка
- Неинтересен урок без задач. Задачи заставляют думать, анализировать и рассуждать, а чтобы ошибок не допускать надо уметь вычислять. Давайте ещё один номер выполним.
Коллективная работа устно № 7 стр. 141
После решения гудок.
- Наше путешествие продолжается на удивительное озеро Балхаш. (слайд 14- Балхаш)
Во 2 классе мы с вами читали легенду «Или и Каратал». В этой легенде рассказывается о том, как появилось озеро Балхаш. А чем же это озеро удивительно нам расскажет (Справку читает ученик)
Озеро Балхаш одно из крупнейших бессточных озёр после Каспийского и Аральского морей. Уникальность озера Балхаш состоит в разной минерализации западной и восточной частей. Западная часть подпитывается водами реки Или и наполнена пресной водой. Или – самая крупная река в Семиречье. Она является третьей рекой по объёму в Казахстане после Иртыша и Урала.
Восточная часть озера Балкаш соленая, еёпитают рекиКаратал, Аксу, Лепсы, Аягуз.
В настоящее время началось резкое обмеление озера. Солёной воды становится больше - этому способствуют и сбросы в озеро промышленных отходов.
Природа озера тоже очень удивительна. В озере каждый год добывают от 8 до 10 тысяч тонн рыбы. В озере водится много редких рыб: сом, лещ, форель, усач, белый амур. Только здесь водятся аральский усач и шип, вымершие в Арале. А балхашские окунь и маринка занесены в Международную Красную Книгу.
- А каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих)
- Когда-то в районе озера Балхаш водились тигры. Они были сходны с бенгальской разновидностью. Сегодня это исчезнувший вид и даже в зоопарках их не осталось.
- Ширина озера Балхаш от 35 до 44 метров.
Назовите чётные числа в отрезке от 35 до 44. (36,38,40,42).
Какие числа называются чётными? (числа которые делятся на 2)
Решив уравнения, мы узнаем глубину и длину Балхаша.
Уравнения
668 - Х = 6 ∙ 9 34 - Х = 48 : 6
668 - Х = 54 34 - Х = 8
Х = 668- 54 Х = 34 - 8
Х = 614Х = 26
Его длина составляет 614 км, а максимальная глубина озера 26 метров.
Пока решали уравнения, мы приплыли на озеро Зайсан.(слайд 5, фотографии с изображением озера)
Это огромное пресноводное озеро в Восточно-Казахстанской области. Озеро проточное, в него впадают реки Чёрный Иртыш, Жарма, и др., а вытекает одна река – Иртыш. На Зайсане находится рыбное хозяйство по добыче икры. Водится ондатра. Озеро Зайсан древнее озеро, когда то на его берегах и в озере водились динозавры.
В легенде, связанной с названием Зайсан, говорится: «В один из годов калмыки, истреблённые голодом, нашли пристанище у этого озера, кормились рыбой и спаслись от голода. Так озеро стали называть Заасинг – нор – хорошее озеро».
Озеро Зайсан занимает площадь 5 510 квадратных километров, глубина от 10 до 12 метров. В Зайсане встречается 23 вида рыб.
- В конце нашего путешествия мы проплывём по двум крупным река нашей страны.
(слайд 14-Ишим)
- Но русло реки узкое и встречные корабли не могут разъехаться. Давайте подумаем, как им помочь? (слайд 14 Задача - корабли)
- Интересно задачи решать, из решений много можно узнать.
Река Иртыш протекает по территории Китая, Казахстана и России. Общая длина реки – 4248 км (на территории Китая – 525 км, Казахстана – 1835 км, России – 2010 км) Вдоль реки Иртыш расположены такие крупные города, как Усть – Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар и на территории России город Омск.
В реку Иртыш впадает крупная река Ишим, по которой мы вернёмся домой. Вдоль неё на территории России расположен город Ишим, далее в Казахстане город Петропавловск и столица нашей родины Астана. Ишим берёт начало в горах Нияз (Сарыарка). Русло реки извилистое, ширина его от 40 до 200 м.
- Что называется руслом?
- Что такое приток?
- Решив пример, мы узнаем длину Иртыша.
1689 + (1000 - 239) = Река Ишима длиной 2450 км.
- В конце нашего плаванья я проверю вашу память и внимание. Вопросы будут не только на знания математики, но и на знания о водоёмах республики Казахстан.
- Пока Ксюша вычисляет длину Иртыша, я приведу вам несколько утверждений. Ответы будете отмечать в тетради цифрами через запятую. Если они верны вы, ставьте 1, если утверждение не верно, ставьте 0.
«Информационный диктант».
Уникальность озера Балхаш состоит в разной минерализации западной и восточной частей. (1)
На реке Иртыш расположены города Петропавловск и Астана. (0) (Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Павлодар)
В Казахстане более 40 тысяч озёр. (1)
В Аральское море впадают реки Ишим и Иртыш. (0) (Сырдарья, Амударья)
Известное казахстанское озеро Зайсан пресное. (1)
В озеро Балхаш впадают реки Или, Какатал, Лепсы, Аягоз (1)
Самое крупное озеро в мире Каспийское (1)
Длина прямоугольника 9 см, ширина 6 см. Площадь равна 54 см (0)
Самая длинная река в Казахстане Иртыш (1)
Сумму чисел 22 и 13 разделить на 5 получается 9 (0)
Площадь прямоугольника это сумма длин всех сторон (0)
Столица нашей Родины расположена на реке Ишим (1)
Взаимопроверка по образцу: 1,0,1,0,1,1,1,0,1,0,0,1.
После решения даём гудок.
- На этом наше плаванье подошло к концу.
В заключение нашего путешествия мы совершим экскурсию по Астане.
Проверка усвоения знаний по теме «Охрана воды»
- За 100 лет природа сильно изменилась? (Ответы учащихся).
- Как вы думаете, она изменилась в лучшую сторону? (Ответы учащихся).
Учитель. Реки тогда были широкие и глубокие, могучие, бурные и спокойные. Несли свои прозрачные воды в озёра, моря, океаны, а кругом стояли дремучие, непроходимые леса.
Учитель. Совсем недавно люди поняли, что всего: чистых рек и озёр, дикого леса, родников и ключей, питающих реки, озера становятся всё меньше и меньше. А значит, на земном шаре становиться меньше запасов, какой воды?
- Какой вывод сделали из сегодняшнего урока?
Итог
Что нового вы узнали на уроке? Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
- Кого из вас эта тема заинтересовала? Почему?
Оценки
- Кто довёл свой корабль до конца пути без затруднений при выполнении заданий?
Учитель объявляет оценки.
- Поздравьте друг друга с удачным плаванием и прибытием на берег!
Домашнее задание.
- Составить кроссворд на тему «Водоёмы Казахстана». По матем с. 140 № 4, № 5
Рефлексия.
- Какое настроение получили от сегодняшнего урока?
- На смайле напишите настроение.
– Достигли мы целей путешествия? – Продолжите, пожалуйста, предложение. Слайд 19.
На уроке меня порадовало (огорчило) … На уроке мне было интересно (скучно, трудно) … Я узнал …, научился …
– Встаньте, пожалуйста, те, кто уходит с урока с хорошим, солнечным настроением, …кто – с переменным …, а кто – с пасмурным.