Конспект
интегрированного
урока.
Чтение и письмо.
Тема: В. Осеева «Печенье»
«Правописание гласных после шипящих.»
Русинова Ольга Николаевна
учитель начальных классов.
Задачи :
совершенствовать навыки выразительного, правильного чтения;
навыки работы с текстом;
навыки работы в группах;
совершенствовать навыки письма изученных букв, правило правописания сочетаний ча - ща - ;
воспитывать уважение старшим, к семейным традициям;
прививать навыки культурного поведения;
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Сегодня у нас много гостей, которые пришли посмотреть чему и как мы научились.
(Подравняйтесь, успокойтесь, закройте глаза, вспомните что-нибудь приятное, и с хорошим настроением за работу).
2. Дидактическая игра «Буквы заблудились». 5
- Начнём наш урок с игры «Буквы заблудились».
(на доске - в 1 домике окна:
синее и зел., во 2 – синее,
в 3 – зелёное)
- В этих домиках
Живут буквы.
Но вот однажды несколько букв заблудились и не могут найти свой домик.
Помогите им, но постарайтесь объяснить, почему буква живёт в этом домике.
( М П Р Ж Ш Ч Щ )
(буква м обозначает 2 звука [М] и [М’] и т.д.)
А остальные ребята непросто смотрят, а оценивают (+ –).
- Что можно сказать о буквах, живущих в этих домиках?
(они обозначают согласные звуки)
3. Упражнения в каллиграфии. 7
А какую букву будем писать сегодня догадайтесь, послушав стихотворение:
диф. подход (хорошо читающий ученик)
1) В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Чижик был в гостях у тётки,
Он на чай летал к чечётке.
Чудо-чай вечерком
Да в прикуску с червячком
Сахарным!
- Какую букву будем повторять?
- Как догадались?
(много слов со звуком [Ч’])
- Назовите слова, которые запомнили? (с [Ч’])
2) Письмо букв Чч:
- откройте тетради;
- положите правильно;
- проверьте посадку;
- напишите строчку заглавной и строчной букв Чч;
3) Письмо сочетания ча:
- посмотрите на соединение на 2 строке;
- сделайте вывод, какое правило будет на уроке?;
(ча- и ща- пиши с а )
- полстрочки ча ;
4) Угадайте слово ч_ й
- какую букву надо вставить;
- почему?; (2 раза слово чай)
- подберите схему к слову «чай»
- интонируем хором чччаааййй
- докажите:
Оба согл. мягкие звуки
5) Запись предложения: Работа в парах.
- а сейчас поработайте в парах;
- возьмите карточки со словами;
- составьте предложение;
(помните о правилах работы в группах • знак окончания работы)
- прочтите друг другу хором.
Чиж летал на чай.
(- чтение хором орфографически)
- сколько слов в предложении?;
- найдите слово-ловушку;
(первое слово в предложении пишется с большой буквы)
- запишите предложение на 3 строке;
6) Самопроверка, самооценка: + –
(На доске: Чиж летал на чай.)
- кто написал без ошибок? +
- кто сам нашёл и исправил ошибку?
(рада, что многие написали без ошибок, а остальным советую быть по внимательнее, и всё получится)
7) Физкультминутка: (чаепитие сопровождается музыкой, изобразите игру на музыкальных инструментах, а я угадаю; едем дальше)
Повторяйте за мной:
Загудел паровоз
И вагончики повёз.
Ча-ча-ча
Чу-чу-чу!
Далеко я укачу-у-у! (с движением)
8) Чтение предложения с разными знаками: • ? !
А теперь прочтите предложение выразительно. (кто запомнил, как наз-ся:
Чиж летал на чай . ? ! (выразительно)
9 ) Подбор к слову чай слов с вопросом. на доске: чай (какой?) , ,
(вкусный, душистый, сладкий, горячий, крепкий…)
- что обозначают такие слова? (признаки предмета)
А вот всегда ли чай бывает таким и приносит удовольствие?
- послушайте рассказ Валентины Осеевой «Печенье».
4. Работа над рассказом «Печенье».
1) Чтение учителя:
- Понравился вам рассказ?
- А понравились ли мальчики, герои рассказа? Почему?
2) Речевая разминка:
- Сначала подготовим язычок и связки к работе: скороговорка
Черепашка не скучая,
Час сидит за чашкой чая:
а) хором;
б) друг к другу;
в) индивидуально;
3) Словарная работа:
Обратите внимание на слова:
ЗАЗВЕНЕЛА
СМЕРИЛ ГЛАЗАМИ (как сказать иначе сравнил)
РАССЫПЧАТОЕ
СЪЕДЕНО (хором)
4) Самостоятельное чтение вполголоса: стр. 116
- помечайте трудные слова при чтении.
- какие слова отметили, а какие с ча ?
5) Выборочное чтение:
а) Найти и прочитать, какое настроение было в семье в начале рассказа?
б) Какие слова это подтверждают?
(весело зазвенела чашками)
(все уселись за стол дружно)
в) А как закончилось чаепитие?
г) Почему изменилось настроение у мамы и бабушки?
(Только ли потому, что им не досталось печенья? (обидно, что дети такие невнимательные))
д) Так для кого чай оказался приятным?
А вот почему так получилось, поговорим чуть позже, а сейчас сам. Работа по вариантам.
5. Самостоятельная работа.
1) Зад. №4, с. 117
- Какое правило будете помнить?
1 вариант
- составить и записать слова с –чай на конце (заканчивающиеся слогом –чай)
2 вариант
- составить и записать слова, которые начинаются слогом чай-
Слабым диф. (кому нужна помощь?)
диф. п. – кто справится быстрее найти (для сил.) и выписать из текста слова с ча- ща-.
1 в. 2 в.
о тве ник
в стре чай ная
з аме ка
2) Взаимопроверка.
- А теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу друг друга + –
3) Чтение по вариантам (сигналят все).
Физкультминутка:
Все часы идут вот так: (сдвижением, с наклонами)
Тик-так, тик-так,
Налево-так, направо-так
Тик-так, тик-так.
6. Работа в группах.
- А теперь попробуем выяснить, почему не удалось чаепитие в этой семье?
Выполните задания в группах:
(выберите, кто будет выступать)
1гр. Как вы думаете, правильно ли разделили мальчики печенье? А как бы поступили вы?
(так какими словами можно охарактеризовать мальчиков?)
2гр. Выберите слова для характеристики героев рассказа
внимательный
вежливый
жадный
культурный
недоверчивый (объясните, почему выбрали эти слова?)
3гр. Чему по вашему ещё не научились мальчики?
(дружить, уважать старших ...)
4гр. Объясните слово «эгоист». Каких людей называют эгоистами? Можно ли назвать эгоистами героев рассказа?
(Эгоист – человек, отличающийся себялюбием)
Учитель: Почему? В каком рассказе девочка поборола свой эгоизм?
5гр. Сравните рассказы «По ягоды» и «Печенье» - Почему они поставлены рядом?
6гр. Прочтите пословицы. Какая из них подходит к рассказу? Объясните:
Умел ошибиться, умей поправиться.
О дереве судят по плодам, а о человеке по делам.
Важен не обед, а привет.
6. Итог урока.
- Чему вас научил рассказ? Автор?
- Кому было интересно на уроке?
- Кто получил пользу?
- Пригодится ли правило?
7. Творческое задание по желанию детей.
1) Попробуйте придумать окончание рассказа так, если бы мальчики поняли свою ошибку.
2) Рассказать как в вашей семье проходит чаепитие?