Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»
Интегрированный урок (математика + окружающий мир + технология)
Учитель начальных классов Лучинина И.В.
Тема: "Круг, окружность. В царстве грибов. Пришивание пуговиц."
Методическая цель: развитие образовательного мышления путём информативности изучаемого материала об окружающем мире и математике.
Цели и задачи:
Образовательные: Познакомить с новыми понятиями – круг, окружность, радиус, диаметр. Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Научить пришивать пуговицы. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и швейной иглой.
Развивающие: Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, воображение, умение наблюдать, и анализировать. Активизировать словарь третьеклассников. Расширять представление об окружающем мире.
Воспитательные: Воспитывать любовь бережное отношение к природе, любовь к предметам окружающий мир, математика, технология.
– Мы начинаем наш урок. Нау роке сегодня у нас много гостей. Посмотрите сколько! – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке.
Проверим, как мы сидим: – Руки? (На месте) – Ноги? (На месте) – Локти? (У края) – Спина? (Прямая) – У нас впереди много интересной работы. И я вам желаю успехов на уроке.
- Хочу вас пригласить в воображаемое путешествие, а куда вы мне скажите сами, послушайте! (звуки леса) Слайд 2
II. Сообщение темы и целей урока
Мы в лес за наукой сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Мы будем учиться окружность чертить,
Природу родную беречь и любить.
– Давайте откроем тетради и запишем в них дату своего путешествия. (22 декабря).
III. Каллиграфическая минутка
- На экране числа. Слайд 3
72 36 12 40 56
ы р г и б
-Какое из этих чисел является наибольшим? ( 72)
Что вы о нём можете сказать?
Пропишите данное число по образцу в своей тетради.
- Расположите данные числа в порядке возрастания, и вы узнаете, что мы будем искать в лесу.
- Правильно, это грибы! Слайд 4
IV.Актуализация знаний детей.
Сейчас мы с вами отправимся в лесное царство грибов. Сколько грибов в лесу! Слайд 5
Но сорвать их может только тот, кто знает правила сбора. (Дети называют правила, которые знают, в дополнение открывается слайд с правилами, читают страницы учебника, слайда – дополняют) Слайд 6
Не собирать грибы, которые не знаешь.
Не собирать грибы старые, трухлявые.
Не выдёргивать грибы, а срезать их ножом или выкручивать. Ямку надо притоптать ногой и закрыть мхом.
Не переворачивать и не разбрасывать сухую листву и мох, под лучами солнца незащищённая грибница погибнет.
- Итак, правила повторили, пошли за грибами.
«Сорви грибок». Слайд 7,8
А теперь, дружок,
Реши пример,
Сорви грибок.
Работа по карточкам по вариантам. Решив примеры на них, они смогут узнать название съедобного гриба.
- Название каких грибов вы узнали? (опенок и масленок)
«Чей гриб?» Слайд9
Не только людям нужны грибы. Кому они ещё необходимы?
Угадайте, кто какой гриб нашёл?
«Грибные тайны». Слайд 10
- К каждому грибу есть своя тайна. Вот тайну одного из них вы сейчас узнаете.
Найдите верное равенство, и вы узнаете, какие грибы никогда не бывают червивыми:
Подберёзовик 3* 0 = 3
Лисички 100 – 40 = 60
Сыроежки 12 + 24 = 37
Опята 100 – 0 = 10
V.Физкультминутка.
Гришка шёл, шёл, шёл.
На полянке гриб нашёл.
Наклонился, гриб сорвал,
Высоко его поднял:
Вот какой красавец!
VI. Изучение нового материала
1.Опора на свои знания
- А какой же гриб самый вкусный и самый ценный? (Показываю модель белого гриба)
– Рассмотрите шляпку белого гриба. Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Круг) Слайд 11
– Я нарисовала шляпку гриба на доске.
– Что за геометрическая фигура получилась? (Круг)
– Кто из животных любит грибы? (Лоси)
– Жуки тоже любят грибы. Смотрите, какой жук поселился на нашем грибе.
– Ой, он съел наш гриб!
– Посмотрите, что осталось.
- Как называется данная фигура?
– Граница гриба – это окружность.
– Граница любого круга – это окружность.
– А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью. Слайд 12
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идет по краю круга И называется …
– С кругом вы знакомы с детства.
– Где мы можем встретить круг в лесу? (Озеро, пень, солнце, полная луна и т.д.) Слайд13
- А что такое круг!
КРУГ- это часть плоскости, ограниченная окружностью
- Попробуйте объяснить, чем отличается окружность от круга?
Окружность - это граница круга, а круг- это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью.
2. Игра «Круг и окружность» (Наклон вперед, если это круг, приседание, если это окружность)
кольцо, тарелка, обруч, крышка от кастрюли,
- Кто попробует на доске начертить окружность?
(2 – 3 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная. )
- Может у меня получится?
- Как мы можем добиться идеально круглой формы? (нужен инструмент)
Какой инструмент нам может помочь начертить идеальную окружность?
3. Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем”.
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Рассмотрите внимательно циркуль и скажите из чего он состоит.
Расскажите правила пользования циркулем. (листочки на столах)
- Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель? (Я думаю, что в центре окружности должна быть игла. Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.)
Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)
- Какой ножкой циркуль чертит? (Циркуль чертит грифелем.)
Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?
- Ребята, начертите у себя в тетради окружности.
- А теперь посмотрите внимательно на свой чертёж.
- Ту точку, на которой стояла ножка циркуля, обведите жирнее. Это – центр круга и окружности одновременно, обозначать мы ее всегда будем буквой О.
- На краешек моего «грибка» села мушка. Соединяю эту точку с центром. Это - радиус окружности и круга и обозначается он латинской буквой R.
- А теперь на «грибок» прилетела ещё одна мушка и села, напротив. Я проведу отрезок через центр от одной до другой. Такой отрезок называется диаметром, для его обозначения используется буква D.
3. Работа по учебнику.
- Сформулируйте правило, что такое центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Сравните свой вывод с выводом в учебнике стр.94, 96.
VII. Закрепление.
- Вы сейчас отправляетесь в самостоятельно прогулку (коридор).
1 вариант ребят – собирает названия предметов – круг
2 вариант – названия предметов – окружность.
(гнездо, яйцо, цветок, лепесток, солнце и т.п.)
Проверка. Слова, картинки располагаются в 2 столбика.
- А что такое окружность?
- Начертим окружность радиусом 6 см. (объяснение учителя как отложить циркулем 6 см.)
-Что такое круг? Можем ли мы превратить нашу окружность в круг? Сделайте это пользуясь красным карандашом.
- Модель вашего круга у вас на столах. Работая в паре, подумайте и сложите данную модель по диаметру. Какое сложение получилось? (пополам).
- Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить технику безопасности, работая с ножницами. (проговариваем)
- Договоритесь, кто из вас будет работать ножницами. Разрежьте модель пополам. Шляпка какого гриба у вас получилась?
- Он, очень красив и опасен! Слайд14
Средь хвойного бора,
Дремучего бора
Нельзя не заметить
Меня, мухомора!
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен.
Меня берегись –
Я очень опасен!
- Почему этот гриб опасен?
- Многие думают, что раз мухомор ядовит, то он вреден и его необходимо уничтожить. Так ли это? (Мухомор – лекарство для лесных жителей и украшение природы.)
- Но чего – то на этой шляпке не хватает? (белых крапинок)
- С помощью чего мы можем их добавить? (пуговиц)
VIII.Выполнение работы по образцу.
- Давайте поближе познакомимся с самой пуговицей.
- Для чего нужна пуговица? (Пуговицы служат для застёгивания и отделки одежды. Они бывают разных размеров, цветов, форм)
- Из чего их изготовляют? (Изготавливают пуговицы из разных материалов – они могут быть деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические, обтяжные из ткани).
- Для разных видов одежды (платья, пальто, брюк и т.д.) используют различные пуговицы. Поэтому их различают по назначению: плательные, пальтовые, костюмные, брючные, форменные, детские.
- Что нужно знать, чтобы правильно подобрать пуговицу? (диаметр пуговицы)
- Какие же пуговицы у вас на парте? Охарактеризуйте их.
- А зачем сегодня нам пуговицы?
- Каким способом прикрепляют пуговицы к изделию? (Ребята отвечают “Способ пришивание”) а поможет нам с вами ….
Птичка– невеличка Носик стальной Хвостик льняной.
(Ребята отвечают “Игла”)
- Вспомним технику безопасности при работе с иглой.
- Приступим к пришиванию пуговиц на нашу шляпку мухомора. Какие нитки будем использовать? (под цвет пуговицы)
- Подбираем пуговицы. Слайд15
- Кладём пуговицу с двумя отверстиями на отмеченный участок ткани и, начиная с изнаночной стороны, прокалываем иглой ткань по очереди в каждое отверстие – пришиваем пуговицу.
- Делаем 5 проколов в каждое отверстие. Пуговицу пришили. Необходимо закрепить нить с изнаночной стороны. Делаем два шва с накидом нити. Отрезаем нить ножницами.
- Таким способом пришиваем ещё 1-2 пуговицы. Грибная шляпка готова. Пришейте ножку к шляпке, только какими уже нитками.
-У нас получились замечательные мухоморы. Как вы думаете куда мы можем поместить их, где найдем им применение. (на елке) Давайте нарядим нашу елочку.
IX. Рефлексия.
– Мы заканчиваем путешествие по удивительному лесу.
- Вы хорошо поработали. Многое узнали сегодня на уроке. А теперь пришло время определиться каждому из вас, насколько прочны ваши знания. У каждого из вас есть оценочная таблица. Если вы уверены в своих знаниях, ставите “+”, если не уверены “ - ”
Знаю ли я:
Чем окружность отличается от круга.
Названия съедобных грибов.
Названия ядовитых грибов.
Как правильно собирать грибы.
Где и какие грибы собирать нельзя.
Умею ли я пользоваться циркулем.
X. Домашнее задание
- Домашнее задание будет вам состоять из 3 пунктов – 2 из них обязательно, а 3 по выбору:
1. Найдите верные равенства, и вы узнаете, какие из этих рекомендаций правильные:
Собирай только те грибы, которые, хорошо знаешь. 80:10*8=64
Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так
грибы будут лучше видны. 50:(10*5)=10
Не бери старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
60:( 2*5)=6
Лучше собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных
предприятий, чтобы далеко не ездить. 49-(64-44):2=29
2. Прочитать стр. 112-116 учебника
3. Подготовить сообщение о любом грибе пользуясь другими источниками информации (Учащиеся получают карточки с домашним заданием).
- Ребята, понравился ли вам наш урок? Если вам все понравилось и все было понятно, возьмите себе на память съедобный гриб с нашей полянке, а если что-то не совсем понятно, то несъедобный гриб. Покажите мне свои грибы. Я очень рада.
– Белый гриб приготовил вам и нашем гостям подарок. Слайд16