Цель урока:развивать познавательный интерес и ответственность; способствовать нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию. Совершенствовать вычислительные навыки. Задачи урока: 1.Систематизировать знания по решению составных задач. Формировать вычислительные навыки при решении на сложение и вычитание многозначных чисел. 2.Развивать внимание, память, мышление, творческие способности. 3.Воспитывать бережное отношение к живому, желание охранять окружающую среду. | Ресурсы: (материалы, источники) Макеты цветов, карточки для устного счёта, конверт с письмом, эмблема защитного поля, эмблемы экспертам, аудио с записью шума воды, видео «Живёт повсюду красота» |
Ход урока: Позитивный настрой «Всё видеть, всё понять, Всё знать, всё пережить, Все формы, все цвета Вобрать в себя глазами. Пройти по всей земле Горящими ступнями, Всё воспринять И снова воплотить». Беседа Ребята, на уроке математики мы не только будем производить расчёты, но и говорить об экологии. Что такое экология? (Ответы детей). Экология - наука, изучающая взаимоотношения животных и растении с окружающей средой, проблемы ее охраны. В каждой науке есть специалисты. И у нас они тоже будут. Давайте выберем экспертов по воздуху, по воде, по растениям и животным. (Предложить каждому ряду кем бы они хотели быть.) Экспертами выбираются дети, которые имеют по математике "4" и "5". Им выдаются эмблемы. А мне вы доверите должность главного эксперта, который будет координировать и оценивать работу экспертов и сотрудников. Задание Давайте начнем программу по очищению воздуха. Эксперты по воздуху, будьте внимательны. Зачем и от чего нам нужно очищать воздух? 1) К нам в класс попали вредные вещества. Если вы решите данные примеры, то ликвидируете эти вещества: 45+13 23+70 33+17 77+12 32+53 42+15 Что помогло вам очистить воздух? (Правила сложения и вычитания на двухзначное число.) Эксперты, верно ли были названы правила? (Анализ работ учащихся экспертами). Молодцы, но в воздухе еще остались вредные вещества, и теперь нам нужно поработать каждому. Нужно производить расчеты устно, а записывать только результаты. 2) Арифметический диктант. (2 ученика выполняют у доски, эксперты проверяют, остальные контролируют, самопроверка.). Найдите сумму чисел 35 и 50. Найдите разность чисел 50 и 25. Первое слагаемое 15, второе 25. Найдите суммы. Из какого числа нужно отнять 25, чтобы получилось 20. Уменьшаемое 16, вычитаемое 11, найдите разность. Найдите разность 100 и 99. Хорошо! Воздух очистили. И теперь мы прочитаем письмо. (Учитель берет конверт и достает письмо). Моряки нам сообщают о том, что в одно из озер попало нефтяное пятно. Они просили его очистить. По¬слушайте это послание. Эксперты по воде, внимание! Физминутка Молодцы, мы много произвели расчетов, а теперь давайте отдохнем. Спал цветок и вдруг проснулся - Встрепенулся, оглянулся, Больше спать не захотел. Взвился вверх и улетел. (Имитация движения.) Что это за интересный цветок, кого напомнили вам наши движения? (Бабочку.) Расскажи, что ты знаешь о бабочке, о насекомых. Какую пользу они приносят? Нужно ли их оберегать? (Рассказы детей). Молодцы, ребята! И как вы правильно сказали, больше всего насекомых обитает в траве, на полянах, собирают пыльцу, нектар с цветов. Мы с вами попали на поляну цветов. Посмотрите, сколько разных цветов у нас в классе! (Макеты цветов с примерами.) Об охране кого или чего сейчас пойдет речь? (Об охране растений.) Чтение стихотворения. Если я сорву цветок, Если мы сорвем цветы - Если ты сорвешь цветок, Опустеют все поляны Если все, и я ты, И не будет красоты. Задачи 2) Из моторных лодок и катеров в среднем за год в озеро попадает 65 л масла. Сколько литров масла попадает в воду из моторных лодок, а сколько из катеров, если лодки выбрасывают на 19л масла меньше, чем катера? Пока эксперты будут производить расчеты, сотрудники открывают учебники и в помощь экспертам проведут дополнительное вычисление. (Решение задач самостоятельно. Фронтальная проверка работы сотрудников, в это время учитель проверяет работу экспертов.) Творческая работа «Собери цветок» А у нас в классе цветы, которые можно сорвать. Они с секретом. Эксперты, сорвите по три цветка разного цвета и раздайте своим со¬трудникам 3 лепестка по 1 с каждого цветка. Глядя на лепестки, угадайте следующее задание. Ученики решают примеры: синий цветок - пример на умножение, красный - пример на вычитание, желтый - пример на сложение. Эксперты помогают сотрудникам. Проверка. У экспертов осталась серединка цветка - на ней ответы. Минутка тишины: (Музыка, журчание или шум воды). Представьте красивый, искрящийся водопад прямо над вашей головой. Это чистый водопад проходит через ваше тело. Слейтесь с этим водопадом. Теперь каждый из вас-водопад. Почувствуйте, как очищающая вода проходит от макушки через тело вниз, по рукам, до кончиков пальцев, дальше по животу и доходит до пальцев ног. А затем впитывается в землю, унося с собой всю негативную энергию. Поблагодарим Матушку - Землю за то, что она помогает нам очищаться, даёт силы и здоровье. Домашнее задание Стр.122 № 4 Беседа Объясни, какой вред природе могут нанести действия человека? Как вы думаете, нужно ли охранять природу 3)Какие задания для вас были трудными? 4) Какие понравились больше и почему? 5)Какие задачи вы хотели бы ещё решать? 6)Какое у вас настроение в конце урока? Почему? Заключительная минута урока Звучит музыка, учитель читает стихи. Есть просто храм, Он свят в любое время суток, Есть храм науки, Открыт для нас в жару и стынь. А есть ещё природы храм- Входи сюда, будь сердцем чуток. С лесами, тянущими руки Не оскверняй её святынь. Навстречу солнцу и ветрам. -Да, мы должны беречь и охранять храм природы. Дома вы будете продолжать производить расчёты. | Примечания (Ответы детей: от примесей, пыли и вредных веществ, чтобы никто не погиб, дыша грязным воздухом). Бабочка Рассказы детей Дети проверяют, находят свои ошибки и исправляют их Высказывание детей. |