Конспект
интегрированного урока
чтение - письмо
«Разделительный мягкий знак»
1 класс
УМК «Перспектива»
Учитель начальных классов: Завертайло Е.А.
Интегрированный урок чтение – письмо.
Тема: «Разделительный мягкий знак».
Цель урока: формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный мягкий знак, формировать навыки чтения с данными буквами,
развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций, способствовать развитию памяти, внимания, орфографической зоркости,
воспитывать читательский интерес, умение слушать других, учить работать в паре.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Вы к нему готовы? Хорошо, присаживайтесь.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы отправимся в волшебный мир сказки.
- Ребята, вы любите сказки? Тогда для Вас не составит большого труда отгадать загадку про героя одной замечательной сказки.
Звучит песня «Бьют часы на старой башне» из кинофильма «Приключения Буратино». (Слайд 1)
Послушайте загадку.
С голубыми волосами
И с огромными глазами.
Дружит с Буратино,
А зовут ее … (Мальвина)
Рисунок с изображением Мальвины. (Слайд 2)
-Мальвина и Буратино приготовили для нас стихотворение.
Сейчас я его прочитаю, а Вы скажите мне, какие буквы русского алфавита не перечислены в этом стихотворении.
Ы, Ъ, Ь
- Как Вы думаете, какая из трёх букв здесь лишняя? (Ы)
- Почему? (Буква Ы обозначает звук, а Ь, Ъ звуки не обозначают).
- Ребята, чтобы Вы хотели узнать нового о Ь? ( Для чего он нужен в речи).
3. Повторение изученного материала
Звуко – буквенный анализ слова Мальвина.
Давайте составим схему имени Мальвина. С чего мы начинаем? Что нужно сделать, чтобы определить ударение в слове Мальвина? Позовите Мальвину. Сколько слогов? Как проверить? Обозначим слоги. Прочтите первый слог. Из каких звуков он состоит? (Характеризуют каждый звук.)
Аналогичная работа проводится с остальными слогами. (Дети составляют схему слова на индивидуальных наборных полотнах).
- А теперь составим слово Мальвина из букв (учитель или ученик на доске, остальные дети могут составить из букв разрезной азбуки).
- Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше?
- Какую роль выполняет Ь в этом слове? (Смягчает согласный звук).
Физминутка
4. Изучение нового материала
- Сегодня мы узнаем, какую еще работу в слове может выполнять буква Ь. Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:
Он Мальвину полюбил,
Грустным и печальным был. (Пьеро - картинка) (слайд 4)
- Давайте составим схему имени Пьеро. Позовем его, чтобы узнать на какой слог падает ударение. Сколько слогов? Произнесите первый слог. Что мы слышим? Какой первый звук? Каким цветом его обозначим? Какие звуки слышим дальше? Послушайте, я произнесу: [й’э]. Как обозначим это слияние звуков? Произнесите второй слог. Какие звуки мы слышим? Каким цветом обозначим? Сколько звуков? Прочитаем слово по схеме.
- А теперь посмотрите, на доске я с помощью букв записала это имя: Перо.
- Все ли правильно я записала? Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!
Учитель разрезает карточку «перо», отделяя букву п от еро. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.
- Получилось имя? Прочитайте его. Всего лишь одна такая буква, и перо стало Пьеро. Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? Перед какой буквой стоит мягкий знак?
Какой же вывод можно сделать? Для чего нужен в этом слове Ь? Что он разделяет?
Правило.
Я открою вам секрет. В слове Пьеро буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
- Итак, почему Ь знак в слове Пьеро называется разделительным?
- После каких букв он пишется? Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь?
(Слайд 5)
Работа над предложением.
Мальвина и Пьеро – друзья.
-Сколько в предложении слов? Назовите 1, 2, 3, 4.
-Почему слова Мальвина и Пьеро написаны с больших букв. Составьте схему предложения.
Определите роль Ь знака в слове друзья.
Определение роли Ь (Работа в «Прописи»)
- Ь помог нам превратить перо в Пьеро. Такое он может делать и с другими словами. Я буду называть один предмет, а Вы – много.
(Слайд 6 - 11)
Лист – листья
Крыло – крылья
Перо – перья
-Какую роль играет в этих словах Ь? Сколько звуков обозначает гласный, стоящий после Ь? Какие это звуки?
(Слайд 12 ) – стих про Ь
Физминутка для глаз. (Слайд 13-14)
Работа по учебнику с.60
-Ребята, какие бывают перья?
-Вспомните сказку «Приключения Буратино». Мальвина всегда учила Буратино.
-Чем писал он в своих тетрадях? (Стальным пером) (Слайд 15)
Слово перо может обозначать разные предметы. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.
5. Закрепление
- А теперь немного поиграем. Для нас есть задание от главного героя сказки «Золотой ключик»
- Кто этот герой? А задание такое. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова. (Слайд 16)
Самостоятельная работа.
Найти и выписать слова с разделительным Ь. «Пропись» с. 58
- Какую роль выполняет Ь в имени Мальвины? Значит к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова. А в имени Пьеро какую роль выполняет Ь? И к Пьеро пойдут те слова, в которых есть разделительный Ь.
Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.
Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто, перья, крылья, стулья, сучья, деревья, братья.
- Сказочные герои, которые с нами сегодня уже второй урок, очень гордятся своими именами. Мальвине и Пьеро очень нравится, что в их именах есть Ь. И поэтому они решили нам напомнить и другие имена, в которых тоже есть Ь. Прочтите их. (Слайд 17).
Наталья
Софья
Ольга
Татьяна
Илья
- Найдите среди этих слов лишнее.
Лишнее имя Ольга, т.к. здесь Ь указывает на мягкость согласного, а в остальных именах есть разделительный Ь. Дети так же могут назвать имя Илья, т.к. оно мужское.
6. Итог урока. Рефлексия.
- О какой букве мы говорили с вами эти два урока? Какие роли Ь может выполнять в словах? Какие буквы разделяет Ь? Что происходит с буквами Е, Ё, Ю, Я, если они стоят после разделительного Ь?
- Спасибо вам за урок! Звучит песня «Бьют часы на старой башне» из кинофильма «Приключения Буратино». (слайд 18)
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.