Оборудование: иллюстрации к сказке, отрывки из оперы Н. Римского-
Корсакова, видео сюжеты по мотивам сказки, иллюстрации
к сказке, портреты А.С. Пушкина, Н. Римского-Корсакова,
М. Врубеля, иллюстрация картины «Царевна-Лебедь»
Ход урока:1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой
Я очень хочу, чтобы вы улыбались
Работаю нашей, довольны остались
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех!
3. Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычный урок литературного чтения, а необычный он потому, что будет проходить в содружестве с уроком музыки и ИЗО.
4. Проверка домашнего задания.
-Какую сказку дома читали?
-Кто автор этой сказки?
-Где он родился?
-С кем он рос?
-Каким был Саша в детстве?
-Во сколько лет мальчик стал удивлять взрослых?
-От кого мальчик узнавал все о жизни русского народа?
-Как погиб А.С. Пушкин?
Не смотря на такую короткую жизнь, А. С. Пушкин оставил огромное количесто великолепных произведений. Которые радуют нас и по сей день. А многих творческих людей, композиторов и художников натолкнули на создание музыкальных произведений и написание художественных картин. Сегодня мы в этом убедимся.
-А теперь вернемся к нашей сказке и вспомним, с чего все начиналось?
5. Инсценирование отрывка из сказки.
Дети показывают начало сказки.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…..до слов «И завидуют оне государевой жене»
6. Работа по содержанию.
Дети кратко пересказывают содержание сказки по слайдам на интерактивной доске
-Вы заметили этот ненавистный взгляд сестер?
-За что же невзлюбили сестры и баба Бабариха царевну?
-Что произошло с царевной и сыном?(слайд №1)
-Смогли они выбраться из бочки?(№2)
-Найдите и прочитайте монолог матери
-При каких обстоятельствах произошла встреча Гвидона с лебедью?(№3)
-Как отблагодарила лебедь Гвидона?(№4)
-Кто приезжал в гости к князю Гвидону?(№5)
«Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах»
-Почему же Гвидон печалится?(№6)
-Кто постоянно мешает ему?(№7)
-Как же молодому князю удавалось повидать отца?(№8)
-Как он наказывал своих обидчиц?(№9,10)
-Ну и чем же закончилась сказка?(№11)
-А вы бы хотели побывать в гостях у князя Гвидона и увидеть три чуда?
-Кто нам расскажет о них?
Дети читают наизусть отрывки из сказки.
7. Прослушивание музыкальных отрывков из оперы Н. Римского-Корсакова «Три чуда»
Рассматривают портрет Н. Римского-Корсакова. Комментирование ведет преподаватель музыки Шарибджанова Э.М.
Николай Андреевич Римский - Корсаков, великий русский композитор, написавший множество музыкальных произведений по русским сказкам, в том числе и по сказкам А.С. Пушкина.
В 1900г появляется на свет его опера «Сказка о царе Салтане»
1)Прослушивание отрывка с видео изображением «Первое чудо»
«Внимание, говорят нам фанфары. – Сказка продолжается…
-И вы слышите, как музыка рисует волшебную белочку. Ее главную партию исполняет флейта, а также слышен напев русской народной песни, о которой упоминал А.С. Пушкин «Во саду ли в огороде..»
2) «Второе чудо»
«Внимание! – снова говорят нам фанфары. В этой музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум бурливого моря.
3) «Третье чудо». Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды. Вольно, широко разливается нежная музыка, как чудесная русская песня.
4) Дети прослушивают полный отрывок «Три чуда» из оперы.
-А теперь вы сможете описать музыкальный отрывок?
8. Творческая работа.
Ну, что ж ребята, сказка очень интересная и увлекательная. Она вдохновила художника М. Врубеля на создание портрета Царевны-Лебедя.
Михаил Александрович Врубель, знаменитый русский художник конца 19, начало 20 века. Его произведения - это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд.
Дети рассматривают иллюстрацию к картине.
Картина удивительна. В ней нет движения, все замерло в каком - то тревожном ожидании. Посмотрите, на ее взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. Вокруг темнота, и лишь она сама в белоснежном одеянии сверкает в лучах заходящего солнца.
Врубель создал образ, который стал символом девичий красоты и величия, таинственной прелести героинь русских сказок.
-Какие основные цвета задействовал художник?
-А кто из героев сказки понравился вам? Почему?
-Вот и мое задание, вы должны дома изобразить понравившегося героя или героев из сказки.
Задание: - составьте синквейн по понравившемуся герою (героям) сказки.
9. Итог урока.
Зачитывание синквейнов.
-Вам понравился урок? -Вы, довольны своей работой? - Значит, урок вас порадовал и каждый ощутил свой успех!
10. Домашнее задание.
Читать продолжение сказки в хрестоматии.
Нарисовать понравившегося героя из сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: иллюстрации к сказке, отрывки из оперы Н. Римского-
Корсакова, видео сюжеты по мотивам сказки, иллюстрации
к сказке, портреты А.С. Пушкина, Н. Римского-Корсакова,
М. Врубеля, иллюстрация картины «Царевна-Лебедь»
Ход урока:1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой
Я очень хочу, чтобы вы улыбались
Работаю нашей, довольны остались
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех!
3. Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычный урок литературного чтения, а необычный он потому, что будет проходить в содружестве с уроком музыки и ИЗО.
4. Проверка домашнего задания.
-Какую сказку дома читали?
-Кто автор этой сказки?
-Где он родился?
-С кем он рос?
-Каким был Саша в детстве?
-Во сколько лет мальчик стал удивлять взрослых?
-От кого мальчик узнавал все о жизни русского народа?
-Как погиб А.С. Пушкин?
Не смотря на такую короткую жизнь, А. С. Пушкин оставил огромное количесто великолепных произведений. Которые радуют нас и по сей день. А многих творческих людей, композиторов и художников натолкнули на создание музыкальных произведений и написание художественных картин. Сегодня мы в этом убедимся.
-А теперь вернемся к нашей сказке и вспомним, с чего все начиналось?
5. Инсценирование отрывка из сказки.
Дети показывают начало сказки.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…..до слов «И завидуют оне государевой жене»
6. Работа по содержанию.
Дети кратко пересказывают содержание сказки по иллюстрациям.
-Вы заметили этот ненавистный взгляд сестер?
-За что же невзлюбили сестры и баба Бабариха царевну?
-Что произошло с царевной и сыном?(слайд №1)
-Смогли они выбраться из бочки?(№2)
-Найдите и прочитайте монолог матери
-При каких обстоятельствах произошла встреча Гвидона с лебедью?(№3)
-Как отблагодарила лебедь Гвидона?(№4)
-Кто приезжал в гости к князю Гвидону?(№5)
«Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах»
-Почему же Гвидон печалится?(№6)
-Кто постоянно мешает ему?(№7)
-Как же молодому князю удавалось повидать отца?(№8)
-Как он наказывал своих обидчиц?(№9,10)
-Ну и чем же закончилась сказка?(№11)
-А вы бы хотели побывать в гостях у князя Гвидона и увидеть три чуда?
-Кто нам расскажет о них?
Дети читают наизусть отрывки из сказки.
7. Прослушивание музыкальных отрывков из оперы Н. Римского-Корсакова «Три чуда»
Рассматривают портрет Н. Римского-Корсакова. Комментирование ведет преподаватель музыки Шарибджанова Э.М.
Николай Андреевич Римский - Корсаков, великий русский композитор, написавший множество музыкальных произведений по русским сказкам, в том числе и по сказкам А.С. Пушкина.
В 1900г появляется на свет его опера «Сказка о царе Салтане»
1)Прослушивание отрывка с видео изображением «Первое чудо»
«Внимание, говорят нам фанфары. – Сказка продолжается…
-И вы слышите, как музыка рисует волшебную белочку. Ее главную партию исполняет флейта, а также слышен напев русской народной песни, о которой упоминал А.С. Пушкин «Во саду ли в огороде..»
2) «Второе чудо»
«Внимание! – снова говорят нам фанфары. В этой музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум бурливого моря.
3) «Третье чудо». Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды. Вольно, широко разливается нежная музыка, как чудесная русская песня.
4) Дети прослушивают полный отрывок «Три чуда» из оперы.
-А теперь вы сможете описать музыкальный отрывок?
8. Творческая работа.
Ну, что ж ребята, сказка очень интересная и увлекательная. Она вдохновила художника М. Врубеля на создание портрета Царевны-Лебедя.
Михаил Александрович Врубель, знаменитый русский художник конца 19, начало 20 века. Его произведения - это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд.
Дети рассматривают иллюстрацию к картине.
Картина удивительна. В ней нет движения, все замерло в каком - то тревожном ожидании. Посмотрите, на ее взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. Вокруг темнота, и лишь она сама в белоснежном одеянии сверкает в лучах заходящего солнца.
Врубель создал образ, который стал символом девичий красоты и величия, таинственной прелести героинь русских сказок.
-Какие основные цвета задействовал художник?
-А кто из героев сказки понравился вам? Почему?
-Вот и мое задание, вы должны дома изобразить понравившегося героя или героев из сказки.
Задание: - составьте синквейн по понравившемуся герою (героям) сказки.
9. Итог урока.
Зачитывание синквейнов.
-Вам понравился урок? -Вы, довольны своей работой? - Значит, урок вас порадовал и каждый ощутил свой успех!
10. Домашнее задание.
Читать продолжение сказки в хрестоматии.
Нарисовать понравившегося героя из сказки.
А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной